В письме, которое написали главы южных регионов, тема ограничения этого вида транспортировки не поднималась, подтвердили в пресс-службе донского губернатора, сообщает РБК.
Как пояснила пресс-секретарь губернатора Ирина Четвертакова, практически все зерно из Ростовской области, а также из регионов Поволжья отправляется на экспорт речным водным транспортом через три морских международных порта: Ростовский, Таганрогский и Азовский. Кроме того, в регионе реализуется ряд инвестпроектов, направленных на увеличение пропускной способности портовых терминалов в Азове и Таганроге. Перевалка с малых судов на крупнотоннажные корабли происходит на рейде незамерзающего порта Кавказ. По такому маршруту из Ростовской области экспортируется порядка 60% зерновых и 15% растительного масла. По словам пресс-секретаря губернатора, рейдовая перевалка безопасна для окружающей среды, отработана и распространена во всем мире.
В случае закрытия речного сообщения грузы переориентируются на железную дорогу и автомагистрали, что может нанести ущерб инфраструктуре. При этом мощности глубоководных портов Новороссийска, Тамани и Туапсе не позволят быстро заместить объем экспорта через рейд. Тогда вырастет и себестоимость зерна, так как речные перевозки являются самыми доступными. Поэтому при их ограничении увеличившиеся затраты войдут в себестоимость продукции.
Ранее РБК со ссылкой на источник на зерновом рынке уточнил, что письмо президенту России Владимиру Путину с предложением ограничить участие иностранных компаний в экспорте российского зерна, которые вывозят его по "теневым звеньям цепи", направили губернаторы Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского края.
"В письме губернаторы предлагают законодательно ограничить максимальную долю прямого и косвенного участия нерезидентов в компаниях агропромышленного комплекса, прежде всего занимающихся экспортом зерна, на уровне 20%, а также обязать российских владельцев предприятий АПК перенести головные компании из иностранных юрисдикций в российскую", — говорилось в сообщении.
В частности в письме было указано, что зарубежные трейдеры сейчас выкупают до 30% идущего на экспорт зерна у производителей в России и еще около 40% при отгрузке в портах. Это приводит к снижению экспортной цены, финансовым потерям производителей и бюджета. Здесь же приводятся слова главы Кубани о том, что зерно — стратегический ресурс, который должен быть прозрачен и подконтролен в том числе государству.
Источник РБК сообщал, что резолюция президента на письме содержит указание поддержать инициативу глав регионов, при этом решение должно исключить риски негативного влияния на отрасль и не задевать законные интересы добросовестных иностранных инвесторов.