Об "аккуратных" технологиях сборки и монтажа.
Немного истории…
Основной тенденцией совершенствования современных производственных процессов в судостроении является общее повышение точности изготовления, сборки и монтажа, как отдельных элементов, так и судна в целом.
Такие "аккуратные" методы производства (neat production methods) предъявляют к технологиям размерного контроля повышенные требования, как по точности, так и по информационной насыщенности. Традиционно применяемые методы и средства геометрических измерений таким требованиям не соответствуют.
В 90 х годах прошедшего века был проведен комплекс НИОКР по разработке технологий размерного контроля на основе координатных методов измерений с использованием электронно-оптических и лазерных измерительных систем. В тот же период, с использованием электронно-оптических измерительных систем, выполнен ряд отдельных работ по размерному контролю штатных конструкциях, обеспечивающих точную сборку и монтаж в чистый размер.
Так был заложен базис для создания комплексных высокоточных "аккуратных" технологий постройки судов на отечественных верфях в начале 2000-х годов.
В 2001 году между Адмиралтейскими верфями и фирмой Бум Техно был заключён договор о выполнении дистанционного причерчивания корпусных секций по результатам обмеров корпуса на месте её будущей установки с помощью координато-измерительных систем. Работы проводились при постройке танкера "Усинск" проекта 20071.
Опыт работы показал, что данный метод эффективен для секций кормовой и носовой оконечностей, имеющих сложные монтажные соединения с несколькими ранее установленными секциями, но не пригоден для секций средней части корпуса. Потому что, время снятия размеров с корпуса, расчёт величин удаляемых припусков, нанесение линий контуровки зачастую превышало технологический разрыв между изготовлением секции и установкой её на стапеле. К тому же этот способ накладывал ограничение на проведение работ в месте установки контуруемой секции.
Уже на следующий год к началу строительства танкеров проекта 05 55, заказанных верфям Совкомфлотом, были разработаны основные принципы сборки секций танковой части из деталей, не имеющих припусков, с применением фиксированных контрольных линий.
Для постройки головного танкера был разработан метод предварительной контуровки изготавливаемых секций для получения формы и размеров секций в пределах допустимых значений, но уже без предварительного обмера места установки секций. За основу при назначении допустимых отклонений изготавливаемых секций была взята единая система допусков (ЕСД), недавно разработанная с учётом опыта машиностроения.
Опыт выполнения работ по разработанному методу на головном судне показал, что ЕСД не обеспечивает собираемость секций при формировании корпуса секционным способом, а качество ручной обработки кромок секций не обеспечивает требуемую величину сварочного зазора по всей длине монтажного соединения. Поэтому затраты на совмещение элементов смежных секций на стапеле всё ещё остались значительными.
К началу строительства второго танкера, по результатам постройки головного, были переработаны в сторону ужесточения существующие допуски на форму и размеры секций, предполагающие среднее вероятное несовпадение элементов секций на стапеле в пределах 10мм.
Для внедрения системы размерного контроля в производственные процессы на верфях была создана группа размерного контроля (ГРК). Специалисты ГРК совместно с инженерами Бум Техно участвовали в выполнении судовых проверочных операций на всех этапах постройки судна: от изготовления секций до формирования корпуса на стапеле.
Значительное внимание было уделено человеческому фактору. Специалистами Бум Техно проведены семинары с участием инженеров корпусных и технологических бюро. Была проведена серия консультаций с рабочими цеховых бригад по разъяснению особенностей изготовления секций без припусков.
В результате, впервые на практике были апробированы основные положения современных комплексных технологий размерного контроля.
Выполнение технологического размерного контроля с использованием автоматизированных измерительных систем при постройке серии танкеров проекта 05-55 и двух танкеров проекта Р-70046 позволило Адмиралтейским верфям успешно выполнить программу постройки с опережением графика постройки.
Ключевым моментом является необходимость дальнейшего технического развития и организационного совершенствования структур размерного контроля на отечественных судостроительных предприятиях. Требуется не простое приобретение нового оборудования, программного обеспечения и набор людей. Необходимо создавать централизованные службы размерного контроля, в которых сосредоточены инженерные силы по судовым проверочным работам, которая действует независимо от других технических служб, обеспечивает качественный "сквозной" размерный контроль на всех этапах строительства и сдачи судна и отвечает за все аспекты деятельности предприятия в области Размерного Контроля.
Суть не только в выполнении физического объёма работ по судовым проверочным операциям с применением электронно-оптических систем и консультациях по методам координатных измерений, но в создании системы обеспечения качества изготовления и сборки судов в условиях предприятия. Это должен быть совместный труд инженерных служб и производственных структур завода.
В случае недостатка собственной компетенции возникает необходимость привлечения сторонней организации. Предпочтение нужно отдавать компаниям, предлагающим не только поставки приборов, оснастки и программных продуктов, но и конкретные метрологические и технологические решения, а также совместное со специалистами предприятия выполнение штатных работ на начальных этапах имплементации технологий размерного контроля.
Основной тенденцией совершенствования современных производственных процессов в судостроении является общее повышение точности изготовления, сборки и монтажа, как отдельных элементов, так и судна в целом.
Такие "аккуратные" методы производства (neat production methods) предъявляют к технологиям размерного контроля повышенные требования, как по точности, так и по информационной насыщенности. Традиционно применяемые методы и средства геометрических измерений таким требованиям не соответствуют.
В 90 х годах прошедшего века был проведен комплекс НИОКР по разработке технологий размерного контроля на основе координатных методов измерений с использованием электронно-оптических и лазерных измерительных систем. В тот же период, с использованием электронно-оптических измерительных систем, выполнен ряд отдельных работ по размерному контролю штатных конструкциях, обеспечивающих точную сборку и монтаж в чистый размер.
Так был заложен базис для создания комплексных высокоточных "аккуратных" технологий постройки судов на отечественных верфях в начале 2000-х годов.
В 2001 году между Адмиралтейскими верфями и фирмой Бум Техно был заключён договор о выполнении дистанционного причерчивания корпусных секций по результатам обмеров корпуса на месте её будущей установки с помощью координато-измерительных систем. Работы проводились при постройке танкера "Усинск" проекта 20071.
|
|
Опыт работы показал, что данный метод эффективен для секций кормовой и носовой оконечностей, имеющих сложные монтажные соединения с несколькими ранее установленными секциями, но не пригоден для секций средней части корпуса. Потому что, время снятия размеров с корпуса, расчёт величин удаляемых припусков, нанесение линий контуровки зачастую превышало технологический разрыв между изготовлением секции и установкой её на стапеле. К тому же этот способ накладывал ограничение на проведение работ в месте установки контуруемой секции.
Уже на следующий год к началу строительства танкеров проекта 05 55, заказанных верфям Совкомфлотом, были разработаны основные принципы сборки секций танковой части из деталей, не имеющих припусков, с применением фиксированных контрольных линий.
Для постройки головного танкера был разработан метод предварительной контуровки изготавливаемых секций для получения формы и размеров секций в пределах допустимых значений, но уже без предварительного обмера места установки секций. За основу при назначении допустимых отклонений изготавливаемых секций была взята единая система допусков (ЕСД), недавно разработанная с учётом опыта машиностроения.
Опыт выполнения работ по разработанному методу на головном судне показал, что ЕСД не обеспечивает собираемость секций при формировании корпуса секционным способом, а качество ручной обработки кромок секций не обеспечивает требуемую величину сварочного зазора по всей длине монтажного соединения. Поэтому затраты на совмещение элементов смежных секций на стапеле всё ещё остались значительными.
К началу строительства второго танкера, по результатам постройки головного, были переработаны в сторону ужесточения существующие допуски на форму и размеры секций, предполагающие среднее вероятное несовпадение элементов секций на стапеле в пределах 10мм.
Для внедрения системы размерного контроля в производственные процессы на верфях была создана группа размерного контроля (ГРК). Специалисты ГРК совместно с инженерами Бум Техно участвовали в выполнении судовых проверочных операций на всех этапах постройки судна: от изготовления секций до формирования корпуса на стапеле.
Значительное внимание было уделено человеческому фактору. Специалистами Бум Техно проведены семинары с участием инженеров корпусных и технологических бюро. Была проведена серия консультаций с рабочими цеховых бригад по разъяснению особенностей изготовления секций без припусков.
"Бум Техно", ЗАО |
Выполнение технологического размерного контроля с использованием автоматизированных измерительных систем при постройке серии танкеров проекта 05-55 и двух танкеров проекта Р-70046 позволило Адмиралтейским верфям успешно выполнить программу постройки с опережением графика постройки.
Ключевым моментом является необходимость дальнейшего технического развития и организационного совершенствования структур размерного контроля на отечественных судостроительных предприятиях. Требуется не простое приобретение нового оборудования, программного обеспечения и набор людей. Необходимо создавать централизованные службы размерного контроля, в которых сосредоточены инженерные силы по судовым проверочным работам, которая действует независимо от других технических служб, обеспечивает качественный "сквозной" размерный контроль на всех этапах строительства и сдачи судна и отвечает за все аспекты деятельности предприятия в области Размерного Контроля.
"Бум Техно", ЗАО |
В случае недостатка собственной компетенции возникает необходимость привлечения сторонней организации. Предпочтение нужно отдавать компаниям, предлагающим не только поставки приборов, оснастки и программных продуктов, но и конкретные метрологические и технологические решения, а также совместное со специалистами предприятия выполнение штатных работ на начальных этапах имплементации технологий размерного контроля.
А. Деревянных, АО "Адмиралтейские верфи"
В. Дубинка, ООО "Бум Техно"
В. Дубинка, ООО "Бум Техно"