А начиналось все в октябре 2002 года, когда для управления крупных промышленных активов нефтегазовой и судостроительной отраслей, была сформирована компания «ОМЗ-МНП». Ключевыми сегментами управления проектами в течение ряда последующих лет стали помимо судостроения, также сегменты нефтегазового оборудования и инжиниринга морских буровых платформ. В Группу МНП в разные годы входил ряд профильных предприятий, состав которых со временем изменился: Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург), Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород), завод «Нижегородский теплоход», Судостроительно-судоремонтный завод «Им. III Интернационала» (Астрахань), завод «Лотос» (Астрахань), а также «Уралмаш - Буровое оборудование» (Екатеринбург), Upet (Румыния), НПО «Буровая техника» (Москва), «ВНИИБТ - Буровой инструмент» (Пермь), ЦКБ «Коралл» (Севастополь).
Буровая техника и оборудование поставлялись в Иран, Индию, Сирию, Белоруссию, Казахстан, Украину и крупным международным компаниям, работающим на месторождениях по всему миру. География поставок буровых платформ по проектам КБ группы МНП включала страны Северной и Южной Америки, Азии и Европы. Всего было построено порядка десяти разведочных и добычных платформ для работы на шельфе.
Позже группа сконцентрировалась на судостроительном секторе и к 2010 году уже занимала порядка 60% отечественного производства на рынке среднего и малотоннажного судостроения. Была построена вертикально-интегрированная компания, способная предоставлять заказчикам — судовладельцам полный цикл строительства. С 2011 года МНП вошла в «Объединенную судостроительную корпорацию».
Всего за 15 лет на верфях ГК «Морские и нефтегазовые проекты» построено более 150 судов различного назначения, спроектированных конструкторскими бюро группы. Среди реализованных проектов были и те, которые можно называть уникальными для России, как, к примеру, создание на двух заводах баржи-платформы Ерсай-1 по заказу итальянской Saipem SpA, для Кашаганского месторождения с последующей стыковкой понтонов, из которых состояла платформа, на астраханском заводе. Самый большой танкер для Каспия дедвейтом 13500, способный входить в любые порты и выходить через Волго-Балтийский водный путь в другие моря, тоже был построен по проекту КБ (пр. 19619), входящем в МНП. В 2004 году он был включен Английским Королевским обществом корабельных инженеров в Список Значительных Судов года (Significant Ships of the Year). Всего в этот список вошли 4 сормовских танкера и один сухогруз волгоградского производства – это очень высокая оценка на международном уровне.
Фактически группа МНП, сконцентрировавшись на строительстве коммерческих грузовых судов, и сейчас продолжает работать на стыке двух отраслей – нефтегазовой и судостроительной, постоянно модернизируя свои проекты и расширяя круг партнеров. На сегодня география поставок судов группой МНП не менее обширна, чем в сегменте бурового оборудования: Мальта, Турция, Азербайджан, Норвегия, Казахстан, Италия, Туркменистан, Иран. И это еще не предел.
Ориентация в последние годы на российского потребителя, не означает, что работа с иностранными заказчиками сошла на нет. Напротив, отношения с компаниями-судовладельцами из ряда стран выходят на новый виток сотрудничества, работа по контрактам продолжается.
Генеральный директор группы МНП Дмитрий Хритин:
- Группа МНП – это обширный набор компетенций в области судового и нефтегазового машиностроения. За 15 лет наш коллектив получил колоссальный опыт работы в этих направлениях. В итоге МНП фактически стала одной из ведущих компаний на российском рынке, которая профессионально занимается проектным менеджментом. Поэтому для нас сегодня самое главное – это люди, обладающие такими уникальными опытом и знаниями, коллектив в Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге. Хочу поблагодарить всех, кто вложил в компанию свои силы и кто верит и работает сегодня на ее будущее.
Исполнительный директор группы МНП Вадим Малов:
- В истории МНП были годы, когда приходилось строить суда без контракта на руках и были годы, когда заказы шли один за другим. Результат всегда получался положительным: заказчики находились, контракты – исполнялись. Во многом это обеспечивалось, и сейчас обеспечивается, локализацией проектов, возможностью решать вопросы в рамках одной группы. Если вы спросите, чем мы занимались все это время – то отвечу, тем и занимались, что строили вертикально-интегрированную компанию. До нас в морском бизнесе никто в стране этого не делал. Сегодня нам есть, что предложить заказчику – возможности немалые с одной стороны, с другой – все процессы от проектирования до сдачи продукта обкатаны настолько, что неразрешимых вопросов при строительстве не возникает. В подобных условиях, очень удобно внедрять новое: новые подходы в работе и новые технологии, новые материалы и оборудование. Что сейчас и делается. Поэтому следующие 15 лет мы планируем провести под девизом обновления.
Ключевые вехи развития группы МНП:
2002 год - создание группы МНП и начало строительства на Заводе «Красное Сормово» танкеров проекта 19614 дедвейтом 5400 тонн (всего построено 25 судов)
2003 год - Завод «Красное Сормово» начал строительство танкеров проекта 19619 дедвейтом 13 450 тонн (построено 14 танкеров)
2004 год - Группа МНП становится владельцем контрольного пакета ПАО «Завод Красное Сормово», в том же году головной танкер проекта 19619 сормовского производства и сухогруз проекта 006RSD05 производства Волгоградского судостроительного завода включены Английским королевским обществом корабельных инженеров RINA в перечень Significant ships (Значительные суда года)
2005 год - строительство платформы Ерсай 1, предназначенной для выполнения работ и забивке свай и других опорных конструкций морских сооружений на месторождении Кашаган.
2006 год - РМРС сертифицировал головной сухогруз проекта RSD17 Mirzaga Khalilov, построенный заводом Красное Сормово, на соответствие стандарту ECO; сухогруз стал первым судном российской постройки, получившим символ ECO; для РМРС – это первая сертификация на соответствие требованиям ECO
2007 год - начало строительства сормовскими судостроителями 10 танкеров типа «Новая Армада» проекта RST22 с повышенным экологическим классом РС «ЭКО Проект и волгоградскими корабелами танкера-химовоза IMO2-MNP4450 для шведского заказчика (проектант - ВК ПКБ)
2008 год - Английское королевское общество корабельных инженеров RINA включило в перечень Significant ships (Значительные суда года) танкер проекта 19619 ZANGEZUR, построенный для Азербайджанского государственного Каспийского морского пароходства
2009 год – начало строительства серий нефтеналивных танкеров для национальных судоходных компаний Казахстана (КАЗМОРТРАНСФЛОТ) и Туркмении (Туркменидениздеряеллары - Туркменские морские и речные линии) по контрактам, которые заключались Группой МНП.
2010 год - Группа МНП представила на выставке SMM-2010 в Гамбурге новый танкер эко-проекта 19900 дедвейтом 7100 тонн. В том же году танкер Jeyhun, построенный для Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана включен Английским королевским обществом корабельных инженеров в перечень Значительных судов года
2011 год – вхождение Группы МНП в ОСК и ориентация на российского заказчика
2012 год - начало строительство танкеров проекта RST27
2013 год – строительство серии из 10 барж для компании П.ТрансКо
2016 год – строительство трех дноуглубительных судов проекта TSHD1000 для ФГУП «Росморпорт»
2017 год – закладка и строительство судов по новым проектам RST27М, RSD59 и круизного лайнера PV300
2018 год – выход на новые контракты с зарубежными партнерами