Грузоподъемная техника - отечественная или импортная?

Мнение Максима Сунозова, руководителя компании "Судостроение Судоремонт", внезапно и стремительно начавшей охват сразу нескольких сфер судового обеспечения, о тенденциях рынка грузоподъемного оборудования, о современном конструктиве техники и о том, чем снабжать флот: будь то рыбопромысловый траулер, десантный корабль или научно-исследовательское судно. А главное - о том, кто эту технику способен произвести.
 - Максим Андреевич, расскажите, какую продукцию грузоподъемного сектора сегодня поставляет "Судостроение Судоремонт" для отрасли? 

 - "СССР" производит и поставляет различное грузоподъемное оборудование. Самостоятельно мы выпускаем мостовые краны, СПУ для спасательных шлюпок и катеров, кран-балки и траверсы, судовые, палубные краны различных видов. В следующем году запускаем производство камбузных, грузовых и пассажирских лифтов. 

Кроме этого, поставляем импортную продукцию, представляя нашего основного зарубежного партнера из Италии - Sormec SRL. "СССР" выступает в качестве официального представителя компании в России и странах СНГ. Этот бренд сейчас востребован в российском промышленности, и регулярно оборудование Sormec поставляется на крупнейшие судостроительные заводы России, занимая значительную долю на рынке грузоподъемного оборудования. С нас же - сервисное и послегарантийное обслуживание продукции. 
 
Генеральный директор компании "Судостроение Судоремонт" Максим Сунозов / "Судостроение Судоремонт", ООО

 - С какими предприятиями и на каких проектах удалось поработать? 

 - В ближайшей перспективе планируем производство судового грузового крана с электрическим приводом и со следящим устройством на 7,5 тонн для Центра судоремонта "Дальзавод" под проект 1171, крановой установки под проект СБ- 408, кран-балки под проект 1155. Поставляем спуско-подъемное устройство в комплекте с плотами для проекта 20360М на "Вымпел". А также в скором времени реализуем поставку СПУ со спасательной шлюпкой на судно проекта PV22 для Невского ССЗ. Следим за развитием ССК "Звезда" и участвуем в его проектах. Также мы поставляли оборудование для проектов судов завода "Красное Сормово". 

 - Почему вы решились взяться за направление поставок грузоподъемной техники? Насколько оно сейчас перспективно для российского судостроения?  

 - Поставка и производство грузоподъемного оборудования - весьма перспективное направление, на мой взгляд. Мы видим потребность рынка в этой продукции и стремимся развиваться в его условиях. Нормальной эксплуатации современного судна способствует наличие на нем грузоподъемных и транспортирующих механизмов - грузовых операций внутри судна, осуществление подъема, наклонного и горизонтального перемещения грузов и судового оборудования.  

В связи с ростом новостроя на верфях возрастает и спрос на грузоподъемную технику. При этом, понятно, каждый тип судна требует определенного оснащения. 
 
Производство грузоподъемного оборудования / Судостроение Судоремонт, ООО

 - К чему сейчас предрасположены потребности российского рынка судостроения на ваш взгляд? Какая требуется техника строящимся объектам? 

- После введения инвестквот на верфях начали активно строить рыбопромысловые суда. Для тех же траулеров нужно будет оборудование тралового комплекса. Неотъемлемой составной частью промыслового устройства является его грузоподъемное устройство для различных операций с орудиями лова, погрузки и выгрузки промыслового снаряжения, припасов и рыбной продукции. Это целый комплекс из траловой лебедки, стрелы на рубке, кормовой стрелы и сушилки.

Для строящихся серий сухогрузов актуальными элементами грузоподъемного оборудования являются судовые краны - палубные краны люковых закрытий, стационарные поворотные палубные краны с электроприводом, судовые стреловые палубные краны с гидроприводом, стреловые судовые краны с системой подвеса стрелы или грузовые стрелы, лебедки и соответствующий такелаж. Количество и грузоподъемность грузовых средств определяется в основном назначением судна, количеством трюмов и люков. 

Для судов с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, судов типа "ро-ро", наподобие тех, что строятся на Дальнем Востоке, в качестве основных грузоподъемных устройств используется аппарели, которые могут быть кормовыми и носовыми, угловыми, поворотными и совпадающими с диаметральной плоскостью судна. 

На танкерах используется специфическое грузовое устройство, представляющее собой целый комплекс специальных устройств и систем с трубопроводами, грузовыми насосами, зачистной системой, системой подогрева груза, системой мойки танков сырой нефтью и пр. 
 
Производство грузоподъемного оборудования / Судостроение Судоремонт, ООО

Флот научно-исследовательских судов, который тоже начинает потихоньку обновляться, комплектуют большим набором грузоподъемных средств в зависимости от спектра проводимых исследований - это и спуско-подъемные устройства для глубоководных аппаратов, и кран-балки, и выдвижные стрелы метеоприборов под палубой бака, и судовые краны, и научные лебедки, в том числе научно-исследовательские электрогидравлические лебедки, и глубоководные траловые лебедки грузоподъемностью до 10 т, и тросовые лебедки и пр. 

На морских и шельфовых платформах без грузоподъемной техники не обойтись. На вспомогательных судах для морского бурения, на судах обслуживания при строительстве подводных конструкций, на судах снабжения, обслуживающих нефтяные платформы, на судах-якорезаводчиках, на буровых судах, на плавучих нефтекомплексах и плавучих нефтехранилщах используются оффшорные краны. 

Наверное, одна из главных тенденций за последние пару лет - строительство ледоколов. На таких проектах, как правило, грузоподъемное оборудование проектируется и изготавливается под требования заказчика в зависимости от назначения и выполняемых задач. Грузовые операции для судов арктического плавания при изготовлении кранов требуют использования материалов, обеспечивающих прочность компонентов при низких температурах, что требует специальных стандартов при проектировании и изготовлении грузоподъемного оборудования. Так что это тоже весьма перспективное направление.

На кораблях ВМФ широкое применение получили электрические, гидравлические и пневматические краны-манипуляторы. Например, в части военных тральщиков проекта 12700 представители ВМФ, ОСК, проектанта корабля и потенциальных производителей грузоподъемного оборудования приняли решение оснащать данный тип кораблей отечественными судовыми кранами в маломагнитном титановом исполнении взамен зарубежного гидравлического телескопического крана.

 - Расскажите, как сейчас обстоят дела на рынке грузоподъемной техники в России?

 - Начнем с того, что производство грузоподъемного оборудования на российском рынке является одной из группы продукции подотрасли подъемно-транспортного машиностроения, относящегося в целом к отрасли тяжелого машиностроения. При этом перед подъемно-транспортным машиностроением поставлена системная задача широкого внедрения во всех областях экономики, включая судостроение, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, ликвидации ручных погрузочных работ и исключения тяжелого ручного труда при выполнении основных и вспомогательных производственных операций.

Сейчас рынок грузоподъемного оборудования подвержен влиянию ряда факторов. Во-первых, это государственная политика импортозамещения, направленная на замену на российском рынке товаров иностранного производства отечественными. Она приобрела вид целостной программы только после введения против России международных санкций в марте 2014. Импортозамещение также связано с решением задач по диверсификации
экономики России, направленной на расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентации рынков сбыта, освоение новых видов производств с внедрением передовых технологий на отечественных производствах.

Во-вторых, это изменение курса доллара, удешевляющее стоимость отечественной продукции, на фоне ухудшения финансового состояния предприятий из-за кризиса, в том числе из-за снижения покупательской активности. Отечественные предприятия утратили возможность приобретать дорогостоящее заграничное оборудование, включая грузоподъемное оборудования, ища им замену российского производства. Поэтому в данный момент выгодно приобретать отечественное грузоподъемное оборудование, которое по критерию "цена-качество" не уступает зарубежным аналогам и даже превосходит некоторые из них. Стоит учесть, что в сложившейся ситуации одними из основных конкурентов, выходящих на отечественный рынок судового грузоподъемного оборудования на замену европейским производителям, являются китайские и
корейские производители.

Поэтому большинство производителей грузоподъемного оборудования, в том числе компания "СССР", расширяет ассортимент производимой продукции, ориентируясь на спрос отечественных потребителей, в том числе на основе ввода производственных технологий зарубежных компаний-партнеров и локализации производства на производственных площадках в России.
 
Производство грузоподъемного оборудования / Судостроение Судоремонт, ООО

 - Кто составляет основной костяк поставщиков и много ли среди них российских производителей?

 - На сегодняшний день на внутреннем рынке сохраняется высокая доля импорта в потреблении грузоподъемных кранов, в том числе в части кранов судовых; шлюпбалок; кранов оффшорных; кранов-манипуляторов (в том числе
для судостроения); портальных кранов.

На отечественном рынке присутствует более 1400 различных компаний, которые оказывают услуги в сфере производства и поставки подъемно-транспортного оборудования, из них 18 крупных и более 30 средних и мелких производителей кранового оборудования, включая производителей судового грузоподъемного оборудования. Это Троицкий крановый завод, "Гертек", ЗАО "СММ", "АСК", Всеволожский крановый завод (группа WERKER), "АБС ГИДРО", Кингисеппский машиностроительный завод, "СБС", "ИНМАН" и др.

Ряд фирм уже успел перейти от поставок к собственному производству. С учетом политики импортозамещения в последнее десятилетие поставщики и производители, как и наша компания, стремятся организовать локализацию производства.

 - Вы, зная рынок и местный и импортный, можете рассказать, от чего зависит выбор заказчика при приобретении грузоподъемной техники? Есть ли у российских аналогов где-то преимущества?

 - В тяжелом машиностроении, и в судостроении в частности, отечественные предприятия в своей деятельности учитывают разработанные Минпромторгом планы мероприятий по импортозамещению и стратегию ОСК по развитию гражданского судостроения в России. Базируясь на этом, отечественные производители судового оборудования, в том числе и судового грузоподъемного оборудования, так же, как и компания "СССР", могут предлагать отечественную продукцию заказчику.

Однако есть продукция, производство которой российские предприятия только недавно начали осваивать. Это оффшорные и судовые краны, шлюпбалки, краны портальные, краны-манипуляторы, подъемные лебедки со стрелой, лифты малые грузовые (в том числе судовые). По всем этим направлениям доля импорта составляет 70 - 100%. 

В части портальных кранов, например, исторически сложилось, что в советский период основными поставщиками портальных кранов являлись ГДР и Венгрия, поэтому сейчас основные страны-импортеры - это Германия ("VEB Kranbau Eberwalde"), Венгрия ("GANZ Danubius Floating Сrane Factory and Shipyard"), Финляндия ("Cargotec"). Оффшорные краны грузоподъемностью от 50 до 1600/2000 тонн преимущественно поставляются из Италии ("SORMEC"), Германии ("Liebherr"), Китая ("Shanghai Zhenhua Heavy Industries Co.), Финляндии ("Konecranes","TTS Group ASA"), Испании ("Fluidmecanick"), Австрии ("Palfinger"), Норвегии (TTS Marine AS").

Высока доля импорта в приобретении грузоподъемных устройств при оснащении строящихся кораблей ВМФ. Здесь это связано в основном со сложным процессом согласования оборудования. Сегодня заказчику из-за бюрократической волокиты гораздо проще и быстрее закупать иностранное оборудование. Оно не требует, в отличие от отечественного оборудования, военного литерования и связанных с этим мероприятий (включая военную приемку), достаточно испытаний и одобрения Регистра. Вторая причина, почему строители военных объектов обращаются к зарубежным поставщикам, - это затягивание сроков оформления совместного решения представителей ВМФ, ОСК, разработчиков и производителей грузоподъемного оборудования о создании отечественного крана для кораблей ВМФ.
 
Производство грузоподъемного оборудования / Судостроение Судоремонт, ООО

 - Как считаете, соответствует ли сегодняшнее рыночное разнообразие продуктов отечественного производства требованиям судостроителей? Другими словами, могут ли сейчас российские компании-производители покрыть запросы заказчика?

- Исходя из того, что Минпромторгом заявляется, что на сегодняшний день с момента начала действия программы по импортозамещению, а это почти пять лет, остается высокой доля импорта в потреблении грузоподъемного оборудования, а также судостроительной продукции в целом, можно сделать вывод, что российские компании-производители не могут сейчас покрыть все запросы заказчиков.

При этом отечественные производители готовы поставлять разнообразное судовое оборудование, например, в части судовых кранов: краны поворотные палубные с переменным вылетом стрелы, козловые судовые краны,
подпалубные краны, грузовые стрелы и краны-манипуляторы, судовые подъемники (включая шлюпбалки), грузозахватные приспособления.

 - По вашему опыту, в данном сегменте возможны серийные линейки или это всегда индивидуальный проект по заказу? 

- Любое оборудование можно выпускать серийно, и на сегодня есть задача получить сертификат типового одобрения на выдвижные кран-балки. Но в большинстве заказов требуется именно "подгонка". Мы всегда стараемся предоставить клиенту именно ту продукцию, которую он хочет видеть на своем судне, ориентируясь на его запросы. Если стоит вопрос о внесении изменений, усовершенствовании, всегда идем на встречу, не зацикливаясь на производстве серийного оборудования.

Для этих целей у нас функционирует собственное конструкторское бюро "СССР", где работает ряд специалистов по направлению грузоподъемной техники. В проекторском отделе разрабатываются конструкторские документы на изготовление, модернизацию и монтаж будущего оборудования. В перспективе мы планируем усиливать и развивать данное направление, привлекать новые кадры, в том числе молодых специалистов.

 - Какие имеете планы по работе над сегментом?  

- Продолжать развивать собственное производство - как я уже говорил, будем наращивать новый сегмент по выпуску лифтового оборудования. И продолжать развивать партнерские отношения с зарубежными коллегами. В том числе по работе на экспорт, сейчас сотрудничаем по поставкам со странами СНГ, Казахстаном и Азербайджаном. Есть цель выйти на экспорт в Турцию и другие страны.

Если обратиться к перспективам более масштабно, то сошлюсь на планы Минпромторга о том, что к 2024 году планируется сократить долю импорта в потреблении судовых кранов до 70%, оффшорных кранов до 70% и малых грузовых лифтов (включая судовые) до 60%. При этом, например, в части шлюпбалок, доля импорта в потреблении которых на 2019 год составляет 90%, к 2030 году должна быть сокращена до 60%. А согласно стратегии ОСК по развитию гражданского судостроения, к 2035 году планируется выпустить около 1000 судов, которые потребуют оснащения грузоподъемными устройствами. 

Поэтому мы активно ищем зарубежных партнеров, готовых к трансферу своих производственных технологий и к локализации производства судового комплектующего оборудования в России, в том числе на производственных площадках "СССР". И уже на предстоящей выставке "НЕВА 2019" мы представим совместный стенд №F2202 с нашими ключевыми партнерами Sormec SRL и Navalimpianti spa.

Материалы по теме:
"Российский рынок судовой грузоподъемной продукции отстающий, но энергично догоняет мировых лидеров" (интервью с техническим директором компании "Палфингер Марин Рус")
Вперед к "СССР": темпы развития судовой отрасли в Нижегородской области (интервью с генеральным директором компании "СССР")

На подъеме! (интервью с генеральным директором Троицкого кранового завода)
Премиум-класс в грузоподъемном оборудовании (интервью с гендиректором Kito Europe GmbH)
Время поднимать (интервью с гендиректором ПО "Технорос" Андреем Почтенновым)


 
"СУДОСТРОЕНИЕ СУДОРЕМОНТ", ООО Нижний Новгород
+7 (831) 282-19-07
"Судостроительный завод "Вымпел", ПАО
Рыбинск
+7 (4855) 20-23-00
"Дальневосточный завод "Звезда", АО Большой Камень
+7 (42335) 5-11-40, +7 (42335) 5-11-42
"Красное Сормово", ПАО Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Центр судоремонта "Дальзавод", АО Владивосток
+7 (423) 2-224-010
"Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО Шлиссельбург
+7(812)335-25-60, +7(812)335-25-70



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Морозов Вадим Александрович
29.08.2019, 11:59
Это же чистые продажники ,производства нет у них ,имеют хорошую базу по реальному производству для судостроения.
Свежие новости