Помимо сохранения темпов модернизации рыбопромыслового флота, рыбная отрасль сегодня нуждается в научно-исследовательских, транспортных и вспомогательных судах. По этим причинам к выставке Seafood Expo Russia повышенный интерес. Сегодня проявляются даже те верфи и конструкторские бюро, которые не специализируются на заказах для рыбной промышленности.
Фото: Seafood Expo Russiaой |
Модернизация производственных мощностей рыбохозяйственного комплекса придала новый импульс всей индустрии гражданского судостроения. Благодаря совместной работе всех участников процесса был преодолён почти тридцатилетний перерыв отсутствия заказов на рынке, а верфи освоили новые компетенции. Рыбохозяйственная отрасль получила огромный опыт и понимание собственных нужд, которые сегодня не ограничиваются промыслом. Флот продолжает играть ключевую роль, но сегодня требует расширения за счёт новых областей гражданского судостроения: научно-исследовательских, транспортных и вспомогательных судов.
В то же время сегодня, когда многие иностранные партнёры сокращают своё представительство, индустрии судостроения предстоит решать новые задачи. Чтобы она не зависела от нестабильных внешних обстоятельств, ключевые производственные процессы должны быть локализованы. В таких условиях возрастает ценность отечественных конструкторских бюро и производителей оборудования для комплектации судовых систем. Поэтому к Seafood Expo Russia уже присоединились новые производители оборудования и конструкторские бюро, деятельность которых ранее не была напрямую связана со строительством рыбопромысловых судов: например, "Армалит", "МаринЛайт", "ЯМЯ-Инжиниринг", "Энергоэффективность", "Морской инжиниринговый центр СПб".
Генеральный директор Expo Solutions Group Иван Фетисов:
Рыбная отрасль нуждается во флоте не только для промысла. Крупные рыбопромышленные компании ставят задачи по обеспечению всех процессов, связанных с обслуживанием и доставкой своей продукции. Поэтому сегодня Seafood Expo Russia привлекает даже те верфи, КБ и производителей оборудования, которые напрямую не связаны со строительством рыбопромыслового флотаКакой флот нужен рыбакам
Отраслевая повестка ближайших лет формируется сейчас, и в изменившихся условиях "идти по накатанной" не получится. Влияние внешнеэкономических факторов будет усиливаться, и готовиться к этому нужно уже сегодня. Рыбацкое сообщество ожидает, что предстоящие выставка и форум подскажут, как преодолеть введённые ограничения, продолжить развитие внутреннего рынка и на какие экспортные направления теперь следует ориентироваться. Хотя уже анонсировано проведение второго этапа программы инвестиционных квот, модернизация рыбопромыслового флота не единственное, о чём сегодня думают рыбаки. Для стабильного функционирования и дальнейшего развития отрасль всё больше нуждается в инфраструктуре, обеспечивающей её логистикой, научно-технической базой и производственными мощностями.
Эти задачи требуют стратегических решений, и первые шаги уже сделаны. На "Невском судостроительно-судоремонтном заводе" для головного отраслевого института ФГБНУ "ВНИРО" заложили два научно-исследовательских судна проекта 17050 "Профессор Анатолий Елизаров" и "Профессор Пётр Моисеев". Развивается и транспортная инфраструктура. Бизнес-сообщество разработало законопроект о непрерывной холодильной цепи, устанавливающий требования к перевозкам скоропортящейся продукции, а концерн "Уралвагонзавод" разработал и выпускает современные рефрижераторные вагоны. Однако эти меры направлены, в первую очередь, на развитие внутреннего рынка. Для наращивания экспорта в отдалённые страны и на другие континенты нужен современный транспортный флот. Несмотря на всю сложность этой задачи, возможности сегодня для этого есть, а условия лучше тех, в которых в 2017 году начали строить суда для рыбного промысла – и добились успеха.
В строительстве судов для обеспечения различных потребностей рыбной отрасли поможет активное участие региональных верфей и производителей оборудования. Часть из них будет представлена в рамках объединённых стендов субъектов Российской Федерации. Такой формат уже подтвердили 15 регионов. Это Архангельская, Астраханская, Вологодская, Калининградская, Мурманская, Нижегородская, Ростовская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская области, Республика Крым, Камчатский и Приморский края, Севастополь, Ямало-Ненецкий автономный округ. Далеко не все представленные в них компании напрямую связаны с промыслом и производством рыбной продукции. Будут и сетевязальные производства, и производители кормов для аквакультуры, упаковки, холодильной техники, оборудования и комплектующих для судов.
Фото: Seafood Expo Russiaой |
Рыбная отрасль обладает стратегическим значением для экономики и социальной сферы страны, поэтому должна "оставаться на плаву" даже в самых сложных условиях. В настоящий момент на российских верфях на разных стадиях строительства находится 70 судов рыбопромыслового флота. Из-за нестабильных внешнеэкономических условий для завершения строительства, комплектации, наладки и обслуживания некоторых из них потребуется помощь новых партнёров и поставщиков.
Иван Фетисов:
Развитие собственного судостроения и производства оборудования в приоритете, но это не причина отказываться от работы с иностранными партнёрами, заинтересованными в открытом и взаимовыгодном сотрудничестве. Есть смысл присмотреться к новым поставщикам из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Здесь развиты рыбный промысел и переработка. Местные верфи и производители оборудования на выставке в сентябре предложат отрасли альтернативные решения. Мы умеем работать в условиях трансформации рынка и покажем, что такое настоящая B2B-выставкаСудостроение займёт одно из центральных мест как в экспозиции, так и среди тем экспертного обсуждения деловой программы Seafood Expo Russia 2022. Для верфей и производителей оборудования будет выделен отдельный павильон – F. В нулевой день форума и выставки, 20 сентября, пройдёт конференция "Судоремонт, модернизация, комплектующие", а во второй день, 22 сентября, совместно с информационным партнёром мероприятия "Корабел.ру" будет организован круглый стол "Обновление рыбопромыслового флота как драйвер развития гражданского судостроения в России". Помимо согласования текущих позиций верфей, заказчиков и конструкторских бюро, эксперты и представители заинтересованных сторон обсудят вопросы строительства научно-исследовательских, транспортных и вспомогательных судов для нужд отрасли.
В 2022 году у Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий юбилей – мероприятие состоится 21-23 сентября в г. Санкт-Петербурге в пятый раз и станет самым масштабным за всю историю его проведения. Экспозиция выставки займёт 2 павильона в КВЦ "Экспофорум" общей площадью 26 000 м2 .