Гражданский флот России – одно из важных направлений с постоянно растущим спросом – испытывает сегодня потребность в модернизации. Многие из действующих судов не отвечают современным требованиям к уровню комфорта пассажиров.
АО "Средне-Невский судостроительный завод" (входит в АО "Объединённая судостроительная корпорация") - единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из 4-х видов материалов: композитные материалы, судостроительная, маломагнитная сталь, алюминиево-магниевые сплавы. Со дня основания в 1912 году, Средне-Невским судостроительным заводом построено более 600 кораблей и судов. В этом году предприятию исполнилось уже 110 лет. Больше века оно радует нас новыми проектами. Редакция Корабел.ру от всей души желает заводу дальнейшего процветания.
Сегодня предприятие вносит свой вклад в развитие пассажирского флота России – завод ведет строительство пассажирских судов "Андрей Дубенский" и "Виктор Астафьев" проекта А45-90.2 в рамках контракта с Государственной транспортной лизинговой компанией. Верфь должна впервые в стране выполнить строительство двух судов класса "река-море" для Красноярского края, которые будут работать в Арктической зоне Российской Федерации – на социально значимом маршруте "Красноярск – Дудинка – Красноярск" на реке Енисей, где перевозка людей на большие расстояния по водным артериям является практически безальтернативной.
Следует отметить, что названия судов – "Андрей Дубенский" (основатель Красноярска) и "Виктор Астафьев" (советский и российский писатель) были выбраны по результатам голосования жителей Красноярского края.
"Виктор Астафьев" / Фото: Пресс-служба "СНСЗ" |
Назначение проекта
Судно представляет собой пассажирский теплоход смешанного (река-море) плавания, предназначенный для совершения рейсов по внутренним водным путям, в т. ч. внутренние водные бассейны разряда "О" с выходом в район севернее широты 66о30’ и может эксплуатироваться в мелкобитом льду толщиной 20 см. В целях обеспечения регулярных подходов к необорудованному берегу предусмотрено усиление носовой обшивки.
Характеристики проекта
Длина габаритная, м | 99,0 | Экипаж, чел. | 41 |
Длина наибольшая, м | 98,2 | Материал корпуса | сталь |
Ширина габаритная, м | 14,6 | Материал надстройки | АМг |
Высота борта, м | 4,2 | Главные двигатели, кВт | 3х480 |
Осадка габаритная, м | Ок. 2,0 | Мореходность | Высота волны до 3,0 м |
Скорость макс., км/ч | Ок. 25 | Автономность, дней | 15 |
Расход топлива на круговой рейс, т | 40 | Класс | М-ПР- 3,0 (лед 20) А Река-море |
Надводный габарит с заваленной мачтой, м | не более 14,2 |
Описание проекта
Архитектурно-конструктивный тип: однокорпусное судно с тремя пассажирскими палубами, прогулочной палубой, рулевой рубкой, расположенной в носовой части судна на второй палубе, с кормовым расположением машинного отделения, трехвальной дизельной энергетической установкой.
Пассажирское судно проекта А45-90.2 предназначено для перевозки 245 пассажиров в комфортабельных каютах на маршруте протяженностью до 5000 км. Особую роль в проекте играет безопасность, экономическая эффективность, уровень комфорта, отвечающий современным мировым стандартам, а также высокая экологичность.
Общее расположение проекта
На борту судна размещены ресторан, бары, фитнес комплекс с двумя саунами, деловой офис, медицинская каюта, камеры хранения, пассажирский лифт. Для размещения пассажиров на палубах судна предусмотрены: 47 четырехместных кают, 16 трансформируемых двух-четырехместных кают, 7 кают класса "Люкс", а также 1 двухместная каюта для лиц с ограниченными возможностями.
В оборудование кают класса "Люкс", площадью 21,7-26,3 м2, входит: одна двуспальная кровать или две односпальных кровати, прикроватные тумбочки, прикроватные светильники, трансформируемый диван, платяной шкаф, письменный стол, зеркало, минихолодильник, телевизор, санблок с ванной кабиной. На лоджии расположены два кресла со столом в атмосферостойком исполнении.
Каюты класса "Стандарт", площадью 13,0-19,4 м2, различаются расположением кроватей: одна двуспальная, две односпальных, одна односпальная и диван, трансформирующийся в кровать. Остальное оборудование кают включает: две прикроватные тумбочки со светильниками, кресло, стол со стулом, телевизор, минихолодильник, платяной шкаф, зеркало, санблок с душевой кабиной. Четырехместные каюты оборудованы откидными кроватями второго яруса с прикроватными светильниками.
На судне предусмотрена каюта увеличенной площади (16,9 м2), для размещения лиц с ограниченными возможностями. Каюта позволяет разместить одного пассажира (в т.ч. инвалида – колясочника) с сопровождающим.
Каюта укомплектована: дверью увеличенной ширины, кроватью, диваном, трансформирующимся в кровать (для сопровождающего лиц), платяным шкафом, столом, табуретом, телевизором, зеркалом. Санблок увеличенной площади дополнительно укомплектован: унитазом с сиденьем, откидными поручнями и крючком для костылей.
Ширина коридоров на судне обеспечивает возможность перемещения пассажиров в коляске. Для посещения ресторана на судне предусмотрен лифт. Главный трап выполнен в соответствии с требованиями Речного Регистра судоходства для возможности перемещения по нему лиц с ограниченными возможностями.
Система спутниковой связи обеспечивает на судне доступ к сети Интернет и телефонной связи. Wi-Fi-подключение обеспечивается во всех общественных помещениях.
Преимущества проекта
Современные условия комфорта и безопасности
Проект отвечает современным мировым стандартам безопасности и обеспечивает высокий уровень комфорта всем пассажирам. Планировка элементов интерьера осуществляется с учетом расширения границ замкнутого пространства. Конструкторские решения сочетают функциональность и эстетику.
Высокая дальность плавания и автономность
Конструктивные особенности проекта позволяют судну выполнять рейсы протяженностью не менее 5000 км без дозаправок и пополнения припасов.
Экологичность
Для предотвращения загрязнения водной среды на судне предусмотрены сборные цистерны, а также установка для очистки и обеззараживания.
Возможность работы в условиях необорудованных берегов
Доставка пассажиров с борта теплохода на берег и обратно может быть осуществлена в условиях необорудованного берега. Для этого проект предусматривает размещение маломерного судна, которое также может использоваться в качестве разъездного средства.
По условиям контракта суда должны быть переданы заказчику в 2023 и 2024 гг. Строительство пассажирских судов проекта А45-90.2 – крупнейший гражданский заказ в истории Средне-Невского судостроительного завода.
Проект 23290 "Грифон" / Фото: Пресс-служба "СНСЗ" |
Инновационный проект "Грифон" обладает множеством факторов, делающих его весьма привлекательным для самого широко круга потенциальных заказчиков. Высокая мореходность, сравнительно низкие эксплуатационные расходы, низкая стоимость обслуживания, пассажировместимость, большая дальность плавания, современные стандарты отделки, ремонтопригодность, современный дизайн и комфортное размещения пассажиров – эти и другие конкурентные преимущества могут сделать инновационный катамаран проекта 23290 новым лицом российского скоростного пассажирского флота.