Когда-то на отправляющихся в дальние странствия кораблях помимо самих моряков по палубам и трюмам бродили козы, овцы, коровы и прочая живность. Их приходилось брать с собой за неимением другого способа обеспечить в многонедельном путешествии свежее питание для экипажа.
Сегодня корабли перестали быть подобием Ноева ковчега — за сохранность продуктов отвечает холодильное оборудование. Российский ВМФ, например, в этом плане полагается в основном на продукцию отечественного предприятия "ВНИИХОЛОДМАШ". Его генеральный директор Александр Любимцев сегодня в гостях у "Корабел.ру". Он расскажет о том, что сейчас происходит на этом рынке и какие именно аппараты ставятся на борта объектов военного и гражданского флота.
|
Александр Любимцев, генеральный директор "ВНИИХОЛОДМАШ" |
– Ваша компания на сегодняшнем российском рынке холодильного оборудования занимает лидирующие позиции. Это означает, что вы лучше, чем кто бы то ни было, представляете себе реальную ситуацию. Как бы вы охарактеризовали отрасль на сегодня — развивается, стагнирует, откатывается? И по каким причинам?
– Если говорить про холодильное оборудования для нужд Военно-морского флота, то – да – пожалуй, тут мы действительно лидеры. В гражданском секторе это утверждение, конечно, неверно. Мы сохранили компетенции, сберегли и приумножили опыт нашего предприятия в части больших судовых холодильных машин. На данный момент мы единственное предприятие в стране, которое может самостоятельно проектировать и производить винтовые компрессоры холодопроизводительностью от 120 до 2000 кВт и холодильные машины со специальными требованиями на их основе. У нас есть уникальный для России опыт в разработке холодильного оборудования, компрессоров, есть перспективные разработки, которые могут "выстрелить", но все эти знания пока остаются не востребованными гражданским рынком или требуют существенных инвестиций для продвижения.
Холодильная отрасль России в целом идет за мировыми тенденциями с опозданием в 5-10 лет. Повсеместно используется импортное оборудование и комплектующие, и санкции тут не помеха, в основном все делается в Китае – дешево и много. Доступность и дешевизна импортного оборудования и есть причина сложившейся ситуации. Если мы хотим поднимать холодильную отрасль – государство должно принимать более жесткие протекционистские меры.
– У вас есть мощные иностранные конкуренты, часть из которых активно действует и на территории нашей страны. Изменилось ли что-нибудь за те два-три года, которые проходят под лозунгом импортозамещения?
– Конкуренты, конечно, есть, и они в основном действуют через компании, которые, как правило, омологируют иностранное оборудование под нужды вооруженных сил. Конечно, импортозамещение играет свою положительную роль в смысле ограничения доступа иностранной техники, но не защищает полностью.
– Есть ли у вас продукция, которая не имеет аналогов ни на российском, ни на мировом рынке? Я имею в виду сейчас те разработки, что имеют судовое применение.
– Продукция у нас такая есть. Нельзя сказать, что она не имеет аналогов на мировом рынке, но для России она действительно уникальна и при удачном внедрении может иметь большой успех. Речь идет не только о техническом уровне. Например, мы делаем преобразователь частоты для вентильного электродвигателя мощностью 100 кВт на отечественных комплектующих, что уже является уникальным проектом. Данные работы ведутся в рамках ОКР по созданию отечественного хладонового озонобезопасного безмасляного компрессора производительностью 350 кВт, предназначенного для использования в составе новых высокоэффективных холодильных машин в системах кораблей ВМФ.
Кроме того, следует отметить, что в настоящий момент идет подготовка производства для изготовления спирального компрессора СК16, производительностью 16 кВт, предназначенного для работы в составе холодильной водоохлаждающей машины, используемой в системах кондиционирования воздуха. И в случае с турбокомпрессором, и в случае со спиральным компрессором изделия разрабатываются с применением только российских комплектующих и не имеют аналогов отечественного производства.
– Какова максимальная производительность выпускаемых вами холодильных машин? И где востребованы наиболее мощные агрегаты?
– Судовые установки холодопроизводительностью 2 МВт — самые большие в нашей линейке. Такие машины, холодопроизводительностью 2 МВт, применены на крупных крейсерах – таких как "Викрамадитья", "Адмирал Кузнецов" и пр. То есть потребность имеется в основном на крупных надводные кораблях ВМФ. Если говорить о гражданском рынке, то здесь применяется импортное оборудование. Подобные машины востребованы на самых различных крупных заводах — от пищевой до химической промышленности.
– В какую сторону в целом движется мировое производство холодильного оборудования? Какие материалы или новые решения могут найти применение в ближайшем будущем?
– Если говорить про промышленное крупнотоннажное оборудование – это переход на безмаслянные системы с центробежными компрессорами. Замена хладагентов на новые – экологически более безопасные. Много интересных разработок на натуральных хладагентах – таких как вода или воздух. Яркий пример – парокомпрессионная холодильная машина, которая использует воду (R718) в качестве хладагента – разработка Kawasaki Heavy Industries. Машина (разумеется, безмасляная) выдает холодильный КПД около 5 (при температуре забортной воды 32 °С). Это, можно сказать, идеальная машина в том числе и для ВМФ.
– Вы являетесь поставщиком холодильного оборудования для отечественного ВМФ. Военные всегда предъявляют производителям особые, повышенные требования. Чем именно отличается выпускаемая продукция гражданского и военного назначения?
– Отличия значительны, и определяются они в первую очередь критерием выбора конструкторского решения. Для продукции гражданского назначения в условиях рыночной экономики критерием выбора конструкторского решения является экономическая эффективность изделия. Если же говорить о продукции военного назначения, то основной критерий — это боевая эффективность. В случае с холодильной техникой для ВМФ и спецобъектов – это обеспечение бесперебойной работы и всех характеристик на заданном уровне в любых условиях, особенно в военное время. Это обеспечивается строгим контролем разработки и изготовления со стороны военных на соблюдение ГОСТ и прочей нормативной документации. Изготовитель, в свою очередь, распространяет все те же требования на своих поставщиков комплектующих изделий и кооперацию. Кроме того, продукция проходит большое количество испытаний, которые в гражданской промышленности вовсе не требуются, например, испытания на воздействие внешних воздействующих факторов (это и климатические испытания, и электромагнитные воздействия и т.д.).
В итоге, не все конструктивные решения, допустимые для гражданской промышленности, применяются в продукции военного назначения и наоборот. Как следствие, существенные отличия возникают и в сроках изготовления и в стоимости.
– Если говорить более подробно о работе с ВМФ... Какие виды продукции вы сейчас поставляете для разных типов кораблей и судов?
– Мы поставляем холодильные машины как для провизионных камер, так и для систем кондиционирования — обеспечения комфортных условий работы людей и судового оборудования. Условно нашу продукцию для ВМФ можно разделить на две основные производственные линейки.
Во-первых, турбокомпрессорные холодильные машины. Одна из последних разработок — это холодильная машина МХ-0,35КТ, уникальность которой состоит в том, что в ней применяется дополнительный теплообменник "вода-вода", использующийся для охлаждения хладоносителя непосредственно забортной водой, при прохождении корабля в холодных водах. При этом достигается снижение энергопотребления и существенная экономия ресурса машины.
Во-вторых, винтовые машины – ряд машин с применением винтовых компрессоров собственной разработки "ВНИИХОЛОДМАШ".
Обе линейки оборудования применяются для подводных кораблей последнего поколения и для надводного флота.
– С какими КБ и проектными организациями вы наиболее плотно сотрудничаете?
– Сотрудничаем с целым рядом ведущих проектно-конструкторских организаций — АО "СПМБМ "Малахит", АО "Северное ПКБ", ПАО "Невское ПКБ", АО "ЦКБ МТ "Рубин", ПАО "ЦКБ "Айсберг".
– В 2015 году у вас возникли проблемы с поставками компрессорных агрегатов из Читы. Расскажите, что это за история и чем она кончилась?
– Случай связан с выходом из строя одного из компрессоров читинского производства в составе нашей холодильной машины в результате нештатной ситуации. Были проведены работы по замене – Чита выполнила своевременную поставку, работоспособность была восстановлена.
– Какими производственными мощностями располагает предприятие — в каких цехах, на какой территории и на каком оборудовании ведется работа? Где проводятся испытания?
– Изготовление оборудования ведется на нашем дочернем предприятии ООО "ЗАВОД ХОЛОДМАШ" – работает с 2013 года. Это новые производственные площади, территория порядка 4 гектаров производственных и офисных помещений. Главный корпус завода состоит из пяти участков: участок металлообработки, включающий в себя заготовительный участок; сварочный участок; сборочный участок; участок сборки систем управления. Участие в высокотехнологичных проектах и высокие требования, предъявляемые к качеству выпускаемой продукции, привели к созданию современного и технологичного испытательного центра для проведения приемо-сдаточных испытаний. Испытательный центр состоит из нескольких стендов. Особенно следует отметить уникальный стенд для испытаний холодильных машин на "крен-дифферент", не имеющий аналогов в РФ. Стенд массой 28 тонн позволяет имитировать морскую качку, проводить испытания с заданной амплитудой и временем качки и испытывать на нем изделия массой до 12 тонн. Также проводятся проверки оборудования на вибрацию и акустику на отдельном стенде.
– Ведется ли модернизация производства?
– Производственные участки сформированы, исходя из производственного цикла сборки основной линейки холодильного оборудования. На производственных участках установлено новое оборудование. В настоящий момент ведется точечное расширение технологических возможностей производства и испытательного центра под вновь разрабатываемое оборудование.
– Занимаетесь ли вы сервисом и ремонтом холодильного оборудования?
– Сервис и ремонт холодильного оборудования, а также постгарантийные работы и модернизация — одно из основных направлений деятельности нашей организации. В первую очередь это связано с высокой технологичностью оборудования, которое требует очень хорошей подготовки обслуживающего персонала, и также с возрастающими требованиями заказчика, эксплуатирующего данные системы, к безотказности и долговечности оборудования. Сервисное подразделение АО "ВНИИХОЛОДМАШ" на текущий момент имеет фундаментальные знания и основанный на них многолетний опыт по оказанию широчайшего спектра сервисных услуг на всех этапах жизненного цикла холодильного оборудования от момента разработки, изготовления, установки, запуска и эксплуатации. Наша компания предоставляет услуги как по техническому сопровождению профильных направлений ВМФ, объектов оборонно-промышленного комплекса, объектов корпорации "Роскосмос", так и по обслуживанию ответственных систем при эксплуатации центров обработки данных, специальных объектов с постоянным присутствием инженерного персонала в соответствии с любыми требованиями заказчика. Сервисное подразделение АО "ВНИИХОЛОДМАШ" напрямую взаимодействует с производственно-испытательной базой компании и имеет возможность проведения испытания, тестирования систем как уже внедренных, эксплуатируемых на объектах заказчика, также предполагаемых к установке и эксплуатации.
– На каких кораблях в последнее время приходилось проводить такие операции?
– Из последнего можно отметить завершение работ в 2017 году на фрегатах проекта 11356 в АО "ПСЗ "Янтарь" – это шефмонтажные и пусконаладочные работы, испытания наших холодильных машин в составе систем фрегатов. Ведутся аналогичные работы на заказах проекта 885 в АО "ПО "Севмаш", проектах 22350 и 18280 в ПАО СЗ "Северная верфь".