Нижний Новгород, 1 декабря 2010 года. Исполнилось 90 лет первому российскому танку, построенному сормовичами, и принятому на вооружение 1 декабря 1920 года под наименованием «Борец за свободу тов. Ленин».
Год рождения первого в мире танка – 1916. Первенство в танкостроении принадлежит англичанам, создавшим машину, как вспомогательную боевую единицу для прикрытия пехоты. Почти одновременно с ними создали свой танк французы, этот трофейный малый танк «системы Рено» и стал прототипом первого советского танка. Решением Совнаркома и Совета Военной промышленности завод «Красное Сормово» был выделен как специализированное предприятие – изготовитель танков. Разобранный трофейный танк прибыл на завод из Москвы в трех вагонах. Часть деталей была утеряна в дороге, в том числе и коробка передач, что вызвало большие трудности. Для изготовления рабочих чертежей на заводе была образована специальная бригада конструкторов в составе Крымова, Салтанова, Московкина и Спиридонова.
Строили танк три завода: Ижорский делал броню, АМО (Автомобильный московский завод, позднее ЗиЛ) - двигатель и трансмиссии, Сормовский – изготовлял шасси и собирал танк. Сборка танка была чрезвычайно трудоемкой, положение усугублялось тем, что Ижорский завод так и не подал раскроенные листы, а только прокат, который сормовичам пришлось самим кроить, резать и обрабатывать без специального инструмента.
Танки КС (сокращенное от «Красное Сормово») были выпущены мелкой серией в 15 единиц в следующем порядке – «Борец за свободу тов. Ленин», "Парижская Коммуна", «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», "Красный борец", «Красная звезда», "Пролетарий", «Свободная Россия», «Черноморец», "Илья Муромец", "Буря", «Керчь», "Победа". Последний танк поступил на армейскую службу в мае 1921 года.
Впервые в мире на танке было установлено пушечно-пулеметное вооружение. Кроме «Борца за свободу», пушечное оборудование было установлено ещё на трех танках, остальные шли без вооружения. Управлял танком экипаж из двух человек. Технические данные: боевая масса – 7 т, вооружение – одна 37-мм пушка SA-18, один 8-мм пулемёт. Толщина брони – 16 мм лоб и борт корпуса. Двигатель АМО – 34 л. с. Скорость по шоссе – 8,5 км/ч, запас хода по шоссе – 60 км.
Справка:
В 1941 году “Красное Сормово” становится танковым заводом №112. За годы войны завод дал фронту свыше 13 000 боевых машин и несколько миллионов снарядов для артиллерии и “Катюш”. За успешное выполнение задачи по выпуску танков и бронекорпусов в январе 1943 года завод “Красное Сормово” был награжден орденом Ленина, а в июле 1945 года – орденом Отечественной войны I степени. Во всесоюзном социалистическом соревновании предприятию 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. И именно танк Т-34 под № 422, собранный на “Красном Сормово”, одним из первых ворвался в Берлин в апреле 1945 года.
Строили танк три завода: Ижорский делал броню, АМО (Автомобильный московский завод, позднее ЗиЛ) - двигатель и трансмиссии, Сормовский – изготовлял шасси и собирал танк. Сборка танка была чрезвычайно трудоемкой, положение усугублялось тем, что Ижорский завод так и не подал раскроенные листы, а только прокат, который сормовичам пришлось самим кроить, резать и обрабатывать без специального инструмента.
Танки КС (сокращенное от «Красное Сормово») были выпущены мелкой серией в 15 единиц в следующем порядке – «Борец за свободу тов. Ленин», "Парижская Коммуна", «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», "Красный борец", «Красная звезда», "Пролетарий", «Свободная Россия», «Черноморец», "Илья Муромец", "Буря", «Керчь», "Победа". Последний танк поступил на армейскую службу в мае 1921 года.
Впервые в мире на танке было установлено пушечно-пулеметное вооружение. Кроме «Борца за свободу», пушечное оборудование было установлено ещё на трех танках, остальные шли без вооружения. Управлял танком экипаж из двух человек. Технические данные: боевая масса – 7 т, вооружение – одна 37-мм пушка SA-18, один 8-мм пулемёт. Толщина брони – 16 мм лоб и борт корпуса. Двигатель АМО – 34 л. с. Скорость по шоссе – 8,5 км/ч, запас хода по шоссе – 60 км.
Справка:
В 1941 году “Красное Сормово” становится танковым заводом №112. За годы войны завод дал фронту свыше 13 000 боевых машин и несколько миллионов снарядов для артиллерии и “Катюш”. За успешное выполнение задачи по выпуску танков и бронекорпусов в январе 1943 года завод “Красное Сормово” был награжден орденом Ленина, а в июле 1945 года – орденом Отечественной войны I степени. Во всесоюзном социалистическом соревновании предприятию 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. И именно танк Т-34 под № 422, собранный на “Красном Сормово”, одним из первых ворвался в Берлин в апреле 1945 года.