Проблемы и перспективы спасательных катеров ВМФ России.
В 2013 году в прессе прошли публикации о том, что ВМФ заключил контракт на строительство серии из 12 многофункциональных модульных катеров проекта 23370. По всей видимости, флот отрабатывает новый для себя принцип модульности конструкции не на боевых кораблях, а на малых судах, в данном случае – поисково-спасательного обеспечения. Для прояснения тенденций развития спасательного флота ВМФ еженедельник «ВПК» пригласил обсудить этот вопрос начальника Службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ капитана 1-го ранга Дамира Габдулхатовича Шайхутдинова, начальника кафедры водолазной подготовки и судоподъема Военно-морского политехнического института капитана 1-го ранга Андрея Викторовича Новожилова, а также генерального директора ОАО «КАМПО» Александра Юрьевича Кулика и бывшего главного инженера Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота капитана 1-го ранга в запасе Василия Федоровича Беха.
В последние годы наше общество все чаще обращает внимание на состояние Военно-морского флота, проблемы и перспективы развития военного судостроения.
По данным РИА Новости от 13 ноября 2013 года, главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков, подводя итоги конференции о перспективах военного кораблестроения до 2050 года, заявил о необходимости увеличения серийности строящихся кораблей на базе единых платформ с предусмотренным модернизационным потенциалом. Чирков отметил, что в будущем модульный принцип не только ускорит проектирование, но и удешевит производство. Один модульный корабль сможет выполнять задачи, которые сейчас выполняют несколько кораблей различных классов. Первый такой корабль Военно-морской флот РФ может получить уже к 2018 году.
«ВПК»: Прежде всего позвольте поблагодарить вас всех за то, что согласились принять участие в обсуждении столь важного вопроса, как перспективы спасательного флота ВМФ. И первый вопрос Дамиру Габдулхатовичу. Первый модульный военный корабль планируется поставить флоту в 2018 году, а серийное строительство многоцелевых модульных кораблей начнется не ранее 2021-го. При этом уже в 2013 году ВМФ получил многофункциональный модульный катер нового проекта. Нет ли здесь противоречия?
Дамир Шайхутдинов: Противоречия здесь нет. Главнокомандующий говорил о строительстве к 2018 году именно боевого корабля в рамках перспективной программы военного кораблестроения. В нашем же случае речь идет не о боевых кораблях, а о катерах поисково-спасательного обеспечения сил флота, строительство которых учтено в проекте новой программы кораблестроения до 2050 года.
Андрей Новожилов: Позвольте добавить. В развитии аварийно-спасательного флота за рубежом уже с конца 80-х годов прослеживается тенденция отказа от узкоспециализированных судов в пользу судов с открытой конфигурацией. Международные учения флотов по оказанию помощи аварийным подводным лодкам (Bold Monarch, Sorbet Royal) показывают, что новые суда имеют большую палубу со смещенной надстройкой для размещения контейнеров со специальным оборудованием, например, контейнеризированный комплекс обеспечения спасания экипажей подводных лодок, а подготовка оборудования к работе производится во время перехода судна от места погрузки контейнеров к месту проведения работ. В то же время старые суда типа «Сейфгард» ВМС США имеют традиционную архитектуру, не предполагающую применения сменных модулей. Новейшие комплексы и системы аварийно-спасательных работ создаются в мобильном исполнении с возможностью их размещения на как можно большем количестве кораблей.
«ВПК»: Данная тенденция прослеживается и в развитии малотоннажных судов на Западе?
А. Н.: Да, безусловно. Сейчас в Северной Европе и в США получают распространение катера типа Workboat. Они представлены в широком спектре размеров и назначений. Общим свойством данных судов является наличие широкой свободной одноуровневой палубы как минимум с одним мощным краном-манипулятором. В ряде случаев имеют место катамаранная архитектура и модульная конструкция с возможностью сборки, разборки и транспортировки, в том числе наземными видами транспорта.
«ВПК»: В тематических материалах СМИ, различных аналитических обзорах и оценках военных и гражданских экспертов практически не уделяется внимания развитию малотоннажного флота, в частности катеров поисково-спасательного обеспечения. Насколько серьезно это упущение?
Д. Ш.: Согласен. Это отдельная и, к сожалению, пока недооцененная проблема. Ведь именно малотоннажные катера составляют основу обеспечения повседневной деятельности сил флота, в том числе поисково-спасательного обеспечения (ПСО) в пунктах базирования. Поясню: система ПСО ВМФ является составной частью функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, которая входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций России (РСЧС).
В настоящее время назрела необходимость формирования новых концептуальных подходов к формированию требований к судовому составу ПСО, так как современные требования к эффективному судну довольно противоречивы. С одной стороны, оно должно быть малотоннажным, с малыми размерениями, высокой маневренностью, технологичным в постройке, обслуживании и ремонте, не требующим высоких эксплуатационных затрат. С другой – многофункциональным, способным решать широкий круг задач.
Традиционный подход к проектированию и строительству судов этой двойной задачи не решает.
«ВПК»: Каковы на сегодня состояние малотоннажных судов ПСО и практика их применения в пунктах базирования?
Д. Ш.: В составе соединений спасательных судов ВМФ содержится значительное количество единиц малотоннажных судов, имеющих ограниченный район плавания.
Как правило, в пунктах базирования сил ВМФ в составе дежурных сил в части малоразмерных судов находятся противопожарные катера проектов 14611, 364, морские водолазные боты проектов 522 и 535, а также рейдовые водолазные катера проекта РВ-1415.
При этом сегодня более 60 процентов водолазных и 100 процентов противопожарных катеров выслужили установленные сроки службы, их средний возраст превышает 35 лет, а спроектированы они за малым исключением более полувека назад. Они не только устаревают физически, но и морально не соответствуют современным требованиям по размещению технических средств, имеют ограничения по объему выполнения возложенных на них задач.
Василий Бех: Анализ эксплуатации существующих катеров при всех достоинствах, актуальных на момент их проектирования, с позиции современных представлений выявляет общие характерные недостатки. Среди них – недостаточность палубного пространства, что не позволяет наращивать функции путем установки съемного оборудования, отсутствие мощных грузоподъемных средств, что существенно ограничивает наши технические возможности.
До настоящего времени задачи ПСО ВМФ в части водолазного обеспечения решались в основном с использованием катеров проекта РВ-1415 «Фламинго».
Разработанный на рубеже 60–70-х годов ХХ века проект стал инновационным для своего времени благодаря транспортабельности и технической оснащенности. Это был пример унифицированного подхода к постройке однотипных судов на базе одного проекта, что сокращало издержки на проектирование и подготовку производства. При этом РВ-1415 «Фламинго» имеет существенные недостатки с точки зрения проведения поисково-спасательных работ. Это ограниченная управляемость при работе в стесненных условиях, недостаточный обзор из рубки, малая свободная площадь палубы, отсутствие специальных устройств для проведения подводно-технических работ – сварочного оборудования, ручного инструмента. Неэффективно и оборудование для постановки на якорь, что сильно ограничивает возможность проведения работ в море. Практически катер может эффективно применяться только для спуска одного-двух водолазов, но никак не для комплексного поисково-спасательного обеспечения даже в пределах пунктов базирования.
А. Н.: Я бы отметил среди недостатков существующих катеров их узкую специализацию, следствием которой является недостаточная на сегодняшний момент эффективность их использования – большое количество требуемых катеров и высокие издержки, связанные с расходами на топливо, обслуживание, ремонт, содержание экипажа.
В условиях стремительного сокращения судового состава в силу его естественного старения задачу пополнения малотоннажного флота ПСО необходимо решать в комплексе, основываясь на принципе конструктивной унификации судов.
«ВПК»: Действительно, ситуация с состоянием судового состава спасательных подразделений выглядит безрадостной. И все-таки на волне реализации судостроительной программы должны были появиться и новые проекты катеров?
Д. Ш.: Да, новые проекты есть. С 2013 года помимо модульных катамаранов проекта 23370 строится серия катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения нового проекта 23040, который разработан как развитие серии водолазных катеров проекта А160, построенных для Минтранса России. Однако они не являются модульными и их использование планируется в рамках других задач. Эти катера предназначены для решения комплексных задач ПСО за пределами внутреннего рейда в ближней морской зоне.
«ВПК»: Как реализованы принципы многофункциональности и модульности в новом катере проекта 23370 и какого эффекта следует ожидать от внедрения этих катеров в систему ПСО ВМФ?
Александр Кулик: Катер проекта 23370 – это катамаран, имеющий простые обводы корпусов. Проект разработан по техническим требованиям ВМФ, которые и определили его ТТХ и комплектацию. Суть концепции катера заключается в том, что он представляет собой универсальную платформу, служащую носителем оборудования, принимаемого на палубу в виде сменных, штатно закрепляемых контейнерных модулей, каждый из которых и придает судну то или иное специальное назначение. При этом сама платформа является полноценным универсальным рабочим катером, который может использоваться для проведения различных работ.
«ВПК»: Каким образом малый катер способен принимать на палубу контейнерные модули? Как следует из анализа катеров существующих проектов, места на палубе недостаточно даже для проведения работ, не говоря уже об установке контейнеров.
А. К.: Возможность установки на катер контейнерных модулей, дополнительного оборудования, технических средств и грузов, а также размещение на катере людей, поднятых с поверхности воды, обеспечиваются за счет увеличения до 100 квадратных метров свободной площади палубы (при снятых модулях).
«ВПК»: Уточните, пожалуйста, в чем состоит модульный принцип формирования катера – это нечто понятийное или фактически касается конструкции катера?
А. К.: Это касается как конструкции катера, так и принципа комплектования его специальным оборудованием. Модульный принцип формирования состоит в том, что катер собран из отдельных готовых блоков высокой заводской готовности, имеющих полное техническое насыщение и отделку. Блоки судна и функциональные контейнерные модули формируются на заводе, а габариты блоков допускают их транспортировку по железной дороге и автотранспортом. Окончательная же стыковка блоков происходит на достроечной площадке непосредственно в регионе работы перед спуском на воду. Установка и замена функциональных модулей происходят в процессе эксплуатации катера в зависимости от характера планируемой операции.
«ВПК»: Подход к катеру как к трансформеру, безусловно, интересен, но что практически дает такой принцип?
А. К.: Такой принцип обеспечивает прежде всего технологичность постройки и ремонта. Кроме того, это дает возможность перевозки автомобильным, железнодорожным, водным транспортом – габариты блоков катера и функциональных модулей соответствуют стандартам перевозок. Также это и возможность сокращения площадей для хранения с одновременным повышением готовности к использованию, поскольку оборудование, находящееся в контейнерном модуле, не требует организации специального складского хранения и находится в высокой степени готовности. Плюс унификация применения технических средств при эксплуатации катера: допускается перестановка функциональных модулей на аналогичное (или иное соответствующих размерений) судно при получении катером повреждений, а также проведение рассредоточенного ремонта и модернизации катера, когда каждый элемент может проходить ремонт и модернизацию без вывода из эксплуатации остальных элементов.
Использование катеров данной серии позволит повысить уровень технической оснащенности флота, сократить судовой состав, освободить ресурс по использованию более крупных и мореходных судов для работы вне пунктов базирования.
В. Б.: Хотел бы добавить, что значительно повысилась и обитаемость катера – мы все же живем в XXI веке и для экипажа созданы подобающие условия.
«ВПК»: Катер универсален или имеет различные модификации под разные задачи?
Д. Ш.: В соответствии с требованиями госконтракта катер поставляется в двух комплектациях: ПТР – для обеспечения подводно-технических работ и АСГ – катер обеспечения деятельности аварийно-спасательных групп. Мы вообще сейчас уходим от понятий «водолазный катер» и «противопожарный катер». Например, в отличие от старых проектов катер ПТР может самостоятельно обнаружить затонувший объект, его обследовать и при необходимости поднять. Соответствующие предложения, связанные с корректурой руководящих документов по классификации судов, нами в настоящее время подготавливаются.
По итогам испытаний уже можно сказать, что проект 23370 соответствует заявленным требованиям и может способствовать как сокращению номенклатуры судов, так и увеличению серийности строящихся судов на базе единых платформ с предусмотренным модернизационным потенциалом. Однако полностью все характеристики будут подтверждены в процессе реальной эксплуатации. Мы должны быть уверены в том, что если у нас возникнут какие-то пожелания по улучшению параметров, то завод-изготовитель пойдет нам навстречу.
«ВПК»: Можно несколько слов об основных характеристиках катера?
А. К.: Длина катера – 21 метр, ширина – 9 метров, максимальная осадка – 1,3 метра, водоизмещение – 100 тонн. Скорость – до 9 узлов, мореходность – 4 балла. Автономность катера составляет 3 суток. Экипаж – 3 человека и специальный персонал – до 5 человек.
«ВПК»: Высокая техническая оснащенность достигается только за счет оборудования в контейнерах или есть стационарные специализированные устройства?
А. К.: На катере размещен комплекс грузоподъемного оборудования – гидравлический кран-манипулятор грузоподъемностью до 5 тонн и грузовая стрела с механической лебедкой грузоподъемностью до 250 килограммов, что позволяет проводить погрузочно-разгрузочные работы без использования береговой погрузочной техники.
Для оказания помощи аварийным объектам по поддержанию их на плаву катер оснащен высокопроизводительными водоотливными средствами.
На катере имеется энергетическая установка с гидравлическим приводом, обеспечивающая работу как движительного комплекса, так и судовых механизмов и специального оборудования. Отсутствие валолиний обеспечивает технологичность насыщения корпусов в процессе постройки и дополнительное свободное пространство в трюмах, которое может эффективно использоваться при эксплуатации.
«ВПК»: Здесь говорилось о таких отрицательных характеристиках традиционных катеров, как недостаточная маневренность и ограниченный обзор. Как эти проблемы учтены в новом катере?
А. К.: Катер имеет высокую маневренность, что важно при работах в узкостях. За счет применения гидравлических ВРК с углом поворота колонок 60 градусов на каждый борт катер может маневрировать на самых малых ходах и осуществлять разворот практически на месте. Действительно, крайне непривычный для судов таких размерений круговой обзор из рубки обеспечивается круговым остеклением рубки. Дополнительный обзор достигается за счет установленных на катере видеокамер.
Еще один необычный момент – конструкция катера, которая обеспечивает возможность сошвартовки с аналогичными судами бортами и носом. Это позволяет при необходимости формировать более крупные плавучие платформы, что удобно в случае крупных аварий, чтобы обеспечить пространство для развертывания техники.
«ВПК»: Недавно на лентах новостных агентств прошла информация о том, что катер проекта 23370 принял участие в спасательной операции на Неве в декабре 2013 года. Прокомментируйте, пожалуйста, это событие.
Д. Ш.: Решение о привлечении к проведению спасательной операции катера обеспечения подводно-технических работ (бортовой номер СМК 2093) проекта 23370 из состава 501-го аварийно-спасательного отряда Ленинградской военно-морской базы и водолазов 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ было принято главным командованием ВМФ по просьбе руководства ГУ ЧС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В процессе операции при помощи штатного оборудования катера были проведены поиск затонувшего автомобиля, обеспечение водолазных спусков на глубину 13 метров для его остропки и подъем автомобиля на палубу при помощи кормового крана-манипулятора. В принципе катер выполнил типовую задачу поиска и подъема затонувшего объекта, причем в сложных условиях – высокая скорость течения, плохая видимость под водой, участок работ ограничен устоями и высотой пролета моста.
В. Б.: В пользу многофункциональности тут следует сказать, что при использовании традиционных катеров для выполнения данной задачи потребовалась бы группа судов обеспечения (плавкран, грузовая площадка и пр.). В ходе настоящей операции многофункциональный модульный катер самостоятельно, без привлечения дополнительных судов обеспечил как сами работы, так и пребывание на борту задействованного личного состава.
«ВПК»: Что удалось или не удалось воплотить при разработке и создании катера?
А. К.: В данном проекте нам удалось воплотить не только концепцию многофункционального модульного катера, но и идеи по созданию действительно нужного спасательным подразделениям флота технического средства. Мы реализовали немалый опыт, накопленный предприятием более чем за полувековую историю деятельности в области разработки спасательного и водолазного снаряжения.
Мы готовы и дальше работать над этим проектом в целях усовершенствования отдельных технических и эксплуатационных характеристик с учетом замечаний, которые будут поступать в процессе эксплуатации катера. Надо сказать, что высказанные в ходе проведения испытаний катера замечания и пожелания мы уже устраняем и учитываем.
Надеемся: не только полученный на головном катере положительный опыт проведения поисковых и подводно-технических работ, но и дальнейший путь катеров данной серии станет подтверждением нашей убежденности в том, что многофункциональный модульный подход к строительству спасательных и рабочих катеров является верным и катер проекта 23370 станет серьезным шагом в развитии поисково-спасательного флота России.
В последние годы наше общество все чаще обращает внимание на состояние Военно-морского флота, проблемы и перспективы развития военного судостроения.
По данным РИА Новости от 13 ноября 2013 года, главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков, подводя итоги конференции о перспективах военного кораблестроения до 2050 года, заявил о необходимости увеличения серийности строящихся кораблей на базе единых платформ с предусмотренным модернизационным потенциалом. Чирков отметил, что в будущем модульный принцип не только ускорит проектирование, но и удешевит производство. Один модульный корабль сможет выполнять задачи, которые сейчас выполняют несколько кораблей различных классов. Первый такой корабль Военно-морской флот РФ может получить уже к 2018 году.
«ВПК»: Прежде всего позвольте поблагодарить вас всех за то, что согласились принять участие в обсуждении столь важного вопроса, как перспективы спасательного флота ВМФ. И первый вопрос Дамиру Габдулхатовичу. Первый модульный военный корабль планируется поставить флоту в 2018 году, а серийное строительство многоцелевых модульных кораблей начнется не ранее 2021-го. При этом уже в 2013 году ВМФ получил многофункциональный модульный катер нового проекта. Нет ли здесь противоречия?
Дамир Шайхутдинов: Противоречия здесь нет. Главнокомандующий говорил о строительстве к 2018 году именно боевого корабля в рамках перспективной программы военного кораблестроения. В нашем же случае речь идет не о боевых кораблях, а о катерах поисково-спасательного обеспечения сил флота, строительство которых учтено в проекте новой программы кораблестроения до 2050 года.
Андрей Новожилов: Позвольте добавить. В развитии аварийно-спасательного флота за рубежом уже с конца 80-х годов прослеживается тенденция отказа от узкоспециализированных судов в пользу судов с открытой конфигурацией. Международные учения флотов по оказанию помощи аварийным подводным лодкам (Bold Monarch, Sorbet Royal) показывают, что новые суда имеют большую палубу со смещенной надстройкой для размещения контейнеров со специальным оборудованием, например, контейнеризированный комплекс обеспечения спасания экипажей подводных лодок, а подготовка оборудования к работе производится во время перехода судна от места погрузки контейнеров к месту проведения работ. В то же время старые суда типа «Сейфгард» ВМС США имеют традиционную архитектуру, не предполагающую применения сменных модулей. Новейшие комплексы и системы аварийно-спасательных работ создаются в мобильном исполнении с возможностью их размещения на как можно большем количестве кораблей.
«ВПК»: Данная тенденция прослеживается и в развитии малотоннажных судов на Западе?
А. Н.: Да, безусловно. Сейчас в Северной Европе и в США получают распространение катера типа Workboat. Они представлены в широком спектре размеров и назначений. Общим свойством данных судов является наличие широкой свободной одноуровневой палубы как минимум с одним мощным краном-манипулятором. В ряде случаев имеют место катамаранная архитектура и модульная конструкция с возможностью сборки, разборки и транспортировки, в том числе наземными видами транспорта.
«ВПК»: В тематических материалах СМИ, различных аналитических обзорах и оценках военных и гражданских экспертов практически не уделяется внимания развитию малотоннажного флота, в частности катеров поисково-спасательного обеспечения. Насколько серьезно это упущение?
Д. Ш.: Согласен. Это отдельная и, к сожалению, пока недооцененная проблема. Ведь именно малотоннажные катера составляют основу обеспечения повседневной деятельности сил флота, в том числе поисково-спасательного обеспечения (ПСО) в пунктах базирования. Поясню: система ПСО ВМФ является составной частью функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, которая входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций России (РСЧС).
В настоящее время назрела необходимость формирования новых концептуальных подходов к формированию требований к судовому составу ПСО, так как современные требования к эффективному судну довольно противоречивы. С одной стороны, оно должно быть малотоннажным, с малыми размерениями, высокой маневренностью, технологичным в постройке, обслуживании и ремонте, не требующим высоких эксплуатационных затрат. С другой – многофункциональным, способным решать широкий круг задач.
Традиционный подход к проектированию и строительству судов этой двойной задачи не решает.
«ВПК»: Каковы на сегодня состояние малотоннажных судов ПСО и практика их применения в пунктах базирования?
Д. Ш.: В составе соединений спасательных судов ВМФ содержится значительное количество единиц малотоннажных судов, имеющих ограниченный район плавания.
Как правило, в пунктах базирования сил ВМФ в составе дежурных сил в части малоразмерных судов находятся противопожарные катера проектов 14611, 364, морские водолазные боты проектов 522 и 535, а также рейдовые водолазные катера проекта РВ-1415.
При этом сегодня более 60 процентов водолазных и 100 процентов противопожарных катеров выслужили установленные сроки службы, их средний возраст превышает 35 лет, а спроектированы они за малым исключением более полувека назад. Они не только устаревают физически, но и морально не соответствуют современным требованиям по размещению технических средств, имеют ограничения по объему выполнения возложенных на них задач.
Василий Бех: Анализ эксплуатации существующих катеров при всех достоинствах, актуальных на момент их проектирования, с позиции современных представлений выявляет общие характерные недостатки. Среди них – недостаточность палубного пространства, что не позволяет наращивать функции путем установки съемного оборудования, отсутствие мощных грузоподъемных средств, что существенно ограничивает наши технические возможности.
До настоящего времени задачи ПСО ВМФ в части водолазного обеспечения решались в основном с использованием катеров проекта РВ-1415 «Фламинго».
Разработанный на рубеже 60–70-х годов ХХ века проект стал инновационным для своего времени благодаря транспортабельности и технической оснащенности. Это был пример унифицированного подхода к постройке однотипных судов на базе одного проекта, что сокращало издержки на проектирование и подготовку производства. При этом РВ-1415 «Фламинго» имеет существенные недостатки с точки зрения проведения поисково-спасательных работ. Это ограниченная управляемость при работе в стесненных условиях, недостаточный обзор из рубки, малая свободная площадь палубы, отсутствие специальных устройств для проведения подводно-технических работ – сварочного оборудования, ручного инструмента. Неэффективно и оборудование для постановки на якорь, что сильно ограничивает возможность проведения работ в море. Практически катер может эффективно применяться только для спуска одного-двух водолазов, но никак не для комплексного поисково-спасательного обеспечения даже в пределах пунктов базирования.
А. Н.: Я бы отметил среди недостатков существующих катеров их узкую специализацию, следствием которой является недостаточная на сегодняшний момент эффективность их использования – большое количество требуемых катеров и высокие издержки, связанные с расходами на топливо, обслуживание, ремонт, содержание экипажа.
В условиях стремительного сокращения судового состава в силу его естественного старения задачу пополнения малотоннажного флота ПСО необходимо решать в комплексе, основываясь на принципе конструктивной унификации судов.
«ВПК»: Действительно, ситуация с состоянием судового состава спасательных подразделений выглядит безрадостной. И все-таки на волне реализации судостроительной программы должны были появиться и новые проекты катеров?
Д. Ш.: Да, новые проекты есть. С 2013 года помимо модульных катамаранов проекта 23370 строится серия катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения нового проекта 23040, который разработан как развитие серии водолазных катеров проекта А160, построенных для Минтранса России. Однако они не являются модульными и их использование планируется в рамках других задач. Эти катера предназначены для решения комплексных задач ПСО за пределами внутреннего рейда в ближней морской зоне.
«ВПК»: Как реализованы принципы многофункциональности и модульности в новом катере проекта 23370 и какого эффекта следует ожидать от внедрения этих катеров в систему ПСО ВМФ?
Александр Кулик: Катер проекта 23370 – это катамаран, имеющий простые обводы корпусов. Проект разработан по техническим требованиям ВМФ, которые и определили его ТТХ и комплектацию. Суть концепции катера заключается в том, что он представляет собой универсальную платформу, служащую носителем оборудования, принимаемого на палубу в виде сменных, штатно закрепляемых контейнерных модулей, каждый из которых и придает судну то или иное специальное назначение. При этом сама платформа является полноценным универсальным рабочим катером, который может использоваться для проведения различных работ.
«ВПК»: Каким образом малый катер способен принимать на палубу контейнерные модули? Как следует из анализа катеров существующих проектов, места на палубе недостаточно даже для проведения работ, не говоря уже об установке контейнеров.
А. К.: Возможность установки на катер контейнерных модулей, дополнительного оборудования, технических средств и грузов, а также размещение на катере людей, поднятых с поверхности воды, обеспечиваются за счет увеличения до 100 квадратных метров свободной площади палубы (при снятых модулях).
«ВПК»: Уточните, пожалуйста, в чем состоит модульный принцип формирования катера – это нечто понятийное или фактически касается конструкции катера?
А. К.: Это касается как конструкции катера, так и принципа комплектования его специальным оборудованием. Модульный принцип формирования состоит в том, что катер собран из отдельных готовых блоков высокой заводской готовности, имеющих полное техническое насыщение и отделку. Блоки судна и функциональные контейнерные модули формируются на заводе, а габариты блоков допускают их транспортировку по железной дороге и автотранспортом. Окончательная же стыковка блоков происходит на достроечной площадке непосредственно в регионе работы перед спуском на воду. Установка и замена функциональных модулей происходят в процессе эксплуатации катера в зависимости от характера планируемой операции.
«ВПК»: Подход к катеру как к трансформеру, безусловно, интересен, но что практически дает такой принцип?
А. К.: Такой принцип обеспечивает прежде всего технологичность постройки и ремонта. Кроме того, это дает возможность перевозки автомобильным, железнодорожным, водным транспортом – габариты блоков катера и функциональных модулей соответствуют стандартам перевозок. Также это и возможность сокращения площадей для хранения с одновременным повышением готовности к использованию, поскольку оборудование, находящееся в контейнерном модуле, не требует организации специального складского хранения и находится в высокой степени готовности. Плюс унификация применения технических средств при эксплуатации катера: допускается перестановка функциональных модулей на аналогичное (или иное соответствующих размерений) судно при получении катером повреждений, а также проведение рассредоточенного ремонта и модернизации катера, когда каждый элемент может проходить ремонт и модернизацию без вывода из эксплуатации остальных элементов.
Использование катеров данной серии позволит повысить уровень технической оснащенности флота, сократить судовой состав, освободить ресурс по использованию более крупных и мореходных судов для работы вне пунктов базирования.
В. Б.: Хотел бы добавить, что значительно повысилась и обитаемость катера – мы все же живем в XXI веке и для экипажа созданы подобающие условия.
«ВПК»: Катер универсален или имеет различные модификации под разные задачи?
Д. Ш.: В соответствии с требованиями госконтракта катер поставляется в двух комплектациях: ПТР – для обеспечения подводно-технических работ и АСГ – катер обеспечения деятельности аварийно-спасательных групп. Мы вообще сейчас уходим от понятий «водолазный катер» и «противопожарный катер». Например, в отличие от старых проектов катер ПТР может самостоятельно обнаружить затонувший объект, его обследовать и при необходимости поднять. Соответствующие предложения, связанные с корректурой руководящих документов по классификации судов, нами в настоящее время подготавливаются.
По итогам испытаний уже можно сказать, что проект 23370 соответствует заявленным требованиям и может способствовать как сокращению номенклатуры судов, так и увеличению серийности строящихся судов на базе единых платформ с предусмотренным модернизационным потенциалом. Однако полностью все характеристики будут подтверждены в процессе реальной эксплуатации. Мы должны быть уверены в том, что если у нас возникнут какие-то пожелания по улучшению параметров, то завод-изготовитель пойдет нам навстречу.
«ВПК»: Можно несколько слов об основных характеристиках катера?
А. К.: Длина катера – 21 метр, ширина – 9 метров, максимальная осадка – 1,3 метра, водоизмещение – 100 тонн. Скорость – до 9 узлов, мореходность – 4 балла. Автономность катера составляет 3 суток. Экипаж – 3 человека и специальный персонал – до 5 человек.
«ВПК»: Высокая техническая оснащенность достигается только за счет оборудования в контейнерах или есть стационарные специализированные устройства?
А. К.: На катере размещен комплекс грузоподъемного оборудования – гидравлический кран-манипулятор грузоподъемностью до 5 тонн и грузовая стрела с механической лебедкой грузоподъемностью до 250 килограммов, что позволяет проводить погрузочно-разгрузочные работы без использования береговой погрузочной техники.
Для оказания помощи аварийным объектам по поддержанию их на плаву катер оснащен высокопроизводительными водоотливными средствами.
На катере имеется энергетическая установка с гидравлическим приводом, обеспечивающая работу как движительного комплекса, так и судовых механизмов и специального оборудования. Отсутствие валолиний обеспечивает технологичность насыщения корпусов в процессе постройки и дополнительное свободное пространство в трюмах, которое может эффективно использоваться при эксплуатации.
«ВПК»: Здесь говорилось о таких отрицательных характеристиках традиционных катеров, как недостаточная маневренность и ограниченный обзор. Как эти проблемы учтены в новом катере?
А. К.: Катер имеет высокую маневренность, что важно при работах в узкостях. За счет применения гидравлических ВРК с углом поворота колонок 60 градусов на каждый борт катер может маневрировать на самых малых ходах и осуществлять разворот практически на месте. Действительно, крайне непривычный для судов таких размерений круговой обзор из рубки обеспечивается круговым остеклением рубки. Дополнительный обзор достигается за счет установленных на катере видеокамер.
Еще один необычный момент – конструкция катера, которая обеспечивает возможность сошвартовки с аналогичными судами бортами и носом. Это позволяет при необходимости формировать более крупные плавучие платформы, что удобно в случае крупных аварий, чтобы обеспечить пространство для развертывания техники.
«ВПК»: Недавно на лентах новостных агентств прошла информация о том, что катер проекта 23370 принял участие в спасательной операции на Неве в декабре 2013 года. Прокомментируйте, пожалуйста, это событие.
Д. Ш.: Решение о привлечении к проведению спасательной операции катера обеспечения подводно-технических работ (бортовой номер СМК 2093) проекта 23370 из состава 501-го аварийно-спасательного отряда Ленинградской военно-морской базы и водолазов 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ было принято главным командованием ВМФ по просьбе руководства ГУ ЧС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В процессе операции при помощи штатного оборудования катера были проведены поиск затонувшего автомобиля, обеспечение водолазных спусков на глубину 13 метров для его остропки и подъем автомобиля на палубу при помощи кормового крана-манипулятора. В принципе катер выполнил типовую задачу поиска и подъема затонувшего объекта, причем в сложных условиях – высокая скорость течения, плохая видимость под водой, участок работ ограничен устоями и высотой пролета моста.
В. Б.: В пользу многофункциональности тут следует сказать, что при использовании традиционных катеров для выполнения данной задачи потребовалась бы группа судов обеспечения (плавкран, грузовая площадка и пр.). В ходе настоящей операции многофункциональный модульный катер самостоятельно, без привлечения дополнительных судов обеспечил как сами работы, так и пребывание на борту задействованного личного состава.
«ВПК»: Что удалось или не удалось воплотить при разработке и создании катера?
А. К.: В данном проекте нам удалось воплотить не только концепцию многофункционального модульного катера, но и идеи по созданию действительно нужного спасательным подразделениям флота технического средства. Мы реализовали немалый опыт, накопленный предприятием более чем за полувековую историю деятельности в области разработки спасательного и водолазного снаряжения.
Мы готовы и дальше работать над этим проектом в целях усовершенствования отдельных технических и эксплуатационных характеристик с учетом замечаний, которые будут поступать в процессе эксплуатации катера. Надо сказать, что высказанные в ходе проведения испытаний катера замечания и пожелания мы уже устраняем и учитываем.
Надеемся: не только полученный на головном катере положительный опыт проведения поисковых и подводно-технических работ, но и дальнейший путь катеров данной серии станет подтверждением нашей убежденности в том, что многофункциональный модульный подход к строительству спасательных и рабочих катеров является верным и катер проекта 23370 станет серьезным шагом в развитии поисково-спасательного флота России.