В прошлом, 2013 году, по проектам «Невского ПКБ» вступило в строй 2 крупных объекта: авианосец индийских ВМС «Викрамадитья» и наземный испытательно-тренажерный комплекс авиации для ВМС Индии. По каждому из объектов разработана необходимая конструкторская и эксплуатационная документация. Кроме этого, разработана приемо-сдаточная документация и было обеспечено техническое сопровождение процесса строительства, испытаний и сдачи в эксплуатацию объектов.
В процессе строительства и сдачи возникали вопросы, каждый из которых требовал решения с выпуском, при необходимости, извещений к имеющейся документации или разработки новых документов. Как правило, это было связано не с ошибками проектанта, а с появлением в ходе реализации столь масштабных проектов новых подходов и решений. Общий объем разработанной документации уникален, особенно с учетом выпуска большей части ее также и на английском языке. Без применения автоматической системы управления проектами, интегрированной в единую информационную систему предприятия, конструкторскому бюро было бы значительно труднее справиться с таким объемом работ.
Следует отметить, что разработка конструкторской документации - это только часть работы. Безусловно, важнейшим элементом является конструкторско-технологическая подготовка производства на заводе-строителе. В идеале разработка документации и конструкторско-технологическая подготовка производства, равно как и управление этими процессами, должны осуществляться в единой системе, то есть вся необходимая информация из КБ должна передаваться на завод-строитель в виде информационной модели объекта в форме базы данных. При этом необходима обратная связь: завод должен отображать возникающие в процессе строительства и технологической подготовки производства данные в информационной модели. Один из элементов такого отображения - вопросы, относительно того или иного элемента проекта или документа и принятые для их разрешения ответы. Конечно, этот процесс осуществляется в интерактивном, оперативном режиме с использованием современных защищенных средств как связи.
Большой проблемой было и есть то, что проектирование ряда основных систем корабля идет параллельно со строительством, что влечет за собой значительные изменения. Цикл же разрешения коллизий и решения вопросов довольно длительный: документация идет на завод, где проходя через процесс технологической подготовки производства и организации закупок в конце концов поступает к конкретной бригаде монтажников, если возникают вопросы - информация проделывает обратный путь до проектанта, который решает возникшие вопросы-и принятое решение возвращается по месту возникновения вопроса.
Для решения задач по автоматизации управления проектами КБ много лет использует программный продукт «Троникс», разработкой проектной части которой в значительной мере занимались специалисты КБ, а заводскую часть разрабатывает фирма «Tree Tronix». В системе имеется среда для ведения всей нормативно-справочной базы – материалов, оборудования, МСЧ, поставщиков и т.п., реализована удобная система управления ими. Кроме того, «Троникс» включает в себя ряд интерфейсов разного уровня с внешними программами. Как пример, в «AutoCAD», встроена специальная панель «Троникса», которая в процессе создания чертежей и спецификации, позволяет вносить необходимую информацию в чертежи, и при этом формировать основные информационные блоки в информационной модели (для спецификаций – это, например, позиции и информация по ним с привязкой к справочникам, для кабелей – номера кабелей, их маркосечения, адреса начала и конца и т. п) в базе данных (БД) «Троникса».
Таким образом, все необходимые документы формируются непосредственно внутри «Троникса» и, соответственно, включены в систему планирования как планово-учетные единицы (ПУЕ).
В этой связи показателен пример нашей работы по созданию авианосца «Викрамадитья». Даже применение в частичном объеме единой информационной базы позволило существенно повлиять на сроки и качество строительства корабля. Например, удалось интегрировать информационную базу КБ и занимающегося монтажом и наладкой электротехнической компоненты корабля СПО «Арктика». При этом договорились, что информационная БД: все кабельные журналы, спецификации, маршруты и т.п., имеют приоритет над бумажными документами. Электромонтажные работы на корабле всегда находятся на «критическом пути». На «Викрамадитья», несмотря на нехватку кадров и на очень большую (по количеству элементов) и насыщенную электротехническую компоненту корабля, никаких чрезвычайных ситуаций, срывов сроков не произошло. Кроме того, использование информационных технологий позволило существенно сократить материальные затраты. Эта оценка важности роли получаемой от КБ информационной базы и системы управления ею, обеспечивающей высокое качество информации, принадлежит непосредственно потребителю информационного ресурса - СПО «Арктика»
Необходимо понимать, что на первый план выходит именно организация взаимодействия проектанта с производством. Конкретизируем описываемый пример с электрочастью. Чтобы обеспечить необходимое качество информации, и база могла использоваться на производстве, у нас был назначен ответственный исполнитель, задачей которого было поддержание актуальности и комплектности информации, содержащейся в базе на моменты установленных дат передачи данных. А обеспечение непрерывности работы СПО «Арктика» требовало передачи не реже раза в месяц. Фактически это был менеджер так называемых «ворот качества». Он следил за тем, как идет работа во всех отделах, «разрешал» информацию для корректировки, организовывал разрешение коллизий в информации.
Уровень организации взаимодействия проектанта и завода-строителя существенным образом влияет на эффективность и стоимость еще двух процессов:
Остановимся коротко на одном из аспектов второго из вышеописанных процессов. Для ответов на вопросы в «Трониксе» предусмотрена специальная книга вопросов-ответов, которая также привязана к базе данных. Это решение положительно себя показало в процессе создания «Викрамадитья». Конструктор, технолог или мастер на заводе мог задать вопрос, при этом привязать его к определенному документу или позиции в спецификации. Далее вопрос шел в группу техсопровождения, расположенную на СМП. Там происходило назначение ответственного за решение этого вопроса. Те вопросы, которые могли быть решены на месте-в группе техпомощи, направлялись конкретному исполнителю из этой группы, а вопросы требующие решения в КБ в Петербурге направлялись в группу главного конструктора, где производилось одним из замов главного конструктора назначение ответственного за решение отдела. С помощью этого инструмента контролировались и согласовывались подготовленные ответы. Все это в интерактивном режиме, без бумаг. Таким образом в КБ могли выбрать наиболее компетентного в данном вопросе специалиста, который мог бы максимально качественно и быстро на него ответить, не важно где он находился, в Санкт-Петербурге или где-то еще. При этом все действия исполнителя контролируются со стороны непосредственных руководителей-начальников сектора и отдела и главного конструктора, аналогично — без привязки к тому, где они находятся (в КБ или на заводе или в командировке).
Среди функций книги вопросов-ответов заложена функция отложенного ответа, то есть в случае, если для ответа на вопрос требуется определенное время, то программа автоматически вносит вопрос в план соответствующего отдела с назначением сроков и берет отправку ответа на контроль. Контроль ответа на каждый вопрос еще важен с точки зрения оценки трудозатрат работ КБ в целом, конкретного отдела, для разграничении ответственности КБ и завода.
Благодаря использованию «Троникса» при строительстве авианосца «Викрамадитья» удалось организовать четкую схему контроля и планирования решения вопросов с высоким качеством в заданные сроки, с прохождением каждого вопроса-ответа через все ступени согласования и контроля. При этом ни один вопрос не потерялся, ответы на них поступали на завод в большинстве случаев на следующий день после обращения. Состав группы техсопровождения менялся, но максимальная численность была 32 человека (специалисты оценят, что это означает для корабля такого размера, но для сравнения на Черноморском заводе, где ранее строились такие корабли, количественный состав группы техсопровождения всегда превышал 120 человек).
Однако, еще больших результатов по скорости и эффективности взаимодействия КБ и завода можно было бы добиться, если бы основные КБ и заводы, входящие в структуру ОСК, использовали единую систему управления проектами. Таким образом можно было бы не только получать оперативные сведения об изменениях, но и существенно снизить трудо- и время-затраты на подготовку и планирование производства.
Следует отметить, что разработка конструкторской документации - это только часть работы. Безусловно, важнейшим элементом является конструкторско-технологическая подготовка производства на заводе-строителе. В идеале разработка документации и конструкторско-технологическая подготовка производства, равно как и управление этими процессами, должны осуществляться в единой системе, то есть вся необходимая информация из КБ должна передаваться на завод-строитель в виде информационной модели объекта в форме базы данных. При этом необходима обратная связь: завод должен отображать возникающие в процессе строительства и технологической подготовки производства данные в информационной модели. Один из элементов такого отображения - вопросы, относительно того или иного элемента проекта или документа и принятые для их разрешения ответы. Конечно, этот процесс осуществляется в интерактивном, оперативном режиме с использованием современных защищенных средств как связи.
Большой проблемой было и есть то, что проектирование ряда основных систем корабля идет параллельно со строительством, что влечет за собой значительные изменения. Цикл же разрешения коллизий и решения вопросов довольно длительный: документация идет на завод, где проходя через процесс технологической подготовки производства и организации закупок в конце концов поступает к конкретной бригаде монтажников, если возникают вопросы - информация проделывает обратный путь до проектанта, который решает возникшие вопросы-и принятое решение возвращается по месту возникновения вопроса.
Для решения задач по автоматизации управления проектами КБ много лет использует программный продукт «Троникс», разработкой проектной части которой в значительной мере занимались специалисты КБ, а заводскую часть разрабатывает фирма «Tree Tronix». В системе имеется среда для ведения всей нормативно-справочной базы – материалов, оборудования, МСЧ, поставщиков и т.п., реализована удобная система управления ими. Кроме того, «Троникс» включает в себя ряд интерфейсов разного уровня с внешними программами. Как пример, в «AutoCAD», встроена специальная панель «Троникса», которая в процессе создания чертежей и спецификации, позволяет вносить необходимую информацию в чертежи, и при этом формировать основные информационные блоки в информационной модели (для спецификаций – это, например, позиции и информация по ним с привязкой к справочникам, для кабелей – номера кабелей, их маркосечения, адреса начала и конца и т. п) в базе данных (БД) «Троникса».
Таким образом, все необходимые документы формируются непосредственно внутри «Троникса» и, соответственно, включены в систему планирования как планово-учетные единицы (ПУЕ).
В этой связи показателен пример нашей работы по созданию авианосца «Викрамадитья». Даже применение в частичном объеме единой информационной базы позволило существенно повлиять на сроки и качество строительства корабля. Например, удалось интегрировать информационную базу КБ и занимающегося монтажом и наладкой электротехнической компоненты корабля СПО «Арктика». При этом договорились, что информационная БД: все кабельные журналы, спецификации, маршруты и т.п., имеют приоритет над бумажными документами. Электромонтажные работы на корабле всегда находятся на «критическом пути». На «Викрамадитья», несмотря на нехватку кадров и на очень большую (по количеству элементов) и насыщенную электротехническую компоненту корабля, никаких чрезвычайных ситуаций, срывов сроков не произошло. Кроме того, использование информационных технологий позволило существенно сократить материальные затраты. Эта оценка важности роли получаемой от КБ информационной базы и системы управления ею, обеспечивающей высокое качество информации, принадлежит непосредственно потребителю информационного ресурса - СПО «Арктика»
Необходимо понимать, что на первый план выходит именно организация взаимодействия проектанта с производством. Конкретизируем описываемый пример с электрочастью. Чтобы обеспечить необходимое качество информации, и база могла использоваться на производстве, у нас был назначен ответственный исполнитель, задачей которого было поддержание актуальности и комплектности информации, содержащейся в базе на моменты установленных дат передачи данных. А обеспечение непрерывности работы СПО «Арктика» требовало передачи не реже раза в месяц. Фактически это был менеджер так называемых «ворот качества». Он следил за тем, как идет работа во всех отделах, «разрешал» информацию для корректировки, организовывал разрешение коллизий в информации.
Уровень организации взаимодействия проектанта и завода-строителя существенным образом влияет на эффективность и стоимость еще двух процессов:
- закупочную кампанию - необходимо обеспечить такую информацию, чтобы вся закупочная документация завода могла быть сформирована и возникающие изменения как в процессе проектирования, так и в процессе закупки, находили отражение в информационной модели объекта - корабля.
- процесс технического обеспечения строительства и авторского надзора и обеспечение оперативного (и экономически и технически эффективного) решения возникающих вопросов.
Остановимся коротко на одном из аспектов второго из вышеописанных процессов. Для ответов на вопросы в «Трониксе» предусмотрена специальная книга вопросов-ответов, которая также привязана к базе данных. Это решение положительно себя показало в процессе создания «Викрамадитья». Конструктор, технолог или мастер на заводе мог задать вопрос, при этом привязать его к определенному документу или позиции в спецификации. Далее вопрос шел в группу техсопровождения, расположенную на СМП. Там происходило назначение ответственного за решение этого вопроса. Те вопросы, которые могли быть решены на месте-в группе техпомощи, направлялись конкретному исполнителю из этой группы, а вопросы требующие решения в КБ в Петербурге направлялись в группу главного конструктора, где производилось одним из замов главного конструктора назначение ответственного за решение отдела. С помощью этого инструмента контролировались и согласовывались подготовленные ответы. Все это в интерактивном режиме, без бумаг. Таким образом в КБ могли выбрать наиболее компетентного в данном вопросе специалиста, который мог бы максимально качественно и быстро на него ответить, не важно где он находился, в Санкт-Петербурге или где-то еще. При этом все действия исполнителя контролируются со стороны непосредственных руководителей-начальников сектора и отдела и главного конструктора, аналогично — без привязки к тому, где они находятся (в КБ или на заводе или в командировке).
Среди функций книги вопросов-ответов заложена функция отложенного ответа, то есть в случае, если для ответа на вопрос требуется определенное время, то программа автоматически вносит вопрос в план соответствующего отдела с назначением сроков и берет отправку ответа на контроль. Контроль ответа на каждый вопрос еще важен с точки зрения оценки трудозатрат работ КБ в целом, конкретного отдела, для разграничении ответственности КБ и завода.
Благодаря использованию «Троникса» при строительстве авианосца «Викрамадитья» удалось организовать четкую схему контроля и планирования решения вопросов с высоким качеством в заданные сроки, с прохождением каждого вопроса-ответа через все ступени согласования и контроля. При этом ни один вопрос не потерялся, ответы на них поступали на завод в большинстве случаев на следующий день после обращения. Состав группы техсопровождения менялся, но максимальная численность была 32 человека (специалисты оценят, что это означает для корабля такого размера, но для сравнения на Черноморском заводе, где ранее строились такие корабли, количественный состав группы техсопровождения всегда превышал 120 человек).
Однако, еще больших результатов по скорости и эффективности взаимодействия КБ и завода можно было бы добиться, если бы основные КБ и заводы, входящие в структуру ОСК, использовали единую систему управления проектами. Таким образом можно было бы не только получать оперативные сведения об изменениях, но и существенно снизить трудо- и время-затраты на подготовку и планирование производства.
Эдуард Плоткин
Заместитель генерального директора Невского ПКБ
по технологии проектирования, инновациям и ИТ