Херсонский судостроительный завод (ХСЗ) в прошлом был одним из стратегически важных предприятий Украины. Он был основан в 1951 году, и за время существования здесь было построено несколько сотен судов разного типа, сообщают народные новости.
В последние годы ХСЗ находится в упадке. Производство пошло на спад еще в 1990-х годах, после выхода Украины из состава СССР. В 2000-х годах предприятие пытались реанимировать и довольно успешно. Однако после государственного переворота 2014 года завод окончательно перестал выпускать новые суда и сейчас существует только за счет ремонта и модернизации кораблей. Об этом рассказал руководитель Херсонского судостроительного завода Дмитрий Красников.
"Порядка 400 судов было произведено на заводе, причем не только суда класса "река-море", но и большие суда. На спад все пошло в 1990-е годы, когда перестали развиваться государственные и коммерческие судоходные компании. С 2007 по 2013 годы в определенной степени шло возрождение. Последнее полнокомплектное большое грузовое судно было выпущено как раз в 2013 году. С тех пор мы строили только корпуса, занимались ремонтом. В 2017 году построили одно судно для МПУ, но больше государство суда не заказывает", — рассказал директор ХСЗ в интервью телеканалу "Наш".
По словам Красникова, благодаря заводу Херсон мог бы получить несколько тысяч рабочих мест, однако для этого нужны крупные заказы на несколько лет вперед. Только при таком условии можно было бы набрать штат и даже вернуть хотя бы часть рабочих, которые вынуждены были уехать на заработки за границу.
"Работать у нас может не меньше шести-семи тысяч человек. Увеличить объемы производства вполне возможно в пять раз. К сожалению, значительная часть специалистов уехала, но если будет стабильная загрузка на несколько лет вперед, с понятными заработными платами, люди готовы вернуться. Они хотят работать дома, возле семьи, но с нормальной зарплатой и понятными перспективами", — говорит представитель предприятия.
Директор Херсонского судостроительного завода отмечает, что на данный момент на предприятии еще есть специалисты, которые могли бы обучить новых сотрудников, причем в довольно короткие сроки. Однако если момент будет упущен, то в дальнейшем наладить работу ХСЗ будет гораздо сложнее.
"Срок обучения сборщика-сварщика — от полугода до года, чтобы он мог нормально работать и собирать суда, если это толковый человек. Что касается инженерных кадров, то это сложнее, но костяк у нас сохранен, поэтому есть кому обучать пока", — объяснил Красников.
По словам главы предприятия, главная проблема Херсонского судостроительного завода состоит в отсутствии заказов на строительство судов. Для восстановления предприятию необходима поддержка от государства и, конечно, государственные заказы. Однако Киев не торопится помогать ХСЗ и просто игнорирует проблемы важного для страны завода.
"В первую очередь не хватает заказов, а под заказы уже можно собрать рабочий потенциал. При этом для полноценного возрождения завода при поддержке государства надо примерно два-три года", — подчеркнул директор Херсонского судостроительного завода Дмитрий Красников.