Мы побеседовали с руководителем ОАО "Судостроительная фирма "АЛМАЗ", Леонидом Герасимовичем Грабовцем, о кризисных изменениях на верфи, насущных проблемах и планах на будущее. Планы оказались весьма оптимистичны.
Уже на подъезде к "Судостроительной фирме "Алмаз" чувствуется, что здесь заботятся о людях . Петровский проспект убран, вдоль забора предприятия тротуары очищены, снег не мешает проезду машин. Напротив проходной – хорошо организованная стоянка. Сосулек, украшающих практически весь город, на крышах цехов и административных зданиях завода нет. В атмосфере - спокойная деловитость. Сразу становится ясно, что здесь работают люди, хорошо знающие свое дело и искренне заинтересованные в его успехе.
Кабинет генерального директора ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" впечатляет обилием фотографий продукции предприятия. Хозяин этого кабинета – Леонид Герасимович Грабовец - пришел на "Алмаз" учеником токаря еще в 1970 году, прошел все ступеньки производственной лестницы и вот уже почти 10 лет возглавляет коллектив.
Наша встреча назначена на 9 часов утра, впереди у руководителя - ответственное совещание, поэтому вопросы максимально конкретны, а ответы - лаконичны и ясны.
Уважаемый Леонид Герасимович! Всем известно что "Судостроительная фирма "Алмаз" является в настоящий момент, наверное, самым стабильным судостроительным предприятием России. Портфель заказов гарантирован на несколько лет вперед, корабли строятся и передаются Заказчикам в срок и с отличным качеством. Вы не только сохранили коллектив, но и даете работу многим контрагентам. В чем залог Вашего успеха?
Для нас кризис стал не наказанием, а подарком. Что такое кризис? Это когда Заказчикам не хватает денег. В том числе и на строительство крупных судов и кораблей. Для нас это выигрышная ситуация, ведь мы строим небольшие суда, спусковым весом не более 2000 тонн. Мы еще 10 лет назад сделали анализ рынка и приняли необходимые меры. Основная наша продукция – это военные корабли и катера специального, неотложного назначения. Пограничные, спасательные, лоцманские. На этом не экономят, их заказывают тогда, когда они нужны.
Уменьшение бюджетов заказчиков способствует умерению их аппетитов. Поэтому в условиях нехватки финансов спрос на малотоннажный флот только растет. Примером тому может служить буксир ледового класса проекта 2805 "Невская застава", переданный в прошлом году городу. Буксир был построен по заказу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. Санкт- Петербурга. Это совершенно новое для нас судно, до него мы строили только высокоскоростные корабли и суда, а теперь вот можем с гордостью сказать, что можем и ледоколы! Сотрудничество с большим количеством КБ и реализация новых проектов, а также качественная работа – вот наш козырь.
Ваше предприятие не вошло в состав Объединенной судостроительной корпорации. Нет ли у Вас опасения, что эта мощная государственная структура сможет ослабить Ваши позиции в борьбе за новые контракты?
Нельзя сказать, чтобы предприятия ОСК сильно мешали нашей работе. Заказ получает тот, кто хорошо работает. У нас много постоянных партнеров, которые точно знают – "Алмаз" их не подведет. Мы сотрудничаем с погранслужбой, спасателями, ФСБ. Наши суда задействованы на владивостокском саммите АТЭС и в подготовке к олимпиаде в Сочи. Пока мы хорошо выполняем свою работу – мы будем востребованы. Кроме того, думаю, у руководства ОСК достаточно проблем, чтобы тратить силы на конкурентную борьбу с нами.
Также необходимо добавить, что наша судостроительная промышленность создавалась как узкоспециализированная. И то, что интересно "Алмазу", совершенно не интересно "Адмиралтейским верфям" или "Янтарю". А наши прямые коллеги-конкуренты, такие как Владивостокский судостроительный завод или Хабаровский судостроительный завод, сильно пострадали за последние десятилетия, и вряд ли могут сейчас перехватить наши заказы. Феодосийское производственное объединение "Море" теперь вообще в другой стране. Другим предприятиям и своих заказов хватает. В общем, пока мы хорошо работаем, удовлетворяем наших уважаемых заказчиков, следим за стоимостью продукции, опасаться нечего.
Многие Ваши коллеги сетуют на кадровый голод. Мол, нет грамотных инженеров, квалифицированных рабочих, умелых управленцев. Как Вы решаете вопросы комплектования коллектива? Обучения и переподготовки кадров?
На протяжении многих лет эту проблему решали в основном за счет привлечения иногородних специалистов. Не секрет, что судостроение в той же Украине фактически развалилось, да и не во всех российских регионах судостроители полностью загружены. Поэтому при необходимости мы нанимаем до 200-300 человек, которые работают у нас вахтовым методом. В технических службах работает много иногородних специалистов, причем специалистов высокого уровня. Мы можем себе позволить создать им приличные условия для проживания и хорошую заработную плату. В последнее время к нам идет много молодежи, преимущественно из "Корабелки" (СПбМГТУ – прим. Ред.). Этот приток появился года три-четыре назад, не раньше. Но сегодня я захожу в цеха, на производство – и вижу много молодых лиц, это хорошо. Наше предприятие работает, поэтому молодежь получает производственные навыки, профессионально растет. Отработав два – три года, специалист уже и новый корабль закладывал, и в спуске участвовал, и в море на испытание сходил, да и на гарантийное обслуживание выезжал. Это повышает капитализацию специалиста, его стоимость на рынке труда. Новое поколение хочет зарабатывать деньги – проработав у нас пару лет, они занимают достойные должности. С достойной зарплатой.
Ваше предприятие располагается на Петровском острове в Санкт-Петербурге. Это практически центр города, да еще "рекреационная зона" - весьма привлекательное место для элитного жилищного строительства. Предприятия, расположенные по соседству, уже практически прекратили свою производственную деятельность. Переносят "Адмиралтейские верфи". Ощущаете ли вы это давление?
Конечно. Было уже немало прецедентов подобного воздействия. Пока – безуспешного. Но, по большему счету, Петровский остров сегодня - не лучшее место для крупной промышленности. Это действительно "жемчужина" города, и если Дому ветеранов сцены здесь самое место, то для "Алмаза" и других промышленных предприятий, расположенных здесь, надо подобрать другое. Именно поэтому в будущем мы планируем перенести мощности за пределы города. Мы уже сделали один шажок на пути к этому — выкупили 100% акций ОАО "Морской завод "Алмаз". Который, в случае необходимости, сможет взять на себя часть программы строительства кораблей, пока мы будем находиться в процессе переезда.
Будете ли Вы увеличивать возможности завода при переезде?
Будем ли мы строить крупнотоннажные суда? Нет. На рынке есть много достойных представителей, та же "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи" или "Балтийский завод". И у нас нет ни желания, ни полноценных возможностей с ними конкурировать. Мы лидируем в своем секторе, и планируем лидировать дальше.
Минтранс недавно опубликовал, как сообщается, окончательный вариант законопроекта о поддержке российского судостроения и судоходства. Вы, как руководитель успешного предприятия, принимали ли участие в его разработке?
Конечно. Проект начал разрабатываться лет 10 назад, тогда еще ОСК не было. К сожалению, сегодня уже приходится говорить об эффекте "утраченной прибыли". Тем не менее, я надеюсь, что вскоре этот законопроект примет статус Закона.
Сайт вашего предприятия уже долгое время находится в неизменном состоянии. Не планируете ли Вы как-то обновить ваше представительство во Всемирной сети, например, внедрить систему ERP?
Информация на нашем сайте постоянно обновляется: новости, информационные статьи. Тем не менее, кардинальных изменений не предвидится. В этом пока просто нет необходимости.