- Айрат Раисович, какие суда сейчас составляют флот компании "Северречфлот"?
- На данный момент компания обслуживает 35 пассажирских социально-значимых маршрута, пролегающих по территориям ХМАО-Югры и ЯНАО. Всего в работе на задействовано 35 пассажирских самоходных судов.
Тип судна | Количество судов | Средний возраст, лет |
А-145 | 2 | 8 |
Валдай 45Р | 2 | 2 |
Метеор | 6 | 28 |
Линда | 7 | 23 |
Заря | 8 | 42 |
Восход | 2 | 27 |
Трамвай | 1 | 67 |
Москва | 1 | 38 |
Кс Югория | 1 | 12 |
Кс-162 | 1 | 1 |
Проект 105.05 ("Фарман Салманов") | 1 | 14 |
Судно на воздушной подушке | 3 | 5 |
Все они прошли освидетельствование Российским Речным Регистром и, соответственно, являются технически исправными и годными для перевозок пассажиров.
- О каких маршрутах идет речь? И планируется ли в ближайшие годы открытие новых направлений?
- Как я уже сказал, всего у нас сейчас развернуто 35 маршрутов, 28 из которых пролегает по территории ХМАО и семь маршрутов по ЯНАО: в Ханты-Мансийском районе пролегает 12 маршрутов, в Кондинском районе три маршрута, по шесть в Березовском и Октябрьском районах, четыре - в Нижневартовском, два в Белоярском и один на территории Сургутского района. Протяженность рейсов в среднем составляет от 50 до 300 км.
Протяженность маршрутов | Количество маршрутов |
Менее 50 км | 9 маршрутов |
От 50 км до 100 км | 5 маршрутов |
От 100 км до 200 км | 7 маршрутов |
От 200 км до 300 км | 7 маршрутов |
Более 300 км | 7 маршрутов |
Открытие новых маршрутов пока не планируется, так как действующая маршрутная сеть и так покрывает все потребности населения в перевозках.
- В каком состоянии находится водная и береговая инфраструктура в регионе? Как она изменилась за последние годы?
- Для создания комфортных условий пассажиров, обеспечения безопасной посадки и высадки и, в целом, безопасной эксплуатации судов у нас действует три вокзальных комплекса - в Ханты-Мансийске, в Березово и в Салехарде.
Кроме того, за счет окружных средств были построены и закуплены новые пассажирские суда, дебаркадеры, проводится модернизация скоростных пассажирских судов. Всего на сегодня работает восемь дебаркадеров с залами ожидания и 70 единиц стоечного флота. Все эти условия обеспечиваются в рамках программ по развитию водного транспорта региона при поддержке окружных правительств ХМАО-Югры и ЯНАО.
Что касается переработки грузов, в городе Ханты-Мансийске имеется грузовая причальная стенка с портальными кранами протяженностью 196 метров.
Протяженность судоходных путей, на которых осуществляется перевозка пассажиров и грузов судами "Северречфлота", составляет 5075 километров, 1293 из них – боковые и малые реки. Средняя продолжительность навигации с мая по октябрь в среднем составляет 170 суток.
- Насколько остро стоит проблема обмеления эксплуатирующихся рек?
- В этот навигационный период мы столкнулись с проблемой недостаточных габаритов судового хода в протоке Алешкинская, начиная с 12 сентября и до окончания навигации теплоходы типа "Метеор" не могли зайти в протоку. Для доставки пассажиров с теплоходов "Метеор" до пристани Приобье и обратно были привлечены две единицы судов с меньшей осадкой серии "Линда". А в протоке Самаровская габариты судового хода были на грани работы по протоке теплоходов "Метеор" – 255 см.
- Эта проблема как-то решается?
- Для нас главная задача - обеспечить безопасную и комфортную перевозку пассажиров. Создание безопасных условий плавания на реках, где осуществляется движение судов "Северречфлот", обеспечивается ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть" и ее филиалами. Обслуживание судовых ходов на реках проводится как за счет средств федерального бюджета, так и окружного бюджета ХМАО-Югры.
Магистральные реки обслуживаются за счет федерального бюджета. Это реки Иртыш, Казым, Обь. Боковые реки, такие как Конда, Северная Сосьва, Ляпин, Вах и протоки Алешкинская, Самаровская, Нарыкарская, Вайсова – за счет окружного бюджета ХМАО-Югры.
При обмелении участков рек, по которым проходят пассажирские маршруты, мы обращаемся по вопросам дноуглубления лимитирующих участков рек в ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть" или в Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры, в зависимости от регионального или федерального значения реки. На внутренних водных путях для обеспечения заданных габаритов судовых ходов и улучшения судоходных условий проводятся дноуглубительные работы. Для обеспечения безопасных условий плавания пассажирских теплоходов типа "Метеор" минимальная глубина судового хода должна быть не менее 250 см.
А при условиях, когда дноуглубление невозможно, мы просто используем флот с меньшей осадкой. Для понимания, суда серии "Метеор" имеют осадку 2,35 м, "Восход" - 2 м, "Линда" - с осадкой 1,0м, "Заря" - с осадкой 0,61 м, а также СВП "Югорский", которые двигаются по водной поверхности.
- В чем заключается сложность речных трасс региона?
- Водные пути главных рек Оби и Иртыша, а также боковых рек, пролегают по нескольким природным зонам, имеющим сложный рельеф и климатические условия. Извилистость рек здесь достигает коэффициента 2,3 с кривизной поворотов до 1900. Реки не зарегулированы, перепад уровней глубин между половодьем и меженным периодом может достигать до 10 м. Глубины на магистральных реках снижаются до 2,1 – 2,5 м., а на боковых до 0,8 м.
Более 80% пассажирских перевозок осуществляется по малым рекам Конда, Сосьва, Казым, Вах, Большой Юган, протокам и как правило все они имеют узкое и извилистое русло, ограниченное крутыми берегами и отмелями.
Реки Ханты-Мансийского автономного округа замерзают в октябре – ноябре, вскрываются в апреле-мае.
- Ранее было объявлено о запуске программы по реновации пассажирского флота. Как идет ее реализация?
- Одна из главных задач этой программы - обновление состава флота. Поэтому с с 2019 года мы взялись за реализацию инвестиционной программа по приобретению и эксплуатации скоростных судов на подводных крыльях нового типа т/х "Валдай" - два судна, и т/х "Метеор" - четыре судна. На данный момент планировалась приобрести четыре новых пассажирских теплохода на подводных крыльях. В начале 2021 года заключены договоры с судостроителями и лизингодателем. Уже в октябре к нам был доставлен первый теплоход – Метеор-120Р. Поставка следующих трех ожидается в следующем году. В сентябре 2022 должен прийти еще один теплоход проекта "Метеор-120Р и два судна проекта ALFA-120.
- Рассматриваете к покупке иностранные суда?
- Нет.
- Почему вы обратились именно к СПК?
- Суда на подводных крыльях задействованы на маршрутах с большим пассажиропотоком и большой протяженностью, а также обладают высокой скоростью, что позволяет сократить время в рейсе.
- Какое первое впечатление от первого "Метеора"? На какой линии он будет поставлен и когда?
- Новый "Метеор" будет обслуживать маршрут Ханты-Мансийск – Урманный протяженностью 128 км. Периодичность обслуживания - один рейсооборот в день. На маршруте перевозится около 25000 пассажиров за навигацию.
У СПК отметили улучшенные гидродинамические и мореходные характеристики по сравнению судами на подводных крыльях старого поколения. Кроме того, для комфорта пассажиров здесь предусмотрен климат контроль, комфортабельные кресла, три санузла, Wi-Fi, а в салоне будет значительно снижен уровень шума. Для пассажиров с ограниченными возможностями предусмотрены пандусы, специальные кресла и отдельный санузел. Так что первые впечатления положительные.
- Интересно решение о заказе СПК двух разных проектов, оба из которых базируется на оригинальном проекте "Метеора". Почему было принято такое решение?
- Для начала стоит сказать, что приобретение теплоходов двух проектов было предусмотрено инвестиционной программой, о которой я уже упоминал. Речь, как вы знаете, идет о проекте 03830 ALFA-120 и о проекте 03580 "Метеор-120Р". Они будут эксплуатироваться на трех социально-значимых маршрутах ХМАО: "Ханты-Мансийск – Березово", "Ханты-Мансийск – Урманный" и "Приобье – Березово – Нижние Нарыкары".
Нам нужно было заменить выбывающие из эксплуатации "Метеоры", при проработке вариантов проектов брались в расчет основные требования к скоростному пассажирскому судну, соответствующие правилам безопасности судоходства и обеспечивающие удобство для пассажиров, в том числе, учитывая длительность маршрута.
Могу сказать, что оба проекта обладают необходимой пассажировместимостью, показателями дальности хода, системой вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в салоне, системой видеонаблюдения и телевидения, местами для лиц с ограниченными возможностями; пандусами для преодоления дверных комингсов посадочных дверей пассажирами с ограниченными возможностями.
В основу СПК проекта 03830 ALFA-120 легла модернизированная гидродинамическая крыльевая схема типа "утка", небольшая осадка на плаву (2,02 м), Соответственно, на маршрут "Ханты-Мансийск – Березово" выбрано судно этого проекта.
Дело в том, что использование действующих теплоходов на этой трассе сопряжено с ограничениями, связанными с регламентными требованиями по безопасности судоходства.
Скоростное пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 ALFA-120 / Фото: Пресс-служба "Судостроительная корпорация "Ак Барс" |
Маршрут "Ханты-Мансийск – Березово" характеризуется сложной навигацией и наличием малых боковых рек с глубинами в период навигации меньше 2,3 м. В зависимости от падения уровня воды в различные годы проблемными участками являются протока Алешкинская (пгт. Приобье) и протока Самаровская (причал в Ханты-Мансийске). Начиная с августа, заход в затон "Северречфлота" для "Метеоров" становится невозможен по причине отсутствия глубины. Учитывая показатели по глубинам уполномоченного органа, обслуживающего указанные участки, скоростные пассажирские суда с осадкой более 2,3 м подвергаются опасности посадки на мель и невозможности обеспечивать доставку пассажиров в Ханты-Мансийск и пгт. Приобье.
Кроме того, экономия для нашей компании, вследствие отсутствия необходимости привлечения дополнительного судна на участке пути "п.Шеркалы – п.Приобье" маршрута "Ханты-Мансийск – Березово", будет составлять 5 млн. рублей ежегодно.
К использованию на маршрутах - "Ханты-Мансийск – Урманный", протяженностью 128 км в одну сторону, и "Приобье – Березово – Нижние Нарыкары", протяженностью 332 км в одну сторону, подошли оба проекта, соответственно был выбран более дешевый вариант - "Метеор-120Р".
- Какой тип флота в целом актуален для региона с учетом климатических особенностей и имеющейся инфраструктуры?
- Для нашего региона актуальны суда с небольшой осадкой, которые обеспечат возможность подходить к необорудованному берегу. Это теплоходы типа "Заря" и КС.
- Есть ли в вашем регионе или в близлежащих судостроительные и судоремонтные заводы, которые вы могли бы рассматривать в качестве площадок под модернизацию или строительство нового флота?
- Ближайший к нам завод — это "Сургутское судоремонтное предприятие".
- Как показывают себя в эксплуатации новые СПК "Валдай"? Какие впечатления у пассажиров, у экипажей?
- В этом году этими судами было перевезено более 13000 пассажиров.
Пассажиры довольны новыми судами – у них выше скорость по сравнению с предыдущими судами серии "Линда". В салоне тепло; за счет того, что на судах внедрена система кондиционирования воздуха, флот можно эксплуатировать при температуре от -10℃ до +35℃, условия на борту остаются комфортными, в том числе при волнении.
Расход топлива у "Валдаев" меньше по сравнении с теми же теплоходами "Линда". Благодаря современной системе управления при движении "Валдай" не размывает берега, отсутствует волна.
- Как за несколько лет эксплуатации показали себя суда проекта А-145? На каких маршрутах они ходят?
- Суда проекта А-145 - комфортные и высокоскоростные, они работают на маршрутах территории ЯНАО: Салехард – Яр-Сале – Ныда, Салехард – Новый Порт, Салехард – Мужи, Салехард – Казым-Мыс. Флот этого проекта выделяется за счет того, что такие суда менее зависимы от ветро-волнового режима, что позволяет им выполнять рейсы в сложных условиях, а небольшая осадка позволяет осуществлять заходы в протоки и малые реки.
- На каких маршрутах эксплуатируются СВП?
- СВП работают на внутрирайонных маршрутах Ханты-Мансийского и Белоярского районов небольшой протяженностью.
В этом году в связи с установившимся ледоставом на реках Округа с 25 ноября судами на воздушной подушке уже начато обслуживание трех пассажирских маршрутов: Ханты-Мансийск – Кышик протяженностью 80 км, Ханты-Мансийск – Пырьях протяженностью 80 км и Ханты-Мансийск – Нялинское протяженностью 85 км. На маршрут Ханты-Мансийск – Троица протяженностью 46 км также поставлены СВП с 26 ноября по причине большого количества торосов на реке Обь в районе п. Луговской.
По всем этим маршрутам планируется выполнить 180 рейсов и перевезти около 1100 пассажиров (в прошлом году было перевезено более 1300 человек). Перевозки будут осуществляться до открытия зимних автодорог, ориентировочно по 24 декабря.
- Есть ли планы по развитию направления паромных переправ?
- В проекте направление Приобье-Березово, а на данный момент действует паромная переправа Приобье-Андра.
- Что касается нескоростного флота. Теплоходы "Родина", "Михаил Калашников" еще возят пассажиров?
- Данные суда принадлежат Иртышскому пароходству, они эксплуатировались "Северречфлотом" на правах аренды для работы на маршрутах, субсидируемых ЯНАО. С 2020 года ЯНАО не включает данные маршруты в список субсидируемых, соответственно, обслуживание прекращено.
- Планируется ли списание судов в ближайшие годы? Отдаете суда на утилизацию для получения субсидий?
- Да, в связи с приобретением нового флота какие-то суда пойдут на списание.
Что касается судового утилизационного гранта, который дается российской судоходной компании при утилизации старого флота и заказе на верфи в РФ нового судна, стоит учитывать некоторые нюансы. Учитывая предоставленную законодательством возможность "Северречфлот" в 2019 году обращался в Минпромторг РФ с вопросом. Однако, мы получили отказ на основании того, что компания получает региональные субсидии (субсидирование пассажирских маршрутов), что является препятствием для получения федеральной субсидии (запрет на перекрестное субсидирование).
- "Северречфлот" - стивидорный оператор порта Сабетта. Какие работы выполняет ваша компания в связи с этим статусом?
- Действительно, с декабря 2019 наша компания стала стивидорным оператором в морском порту Сабетта - самом молодом морском порту России с океанским экспортным терминалом сжиженного природного газа проекта "Ямал-СПГ". В комплекс работ, выполняемых "Северречфлотом", входят швартовые операции с танкерами-газовозами на технологических причалах порта и полный цикл работ на грузовых причалах порта по погрузке и выгрузке всех типов судов, перемещению, складированию и учету всей номенклатуры грузов в морском порту Сабетта.
- Есть ли планы по развитию водного туризма?
- У АО "Северречфлот" нет туристических теплоходов, но наш партнер - круизная компания "Созвездие" - планирует начать эксплуатацию круизного судна в нашем бассейне. Мы, в свою очередь, готовы оказать им содействие в предоставлении вокзальных и гостиничных комплексов в Ханты-Мансийске, Салехарде и пгт Березово.
А нам это даст возможность развить направление гостиничного и ресторанного бизнеса на этих вокзалах.
- Сталкиваетесь с нехваткой кадров?
- Да, нехватка кадрового обеспечения командным составом пассажирских судов является острой проблемой многих эксплуатационных предприятий, в том числе и "Северречфлота". Возраст командного состава судов АО "Северречфлот" в процентном отношении такой: до 35 лет - 6%; до 50 лет - 30%; с 50 до 60 лет - 57%; свыше 60% лет 7%. То есть, как вы видите, командный состав судоводителей-судомехаников на 64% состоит из пожилых граждан.
Для привлечения молодых кадров наше предприятие активно сотрудничает с учреждениями средне-профессионального образования городов Омска и Новосибирска. Учащиеся проходят практику на наших теплоходах, многие из выпускников впоследствии добиваются успехов в специальности и работают на благо ХМАО-Югры.
Для работы на судах мы привлекаем дипломированные профессиональные экипажи, большинство судоводителей имеют высшее профессиональное образование и большой стаж работы на пассажирских судах. Для обеспечения безопасности судоходства на реках, мы тесно сотрудничаем с ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть", проводим совместные совещания капитанов скоростных судов с прорабами и мастерами пути по согласованию схем навигационного ограждения судовых ходов. По итогам совещаний предложения капитанов вносятся в схемы ограждения судовых ходов рек.
- Как у вас складываются отношения с региональными властями? В чем чувствуете поддержку, а в чем позиции расходятся?
- Обновление речного флота - одна из первоочередных задач в решении транспортных проблем, которую поставила глава Югры. Потому так важен для округа и проект запуска судов нового поколения. Не случайно в церемонии спуска на воду "Метеора" приняла участие лично губернатор Югры Наталья Владимировна Комарова.
Так как акционерами АО "Северречфлот" являются правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, то все решения согласовываются с нашими акционерами. Государственная поддержка оказывается в части субсидирования пассажирских перевозок. Кроме того, Инвестиционная программа по приобретению и эксплуатации скоростных судов на подводных крыльях нового типа т/х "Метеор" предусматривает включение лизинговых платежей в состав экономически обоснованных расходов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок в Ханты-Мансийском автономном округе и предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов, возникших в результате удешевления стоимости билетов на пассажирские перевозки по мероприятию "Обеспечение повышения качества и доступности транспортных услуг, оказываемых с использованием водного транспорта" государственной программы автономного округа "Современная транспортная система".
Материалы по теме:
Северный, речной, электронный...
"Покупатели новых судов на подводных крыльях есть". Интервью с главой ЦКБ по СПК
Зеленодольский завод имени А.М.Горького возобновляет строительство легендарных "Метеоров"
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |