Любой проект имеет три составляющие: деньги, качество, сроки. И на сегодняшний день мы пришли к ситуации, когда российское судостроение, в принципе, готово обеспечить качество, стоимость, по крайней мере в рамках заявленного бюджета; к сожалению хромают сроки. А сроки влияют и на финансовые параметры проекта, и на состояние верфи и отрасли в целом.
"Но говорить сегодня нужно не столько о том, как мы, заказчики, страдаем, как сроки не соблюдаются, а о том, что программа обновления флота дала рыбакам, а что судостроительной отрасли. И если с рыбопромышленниками понятно, они получат новый высокопроизводительный флот, то интересно было бы узнать, возможно от ОСК: что, кроме прибыли от заказов и загрузки мощностей, хотели судостроители от этой программы? Думали ли они о возможных трудностях, собирались ли как-то их преодолевать? Прорабатывались ли какие-то долгосрочные планы, или это просто сиюминутные коммерческие отношения, из которых по мере завершения контрактов планировали выйти?", – Павел Балон.
Вторая проблема, которую генеральный директор FOR Group поднял на круглом столе, – нехватка трудовых ресурсов. На его взгляд этот вопрос можно решить при помощи налоговых льгот для судостроительных верфей с целью их обеспечения постоянным квалифицированным персоналом.
"Необходимость снижения доли постоянных расходов верфи ведет к тому, что, на сегодняшний день, постоянный штат верфи увеличить довольно-таки тяжело, а использование непостоянного штата ведет к потере компетенций", – Павел Балон
И это, в особенности, касается насыщения. С корпусными работами потенциал российского судостроения понятен: он есть и реализуется. А вот с более сложными работами требуется государственная поддержка. Современное рыбопромысловое судно насыщенно всевозможными системами. Необходимы специалисты в области промышленных логических контроллеров, интерфейсных связей и т. д.
При этом Павел Балон отметил, что он имел возможность наблюдать, как на турецкой верфи Tersan пусконаладочные работы выполняет русскоязычный персонал, из чего можно сделать вывод, что специалисты такого рода в России есть, просто нужно привлекать их на верфи на постоянной основе. Да, на судостроительных заводах стремятся как можно больше расходов сделать переменными, однако, когда это выражается в том, что нет постоянных ресурсов для нормальной организации пуско-наладочных работ, стоит задуматься.
Третьим пунктом генеральный директор FOR Group коснулся экспортных возможностей. Кто бы что ни говорил, а ряд рыбопромысловых судов уже построены, они отличного качества. Вопрос в том, собирается ли российская судостроительная отрасль, в частности ОСК, как наиболее серьезный игрок на рынке судостроения России, использовать экспортный потенциал полученного продукта? Ведь настанет момент, когда внутренний спрос на рыбопромысловые суда исчерпает себя. Не уйдут ли наработанные компетенции в песок?
Окно возможностей открыто, осталось просчитать экономическую составляющую и оказать верфям всю необходимую помощь, чтобы обеспечить их кадрами и решить накопившиеся проблемы.
"Чтобы не только Турция строила рыбопромысловые суда на экспорт, но и Россия", – Павел Балон.