Инновационную сварочную лазерно-дуговую установку ученые из Института лазерных и сварочных технологий (ИЛИСТ) при СПбГМТУ разрабатывали в рамках сотрудничества с Онежским судостроительно-судоремонтным заводом, который скоро модернизируют за счет федерального бюджета по решению правительства России. Разработка технологии гибридной лазерно-дуговой сварки и оборудования на основе мощных волоконных лазеров отечественного производства для будущей первой российской цифровой верфи потребовала проведения десятков научных экспериментов, в ходе которых были опробованы разные способы сварки шовных труб большого диаметра и плоских судовых секций, сообщает КоммерсантЪ.
Инновация ИЛИСТ разработана с учетом номенклатуры материалов, используемых в отечественном судостроении, и является внутрироссийской разработкой. Одно из главных преимуществ новой установки по отношению к традиционным видам сварки — ее скорость и качество получаемых сварных соединений.
"Это открывает возможности для сварки крупногабаритных судовых конструкций, в отличие от лазерной сварки. Смягчение термического цикла материала в околошовной зоне и возможность легирования металла шва за счет присадочной проволоки позволяет избежать появления закалочных структур в шве и зоне термического влияния, при этом существенно снижается погонная энергия по сравнению с дуговой сваркой, что обеспечивает существенное снижение величины сварочных деформаций. Применение инновации позволяет почти в пять раз повысить производительность сварочных работ при таком же снижении затрат. Учитывая, что при строительстве корпусов трудоемкость и расходы на сварку составляют около 40% от общей стоимости строительства корпуса судна, эффект от внедрения гибридной лазерно-дуговой сварки (ГЛДС) может играть решающую роль для повышения эффективности судостроительного производства", - полагает начальник отделения промышленных лазерных и электрофизических технологий ИЛИСТ СПбГМТУ Вячеслав Осипов.
Научная работа над новой технологией велась при поддержке ФАУ "Российский морской регистр судоходства". Произведена опытная аттестация технологических процессов лазерной и лазерно-дуговой сварки с применением материалов, используемых в судостроении, что позволяет применять ее на российских судостроительных заводах. Одним из покупателей новой технологии является Балтийский завод. Он уже предоставил образцы судостроительных сталей и свои лабораторные мощности для проведения испытаний сварных соединений и подготовил технико-коммерческое предложение по модернизации линии сварки плоских секций. Новую технологию сварки применят и на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе, который уже заключил договор с институтом на поставку установки ГЛДС.