30 декабря 2016 года на Балтийском заводе прошел спуск на воду линейного дизель-электрического ледокола ЛК-25 "Виктор Черномырдин" проекта 22600.
Несмотря на значимость события, торжественную часть "балтийцы" перенесли на третий квартал 2018 года, на церемонию поднятия флага. Это уже третий перенос сроков сдачи ЛК-25.
Завод в ходе строительства действительно столкнулся со всеми проблемами, которые только возможны: от возросшей цены на комплектующие, до некачественной проработки проекта.
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" / Корабел.ру |
Но, как рассказал на спуске генеральный директор Балтийского завода: "Мы набрали неплохие обороты: это уже второй спуск ледокола за год. Даже в советское время наш завод так много ледоколов в год не спускал. Самое главное, что и все остальное у нас идет по плану и по графику. Ледокол "Виктор Черномырдин" – заключительный аккорд 2016 года. Это очень трудный ледокол, но мы победим, и в 2018 году он будет сдан заказчику!".
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" / Корабел.ру |
Напомним, контракт на строительство четырех ледоколов ЛК-25, ЛК-18 и двух ЛК-16 Объединенная судостроительная корпорация и ФГУП "Росморпорт" подписали в октябре 2011 года, в присутствии президента РФ Владимира Путина. Общая стоимость контракта на все суда тогда составляла 20,4 млрд рублей, из них 7,94 млрд - цена ЛК-25. Техпроект судна разрабатывало ПКБ "Петробалт".
|
Ледокол "Виктор Черномырдин" (проект 22600) / "Балтийский завод - Судостроение", ООО |
По первоначальным планам "Виктор Черномырдин" должен был выйти на работу в 2015 году, сменив ветеранов ледокольного флота "Ермак" и "Капитан Сорокин" 1974 и 1977 годов постройки соответственно.
В марте 2012 года Балтийский завод начал резку металла, а в октябре того же года (хотя планировали в июне) состоялась церемония закладки ледокола. Новому судну было решено присвоить имя бывшего премьер-министра России Виктора Черномырдина. Эта инициатива встретила неоднозначную реакцию.
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" / Корабел.ру |
Как рассказала на спуске крестная мать ледокола заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе по вопросам реализации внутренней политики Любовь Павловна Совершаева: "Лучшего имени этому кораблю было не придумать, потому что Виктор Черномырдин был мощным политическим и государственным деятелем, и наш сегодняшний именинник - тоже самый большой и мощный из неатомных ледоколов во всем мире". Однако вопросы "почему?" все-равно остались.
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" / Корабел.ру |
В августе 2013 года Балтийский завод и верфь Nordic Yards, которая до марта 2016 года принадлежала росийскому бизнесмену Виталию Юсуфову, заключили контракт на изготовление надстройки ЛК-25. По условиям контракта, жилой блок надстройки весом около 2,5 тыс. тонн и стоимостью 1,5 млрд руб должен быть построен на Nordic Yards и морем доставлен в Санкт-Петербург. Однако, сразу же выяснились несоответствия технической документации и самого техпроекта, срок сдачи ледокола перенесли на апрель-май 2017 года.
|
Ледокол проекта 22600 "Виктор Черномырдин" / ОСК |
По проектной документации судна в постройке, которую разработало ЦКБ "Айсберг", перевес по массе судна составил ок. 2500 тонн. Осадка вместо заявленных 8,5 метров стала 10,2 метра, что в конечном счете не позволяло бы использовать судно по прямому назначению. В результате контракт с ЦКБ "Айсберг" по сопровождению проекта 22600 разорвали.
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" / Корабел.ру |
Пока переделывали документацию, изменились сроки изготовления, а главное, стоимость. Спустя два года надстройку было решено строить на Балтийском заводе. Как объясняли в ОСК, это давало экономию около одного млрд руб. С чем немецкая сторона категорически не согласилась. "Отказ от услуг подрядчика не означает, что подрядчик откажется от прав получить сумму в полном объеме, даже если работа не выполнена", - заявляли тогда газете "Коммерсант" представители Nordic Yards.
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" |
|
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" |
|
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" |
|
Переговоры и поиски компромисса ни к чему не привели, тогда Балтийский завод подал иск в Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ с требованием взыскать с Nordic Yards 185 млн руб неустойку за срыв сроков сдачи ледокола "Виктор Черномырдин". Первое слушание дела было проведено 6 декабря и пока судебные тяжбы продолжаются.
В апреле 2016 года стало известно, что сопровождение проекта 22600 будет выполнять нижегородское КБ "Вымпел", стоимость работ составит 10 млн руб, что существенно ускорило процесс.
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" / Корабел.ру |
Представители "Росморпорт" стали более конкретно называть дату сдачи судна - конец 2018 года. В своей речи на церемонии начальник управления развития и строительства флота ФГУП "Росморпорт" Владимир Штрамбранд отметил: "Судно очень красивое, сложное и инновационное. Такой ледокол станет платформой для создания новых подобных ледоколов".
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" / Корабел.ру |
Теперь самое интересное. Как заявил генеральный директор Балтийкого завода Алексей Кадилов на последнем петербургском форуме "Арктика: настоящее и будущее", стороны обсуждают возможное серийное строительство ледоколов ЛК-25. Все будет зависить от результатов ходовых испытаний головного судна, которые будут проходить в суровых условиях Карского моря. Точные цифры требуемых судов этого типа пока неизвестны, в СМИ пока просачиваются только слухи.
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" |
|
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" |
|
|
Спуск на воду ледокола "Виктор Черномырдин" |
|
Краткие технические характеристики ледокола ЛК-25 пр. 22600 представлены в таблице:
Длина, м |
147 |
Ширина, м |
29 |
Высота борта на миделе до верхней палубы, м |
15,5 |
Осадка наименьшая, м |
8,5 |
Водоизмещение полное, т |
Ок 19070 |
Автономность, сут |
60 |
Дальность плавания со скоростью 15,8 узла, миль |
22750 |
Скорость на чистой воде, узл. |
от 15,8 до 18.3 |
Мощность силовой установки, МВт |
25 |
Экипаж (спецперсонал), чел |
38 (90) |
Более подробно о новинках, которые применены на "Викторе Черномырдине" и о том какие ледоколы еще ждет страна в ближайшие годы читайте в статье "Еще ледоколы, больше ледоколов!".