В марте 2018 года Кронштадтскому морскому заводу исполняется 160 лет. Легендарное предприятие, всю свою деятельность посвятившее ремонту кораблей, пережило и периоды расцвета, и периоды спада. Сейчас оно является крупнейшим судоремонтным предприятием Северо-Запада России.
4 марта 1858 года в Кронштадтской крепости "открыл свои действия для исправления механизмов паровых судов" Пароходный завод – первое отечественное предприятие, в задачи которого входил ремонт механизмов и машин для строящегося железного парового флота России. Накануне состоялось торжественное открытие нового завода, на котором присутствовал император Александр II.
Завод появился не на пустом месте – уже с начала XVIII столетия, как только Кронштадт стал главной военно-морской базой русского флота на Балтике и крупным торговым портом, здесь строили и ремонтировали корабли. К середине XIX столетия, когда воздвигались здания завода, в Кронштадте успешно действовало ремонтно-строительное адмиралтейство, занимавшееся достройкой и оснащением кораблей и судов, построенных на верфях Санкт-Петербурга.
|
1914 год. Открытие Алексеевского дока, ныне док Велещинского / КМОЛЗ |
Но к этому времени в военном кораблестроении наступила эпоха парового флота, сначала колесного, затем — винтового. России необходимо было срочно приступать к строительству военных винтовых пароходов. Было принято решение о создании "пароходостроительного заведения". Его строительство началось 11 февраля 1847 года. Первый цех при строящемся Пароходном заводе открылся во время Крымской войны в 1855 года – это были ремонтные мастерские для паровой канонерской флотилии, построенной для защиты водного пути к Санкт-Петербургу. В год открытия завода в 1858 года насчитывалось 400 мастеровых и рабочих. В первые годы деятельности завод являлся одним из самых передовых предприятий не только в России, но и в Европе.
Организация рабочего, складского, технологического пространства, коммуникации, станки — все выполнено в соответствии с уровнем и требованиями современной промышленной архитектуры. Ремонт кораблей (деревянных, затем броненосных и железных, по типу движителей – колесных и винтовых, парусно-винтовых) – одна из основных задач Пароходного завода. Он ремонтирует механизмы, участвует в постройке кораблей, изготавливает оборудование, создает новые виды вооружения и военной техники, новые механизмы и приборы.
Пароходный завод стоял у истоков броненосного кораблестроения России, производя доводку, наладку и достройку броненосцев. Кроме того, здесь изготавливались и монтировались на кораблях механизмы, орудия, винты, паровые котлы и другое оборудование. Изделия Пароходного завода всегда отличали высокое техническое мастерство и качество выделки. Предприятие успешно участвовало в крупнейших российских и всемирных выставках в период 1861 — 1900 гг. Паровые камбузы, опреснительные аппараты, помпы и брандспойты, кингстоны, образцы ковки, паровые котлы, вентиляторы, эжекторы, модели многих приборов награждались золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, дипломами 1 и 2 степени.
|
Броненосец "Адмирал Ушаков" в акватории завода, 1897 год / КМОЛЗ |
С середины 1870-х годов завод сосредоточился на участии в достройке кораблей и ремонте механизмов. Его не миновал не только ни один корабль парового Балтийского флота, но и ни один вновь построенный корабль. В начале XX столетия кронштадтские корабелы выполняли судоремонтные работы на броненосцах, крейсерах 1 и 2 рангов, минных крейсерах, канонерских лодках, пароходах, императорских яхтах, транспортах, миноносцах, учебных и портовых судах. Здесь готовились к походам корабли Тихоокеанских эскадр. В годы Первой мировой войны завод и доковые мастерские обеспечивали аварийный ремонт и устранение боевых повреждений кораблей Балтийского флота.
Велись усиленные достроечные и доковые работы на новых линкорах "Севастополь", "Петропавловск", "Гангут" и "Полтава", эскадренных миноносцах типа "Новик", подводных лодках типа "Барс". Серьезные испытания выпали заводу в годы революции и гражданской войны. К 1920 году были почти полностью утеряны квалифицированные кадры, 90% станков и оборудования вышло из строя или бездействовали, отсутствовали материалы. Тем не менее, уже в начале 1920-х годов последовало возрождение предприятия, связанное с необходимостью восстановления кораблей для Красного Балтийского флота. Крейсеры "Аврора" и "Профинтерн", линкоры "Марат", "Октябрьская революция", "Парижская коммуна" проходят на заводе ремонт, что позволяет краснофлотцам проводить первые маневры и дальние заграничные плаванья.
В годы первых пятилеток Морзавод отвечает за текущий и средний ремонт кораблей МорСил Балтийского моря и капитальный ремонт вспомогательных судов, капитальный ремонт артиллерии до 8 дюймов включительно и все виды ремонта по торпедно-минному вооружению. Завод осваивает капремонт эсминцев и подводных лодок. В эти годы кронштадтские рабочие и инженеры продолжают проявлять выдающиеся качества рационализаторства и передового труда. В 1929 году впервые в судоремонте на Морзаводе была применена секционная сборка судна. В 1934 и 1938 годах в рекордные сроки были отремонтированы ледоколы "Красин" и "Ермак", подготовленные к совершению дальних походов для спасения полярных экспедиций.
|
Ремонт кораблей на КМОЛЗе во время ВОВ / КМОЛЗ |
Образцом подвижнического труда и героизма стала деятельность Морского завода в годы Великой Отечественной войны. Находясь на линии вражеского огня, завод не прекращал свою работу ни на минуту. На его территорию в 1941 — 1944 гг. были сброшены 2727 снарядов и 115 авиабомб. За годы войны здесь было отремонтировано 615 кораблей и вспомогательных судов, что обеспечило боеспособность Балтийского флота и оборону Ленинграда с моря.
С завода было призвано в ряды Советской Армии 367 человек, ушло в народное ополчение 395 человек (вернулось – 16), погибли при бомбардировках и артобстрелах 88 человек. Много работников умерло во время блокады. За огромный вклад в подготовку Победы 31 мая 1944 года завод был отмечен высокой правительственной наградой – Орденом Ленина. Тысячи морзаводцев награждены орденами и медалями Советского Союза. Четыре воина-морзаводца стали Героями Советского Союза. В конце 1940-х годов КМОЛЗ был признан лучшим судоремонтным предприятием страны.
В это же время он становится крупнейшим судоремонтным заводом ВМС СССР. А с конца 1950-х годов является признанным флагманом отечественного судоремонта. С 1946 по 1958 годы он 33 раза занимал классные места в соревновании судоремонтных заводов и награждался переходящими Красными знаменами Совета министров и Министерства обороны СССР.
|
"Красин" в доке КМОЛЗ / Корабел.ру |
Здесь изготавливают первые глубоководные аппараты для Академии наук СССР, переоборудуются первые корабли измерительного комплекса (КИК) МО СССР, "корабли науки" – суда антарктических экспедиций АН СССР. Завод участвует в создании первых кораблей Морского космического флота. В конце 1960-х годов впервые в отрасли на КМОЛЗе построены цех ремонта и станция испытаний газотурбинных установок для нужд флота. В 1970-е годы Морской завод вырос в многофункциональный завод-комбинат, выполняющий работы по переоборудованию, модернизации и ремонту всех классов и типов кораблей и судов ВМФ, за исключением атомных, судов научного, торгового и рыболовного флота; строящий плавучие доки, буксиры, баржи; изготовливающий множество механизмов для оснащения флота.
На протяжении своей истории с заводом активно взаимодействовали деятели морского флота России, ученые, изобретатели, конструкторы. Среди них: адмирал Федор Петрович Литке (1797 – 1882), изобретатель Иван Афанасьевич Амосов (1800-1878), адмирал Иван Иванович фон Шанц (1902-1879), кораблестроитель Михаил Михайлович Окунев (1810-1873), адмирал Григорий Иванович Бутаков (1820-1882), кораблестроитель Николай Елисеевич Титов (1846- 1918), инженер Владимир Полиевктович Костенко (1881-1956), кораблестроитель Александр Евтихеевич Леонтьев (1843-1902), академик Валентин Львович Поздюнин (1883-1948), академик Алексей Николаевич Крылов (1863-1945). Завод сотрудничает с учеными и конструкторами Крыловского государственного научного центра, 51-го центрального конструкторско-технологического института судоремонта, Центра технологии судостроения и судоремонта, ЦКБ МТ "Рубин", Северного ПКБ, ЦМКБ "Алмаз" и других ведущих кораблестроительных НИИ и КБ России.
Ему принадлежит ведущая роль в системе судоремонтных заводов ВМФ СССР. В среднем в доках и у стенок завода проходили ремонт до 100 кораблей в год. В Кронштадте производится ремонт ракетных и противолодочных крейсеров, больших противолодочных кораблей проекта 1134А, подводных лодок. Выполняется ремонт гражданских судов и другие специальные задания. В доках завода проходят ремонт флагман советской антарктической флотилии дизель-электроход "Михаил Сомов" и научно-исследовательское судно "Профессор Зубов". Проходят ремонт парусные учебные суда ВМФ СССР: легендарные "Седов" и "Крузенштерн".
На рубеже 1990-х и 2000-х завод осуществляет ремонт и модернизацию кораблей зарубежных военно-морских флотов. В его учебных классах навыкам военно-морского дела и управлению морской техникой обучаются специалисты из стран Ближнего и Среднего Востока, Вьетнама, Индии, Китая. В начале 2000-х годов КМОЛЗ пережил непростой период адаптации к новым социально-экономическим реалиям в условиях тяжелого экономического и организационно-правового кризиса.
Для возобновления производственной деятельности в управлении предприятием были произведены юридические, финансовые и организационные изменения. Старт возрождению был дан в начале марта 2010 года. Восстановление авторитета завода как уникального судоремонтного комплекса на Северо-Западе, а именно такова цель нового руководства предприятия, потребовало решения множества сложных задач. Прежде всего, необходимо было восстановить преемственность квалифицированных кадров, обеспечить сочетание мастерства опытных и энергии молодых.
|
Вывод "Авроры" из дока / Корабел.ру |
Этого удалось добиться, во многом, благодаря опоре на ветеранов завода и привлечению свежих кадров из Петербурга и других городов страны. Сейчас заводской коллектив – единая команда, все на своих местах. В 2016 году АО "Кронштадтский морской завод" вошло в состав Объединенной судостроительной корпорации. Завод за последние восемь лет совершил огромный рывок вперед, снова наладив производство. Если в 2010 году было отремонтировано кораблей на 30 млн рублей, то уже в следующем году — на 400 млн рублей, а в дальнейшем ежегодные объемы по судоремонту растут на 30 — 40%. Сейчас на заводе ежегодно ремонтируется более ста кораблей и судов различных типов и классов.
Квалификация и опыт позволяют выполнять работы любой сложности — от аварийного до капитального. Растет количество рабочих и специалистов, создаются новые отделы и цехи. В частности, с нуля был создан и оборудован малярный цех, организованы и оборудованы гидравлический участок, участок ремонта арматуры ВВД, связанный с ремонтом подводных лодок, высокотехнологичный участок испытания стендов дизельных двигателей. В модернизацию производства и ремонт инфраструктуры за последние 4 года завод вложил до 250 млн рублей.
Сегодняшний Кронштадтский морской завод имеет два основных направления деятельности: это военный и гражданский судоремонт, а также ремонт газотурбинных двигателей для кораблей морского флота и для "Газпрома". Доля газотурбинного производства, созданного в 1967 году, в общем объеме производства составляет около 25 %. За полвека работы кронштадтские турбинисты отремонтировали для флота более 360 единиц корабельных газотурбинных двигателей, а с 1996 года более 180 приводных двигателей и блоков ГПА-10 для "Газпрома".
В судоремонте также обозначились главные направления: Поддержание боеспособности кораблей и судов отечественного военно-морского флота – многолетний приоритет завода. За последние годы он продлил срок эксплуатации двум подводным лодкам проекта "Варшавянка" Балтийского флота, осуществляет ремонт боевых кораблей и судов Балтийского флота.
|
Гендиректор КМОЛЗ Анатолий Белоев (слева) / КМОЛЗ |
В 2017 году завод успешно справился с ремонтом СК "Ярослав Мудрый", за что получил высокую оценку работы со стороны экипажа корабля. В этом же году отремонтировано и подготовлено к дальнему походу океанографическое исследовательское судно "Адмирал Владимирский".
Непростые работы, в которых ремонтникам при ходилось проявлять неординарные подходы к решению возникающих задач, были осуществлены в сжатые сроки. Завод обеспечивает ремонт кораблей и судов гражданского назначения. На заводе проходили доковый ремонт ледоколы ФГУП "Росморпорт" ("Юрий Лисянский", "Санкт-Петербург", "Москва", "Семен Дежнев"), плавкраны, спасательные суда и буксиры. Особое значение имеют проекты по восстановлению и ремонту объектов историко-культурного назначения. Большое внимание общественности и СМИ привлекли реставрация ледокола "Красин" к его 100-летнему юбилею, ремонт плавучего маяка "Ирбенский" и, конечно, крейсера "Аврора".
РУКОВОДИТЕЛИ ЗАВОДА 1858-2018
- 1857–1878 Первый управляющий завода, генерал-лейтенант корпуса инженер- механиков флота А. И. Соколов
- 1878–1886 Генерал-майор корпуса инженер-механиков П. И. Суйковский
- 1886–1888 Флагманский инженер-механик А. А. Поликарпов
- 1888–1891 Флагманский инженер-механик. С 1906 г. – генерал-лейтенант корпуса инженер- механиков флота В. И. Афанасьев
- 1891–1899 Флагманский инженер-механик Е. М. Заозерский
- 1899–1905 Флагманский инженер-механик А. П. Леонтьев
- 1905–1908 Т.Ф. Загуляев
- 1908–1913 Инженер-механик капитан 2 ранга Г. И. Евгеньев
- 1914–1915 Инженер-механик капитан 1 ранга П. И. Онищенко
- 1917–1920 Генерал-майор, инженер-механик Ф. К. Хлестов
- 1926–1930 И. А. Ягунов
- 1930–1934 И. М. Есиков
- 1934–1937 Генерал-майор интендантской службы А.И Колпаков
- 1937–1938 Военный инженер 1 ранга А.Е. Крачковский
- 1939–1943 Инженер контр-адмирал Б. М. Волосатов
- 1943–1948 Инженер-контр-адмирал А. А. Бурлаков
- 1947–1951 Инженер-капитан 2 ранга И. Я. Киршеин
- 1951–1953 Инженер-капитан 1 ранга А. В. Куницын
- 1953–1958 Инженер-капитан 1 ранга А. С. Курдин
- 1959–1960 Инженер-полковник М. В. Куликов
- 1960–1964 Инженер-полковник В. А. Волков
- 1964–1968 Вице-адмирал А. М. Геворков
- 1968–1972 Полковник технической службы Ю. М. Васильев
- 1972–1992 Капитан 1 ранга А. Ф. Ушаков
- 1992–1998 Капитан 1 ранга В. И. Кучерявенко
- 1998-2000 Капитан 1 ранга В. М. Шорохов
- 2000-2005 Капитан 1 ранга Н. И. Шокало
- с 2010 А.В. Белоев.
Ремонт "Авроры" стал масштабным проектом с огромным объемом работ. Он продолжался более полутора лет (2014 — 2016 гг.), и в его ходе было выполнено восстановление технического состояния крейсера, обновлена палуба, произведены корпусные работы, отремонтированы и восстановлены системы жизнеобеспечения корабля. Весь корпус "Авроры" был тщательно очищен и заново покрашен. Общая площадь внешнего корпуса составляет более 5 000 кв. м. Полностью заменена донно-забортная арматура. Одним из важнейших этапов ремонтных работ на "Авроре" стал ремонт силовой сети, дизель-генератора, систем жизнеобеспечения корабля и крупные модернизационные работы по установке систем пожарной сигнализации, видеомониторинга и пожаротушения тонкораспыленной водой. На верхней палубе заменено почти 100 метров тиковой палубы.
Был произведен ремонт в более чем 60 помещениях верхней, батарейной и жилой палуб. По историческим чертежам была восстановлена каюта флагмана и отремонтированы прилегающие к ней помещения. Рабочие завода произвели полную подготовку помещений и систем для установки оборудования новой музейной экспозиции "Авроры", созданной в соответствии с музейными технологиями XXI века.
Подводя итоги ремонта, генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев отметил, что ремонт крейсера "Аврора" стал для завода серьезным испытанием на профессионализм и зрелость, с которым тот с честью справился. Нынешний Кронштадтский морской завод в составе ОСК уверенно идет по пути создания высокотехноло гичного и мощного судоремонтного предприятия.
В свой юбилейный 2018 год заводу предстоит завершить ремонт гидрографического судна "Ромуальд Муклевич", начать заводской ремонт океанографического судна "Адмирал Владимирский", который продлится до 2019 года, осуществить ремонт эсминца "Настойчивый", а также провести сервисное обслуживание и ремонт кораблей и судов Балтийского флота в количестве 105 единиц, отремонтировать не менее 14 газотурбинных двигателей и установок для "Газпрома" и ВМФ.
Глеб Чубинский-Надеждин