"У нас позитивно изменилась номенклатура грузов. И выросли именно морские перевозки. У нас есть еще и речные перевозки, они тоже достаточно объемные, но именно сейчас морские перевозки превалируют над речными. За счет роста экспортно-импортных перевозок у нас за последние пять лет экспорта-импорта практически не было. Сейчас экспорт-импорт уже перевалил за миллион тонн, эти перевозки дали существенный толчок по наращиванию грузопотока, изменения номенклатуры грузов", — сообщила Виктория Пестова.
Морской порт Архангельск является ключевым узлом китайской контейнерной линии NewNew Shipping Line. Морские перевозки из Архангельска — важная часть международного проекта "Арктический экспресс №1". Если в 2023 году был выполнен один экспортный рейс, погружено 380 контейнеров, то в 2024 году состоялось десять экспортно-импортных рейсов (пять экспортных и пять импортных), перегружено 13,5 тыс. TEU. В Китай грузоотправители отправляли продукцию лесопромышленного комплекса, из КНР в Архангельске принимали автомобили и различное оборудование. На 2025 год планируется увеличить, возможно, даже удвоить число таких рейсов, передает ТАСС.
"Арктический экспресс № 1", ставим амбиционную задачу об увеличении количества рейсов. Второе — это, конечно, привлечение новых грузов, может быть, взаимодействие с новыми странами. Например, Малайзия, есть заинтересованность очень большая, у Индии тоже есть интерес к Севморпути. Надо наращивать международное сотрудничество, продвигать наш порт на всех возможных площадках, чтобы другие страны знали, что есть Архангельск, у которого есть свои преимущества, и можно отправлять через наш порт практически любые грузы на любое направление и по СМП, что на восток, что на запад", — отметила замглавы регионального ведомства.
По словам Виктории Пестовой, Малайзия и Индия заинтересованы в поставках продукции ЛПК, из этих стран можно везти, например, технологическое оборудование, продукцию химической промышленности.
Морской порт Архангельск за последнее время стал альтернативным портом по отправке на экспорт минеральных удобрений. Традиционно этот груз переправлялся через порты стран Балтии. Из Санкт-Петербурга удобрения можно отправлять насыпным способом, через Архангельск отправка идет в биг-бегах - специальных мягких контейнерах. С апреля 2024 года из Архангельска отгружено более 500 тыс. тонн минудобрений в страны Африки, Азии и Латинской Америки. Объем перевалки оценивается в 1 млн тонн в год.
"Например, удобрения от нас уходят в Бразилию, Чили, Кот-д'Ивуар, Доминиканскую республику, Гану, Индию, Мавританию, Мексику, Мозамбик, Нигерию, Перу, Сенегал, Танзанию, — привела пример Виктория Пестова. — То есть наш порт играет очень существенную роль в обеспечении продовольственной безопасности других стран".
За 2024 год примерно на 5% вырос объем каботажных перевозок. Через Архангельск, в частности, идут поставщики грузов для территорий северного завоза, в том числе Дальнего Востока и Чукотки.
"Думаю, что он будет увеличиваться с учетом того, что те проекты, которые немножко вправо сдвигались сейчас, набирают мощность. Соответственно, я думаю, что мы по каботажным перевозкам вернемся к досанкционному периоду", — уточнила начальник управления реализации арктических проектов министерства экономического развития и промышленности Архангельской области.