Как сообщают "Аргументы и Факты", на мероприятии поднимались вопросы о судостроении и судоходстве, также была презентована новая российская платформа "Северный полюс", предназначенная для исследования Арктики. О ней рассказали на круглом столе, проведенном Информационно-аналитическим центром Проектного офиса развития Арктики (ИАЦ ПОРА) совместно с организаторами международной выставки-конференции "НЕВА 2021". В мероприятии "Арктическое судоходство. Инновации в судостроении и эксплуатации судов" участвовали представители проектных и научных организаций, судостроительных верфей, производители судового оборудования и систем.
"Для того чтобы Арктика развивалась, необходим целый комплекс научных исследований", — отметил заведующий отделом ледовых качеств судов Арктического и Антарктического НИИ (ААНИИ) Владимир Лихоманов. Он добавил, что до сих пор большая часть исследований проводилась на дрейфующих станциях в экстримальных бытовых, научных и производственных условиях.
Специалисты ААНИИ сделали вывод о необходимости создания стационарного автономного сооружения, которое бы облегчило жизнь полярников в суровых арктических условиях.
"Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" уже спущена на воду и достраивается на Адмиралтейских верфях", — сообщил Лихоманов. Он также подчеркнул, что уникальное инженерное сооружение будет введено в эксплуатацию уже в середине 2022 года.
Сергей Буянов, генеральный директор Центрального института морского флота (ЦНИИМФ), рассказал о развитии инфраструктуры Северного морского пути (СМП) и о темпах строительства новых ледоколов, в том числе новейших серий 22220 "Арктика" и 10510 "Лидер". "Для обеспечения круглогодичной навигации по СМП требуется более современный флот, а все системы должны работать на порядок эффективнее, что просто невозможно без инноваций в отрасли", — отметил Буянов. Строительство судов для Арктики сейчас является драйвером развития всей судостроительной отрасли. "Абсолютное большинство проектируемых и строящихся сегодня на российских верфях судов связаны с Арктикой. Это наша ниша", — подчеркнул он.
Петр Звягин, заведующий Лабораторией фундаментальных основ ледотехнических исследований Политехнического университета Санкт-Петербурга, презентовал собственные исследования на тему инноваций в области взаимодействия судна и льда. "Вопрос изучения локальных ледовых нагрузок — один из ключевых в проектировании судов и сооружений для работы в арктических водах", — заметил ученый.
Владимир Якимов, научный сотрудник лаборатории ледокольной техники и ледовых качеств судов ЦНИИМФ, дал краткую характеристику современного состояния отечественного флота ледоколов и других судов ледового класса: "Флот с классом Российского морского регистра судоходства включает около 3000 судов ледового плавания, свыше 500 судов имеют ледовый класс Arc4 и выше, более 40 судов являются ледоколами". Крупнейшим оператором атомного ледокольного флота является ФГУП "Атомфлот", дизель-электрических ледоколов — ФГУП "Росморпорт", среди коммерческих компаний крупнейшими по количеству судов флотами располагают ГК "Совкомфлот", ГМК "Норильский никель", ПАО "Газпромнефть".
По словам Якимова, значительная часть аварийных ситуаций происходит по вине экипажей. На на сегодняшний день существует два похода к обеспечению безопасности эксплуатации судов в ледовых условиях: система оценки безопасных режимов движения судна во льдах на основе требований к ледовой ходкости и ледовой прочности, принятая в отечественной практике, и используемая на западе POLARIS — система оценки эксплуатационных ограничений в полярных водах на основе индексации рисков. В завершение своей презентации докладчик рассказал о проектах, которые разрабатываются в Лаборатории ледокольной техники и ледовых качеств ЦНИИМФ.
Александр Горобцов, проректор по конвенционной подготовке и обеспечению плавательной практикой ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, подчеркнул важность кадров для отрасли проектирования, судостроения и эксплуатации судов в арктических водах, а также рассказал о Центре арктических компетенций в рамках ГУМРФ, который готовит кадры для работы в сфере эксплуатации судов в Арктике.
Подводя итог, модератор Игорь Павловский отметил, что, только используя свой богатый опыт, научные и производственные наработки в области создания судов для Арктики, Россия может занимать свою нишу на высококонкурентном мировом рынке судостроения.