Интерес к производству кран-балок, траверсов, судовых и палубных кранов у российских предприятий вырос еще до февраля 2022 года. Программы импортозамещения и локализации, перспективы "квот под киль" привлекли на рынок судового грузоподъемного оборудования много новых игроков. Однако по-настоящему глаза у отечественных машиностроителей загорелись только с уходом из России западных компаний.
– Как изменилась ситуация на рынке грузоподъемных устройств (ГПУ) для судов с февраля 2022 года?
Нестерова Т., исполнительный директор ООО "Ижорские Гидросистемы"
– Прекращение поставок в Россию дало нам серьезный импульс к развитию. Концепция оснащения военных судов импортной грузоподъемной техникой стратегически проигрышная для страны. В этом мы и убедились после исхода западных производителей. Если раньше завоевание рынка требовало от российских компаний неимоверных усилий, то сегодня спрос на отечественные краны и спуско-подъёмные устройства (СПУ) существенно вырос. Это привело к значительному росту внутреннего производства данной техники.
Инженерные компетенции дают нам возможность удовлетворять спрос судостроителей. Процент использования отечественных компонентов в продукции компании достиг 93%. Это позволило повысить конкурентоспособность наших изделий по таким параметрам как цена, качество и скорость производства.
Филиппова Н. С., заместитель генерального директора, ООО "Всеволожский Крановый Завод"
– Положение дел поменялась кардинально. Фактически на рынке остались немногочисленные российские производители, которые подтверждают свою продукцию сертификатами МПП в соответствии с нормами 719 постановления правительства (N719-ПП).
Сорокин П. А, главный конструктор ООО "Троицкий крановый завод"
– С начала СВО грузоподъемное оборудование из европейских стран стало заменяться техникой из Китая. Это касается как устройств в целом, так и комплектующих. Психологически азиатские продукты с "полки" гораздо опаснее, так как заказчикам они могут обходится в разы дешевле, чем единичные изделия российских предприятий. Но если требуются индивидуальные решения, то здесь конкурировать с китайцами мы вполне можем.
Авдейчик В.В, технический директор ООО "ПМР"
– До февраля 2022 года наибольшей популярностью на рынке пользовалась линейки кранов-манипуляторов, палубных кранов с прямой и шарнирно-сочлененной стрелами, а также спускоподъемных устройств различных типов, производимых на заводе в словенском Мариборе. Начиная примерно с 2014 года, мы занимались локализацией этого оборудования, и уже к 2018 году многие поставляемые модели кранов и СПУ полностью производились на территории Российской Федерации – на заводе АО "Инман" и партнерских производственных площадках в Северо-Западном регионе (для судов и кораблей проектов А40 2Б, 22800, 705Б, 23470, 90600, 5712 и т.д.).
В настоящее время большинство локализованных моделей получили свидетельства типового одобрения РМРС, заключения о стране происхождения в соответствии с нормами N719-ПП и практически полностью перекрывают ранее поставлявшийся импортный типоряд.
– Какое грузоподъемное оборудование для судов входит в ваше портфолио?
Наталья Филиппова, Всеволожский Крановый Завод
– Мы проектируем и изготавливаем судовое грузоподъемное оборудования для решения сложных технических задач, поставленных нам заказчиками: палубные краны с прямой, двухсоставной или телескопической стрелой для грузоподъемных операций на различных видах судов (рыболовецких, научно-исследовательских, аварийно-спасательных, ледоколах, буксирах, бонопостановщиках и др.). Также выпускаем мостовые краны для трюмов и машинных отделений, выдвижные электрические устройства погрузки-выгрузки, грузовые стрелы, электрические тали в морском исполнении и спуско-подъемные устройства (СПУ) для работы с водолазными беседками и ТНПА.
Татьяна Нестерова, "Ижорские гидросистемы"
– Компания занимается разработкой и производством широкого ассортимента судового грузоподъемного оборудования. В наше портфолио входят краны с цельной односекционной прямой стрелой, краны-манипуляторы различных конструкций (с жесткими складными шарнирно-сочленёнными стрелами, а также со складными телескопическими стрелами), краны со складными и телескопическими стрелами отличаются надежностью и возможность выполнять более разнообразные грузоподъемные операции, чем классические стреловые краны.
Для операций с грузами и пересадки людей, а также для спуска спасательных шлюпок мы производим грузолюдские судовые краны. Наши судовые мостовые краны используются для перемещения грузов в трюмах, а спуско-подъемные устройства – для спасательных и вспомогательных операций. Также мы создаем легкосъемное и транспортируемое оборудование для водолазных работ - мобильные СПУ для водолазов и телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА). И, наконец, мы разрабатываем оффшорные краны во взрывозащищённом искробезопасном исполнении – для работы на нефте- и газодобывающих платформах и в нестандартных условиях.
Владимир Авдейчик, "ПМР"
– "ПМР", как ведущий поставщик судового грузоподъемного и спасательного оборудования на территории России и стран СНГ, имеет в своем портфолио все типы кранов: палубные (с прямой, шарнирно-сочлененной или телескопической стрелами), машинного отделения (мостовые, кран-балки и тали, для перемещения контейнеров), краны-манипуляторы, краны специального назначения (в том числе с компенсацией качки), а также спускоподъемные устройства всех типов: поворотные кран-балки для спуска дежурных шлюпок и спасательных плотов, СПУ заваливающегося типа для шлюпок и катеров (от простого исполнения с А-балкой до уникального, полностью закрытого типа для использования в арктических условиях), СПУ для спасательных шлюпок (включая шлюпки свободного падения) и т.д. Все вышеперечисленные механизмы могут быть поставлены в специальных исполнениях.
Ключевой особенностью продукции компании является ее высокая серийность: с 2006 года поставлено более 900 изделий на новострой и для переоборудования судов. Это позволяет нам обеспечивать высочайшее качество, надежность и длительные гарантийные сроки эксплуатации, не экспериментируя на заказчиках с непроверенными техническими решениями. Например, мы поставляли оборудование для ледоколов проекта 21900, затем на 21900М, а сегодня участвуем в поставках уже на третье поколении этих судов – 2100М2.
Павел Сорокин, Троицкий крановый завод
– Мы выпускаем краны судовые различных типов (краны-манипуляторы; с телескопической, шарнирной и жёсткой стрелой; с канатным изменением вылета стрелы; провизионные; для работы с палубными закрытиями; краны внутрисудовой механизации), а также офшорные краны (с шарнирной и жесткой стрелой). В сегменте спасательного оборудования – это СПУ дежурных шлюпок и быстроходных дежурных дежурных шлюпок; спасательных шлюпок, плотов; СПУ в исполнении с одноточечным подвесом и двухточечным; телескопические СПУ; А-рамы; кран-балки.
В нашем портфолио есть СПУ обитаемых и необитаемых подводных аппаратов с конструкциями бортового и шахтного спусков в исполнении до четырех и до шести баллов. А также кабельные краны (системы передачи груза траверзным способом).
– Основные характеристики оборудования (грузоподъемность, высота подъема, вылет стрелы, вес…)
Татьяна Нестерова, "Ижорские гидросистемы"
– Продукция компании имеет следующие ключевые характеристики: в сегменте кранов-манипуляторов (вылет до 20 м, грузоподъемность – до 20 т); офшорные краны (вылет до 40 м, грузоподъемность – до 80 т); трюмные мостовые краны (20 т); СПУ (10 т).
Наталья Филиппова, Всеволожский Крановый Завод
– Основные характеристики нашего оборудования определяются проектом модернизации или проектом строительства судна. Мы производим кран двухбалочный, грузоподъемность до 250 т и пролетом до 30 м; опорные кран-балки грузоподъемностью до 25 т и пролетом до 30 м; козловые краны грузоподъемностью до 32 т, пролетом до 30 м и высотой подъема до 10 м; передаточные тележки грузоподъемностью до 100 тонн. Так же в нашем портфель входят судовые палубные краны грузоподъемностью до 16 т, вылетом до 25 м и СПУ для водолазов и ТНПА грузоподъемностью до 10 т.
Владимир Авдейчик, "ПМР"
– Типоряд наших кранов-манипуляторов – вылет от 1 до 25 м и грузоподъемность от 200 кг до 15 т. У кранов с прямой, шарнирно-сочлененной или телескопической стрелой – вылет от 2 до 25 м и грузоподъемность от 1 до 15 т. Специальные и мостовые краны производятся в зависимости от требований заказчика, их грузоподъемность до 250 т. Характеристики спускоподъемных устройств зависят от типа спускаемого плавсредства и варьируются от 1000 кг (для простых дежурных шлюпок) до 8500 кг (для спасательных шлюпок).
– Есть ли у вас решения для рыболовецких судов и офшорных применений?
Татьяна Нестерова, "Ижорские гидросистемы"
– Да. Наши специализированные краны и манипуляторы обеспечивают безопасную работу с рыболовецкими сетями и крупногабаритными грузами. Также для рыбопромысловых судов мы готовы предложить палубные и технологические люки с гидроприводом, траловые и ваерные лебедки, кормовые гидравлические ворота. Оборудование "Ижорских Гидросистем" также подходит для работы в суровых условиях открытого моря, что делает его востребованным в сегменте офшорных операций.
Павел Сорокин, Троицкий крановый завод
– Мы производим для НИС Росрыболовства краны с шарнирной и жёсткой стрелами, закрытия бункеров, палубные и транцевые закрытия, П-образные рамы для работы с научным оборудованием, якорно-швартовное оборудование. Соглашения с рыбопромышленными компаниями по созданию трудовых комплексов, включая программное обеспечение, в том числе "автотрал", к сожалению, достичь не удалось. Предприятие имеет богатый опыт разработки лебёдок различных типов, высокотехнологичных энергосистем, включающих в себя разнообразные накопители энергии. Предпочтение, увы, отдали импортному оборудованию.
Для того чтобы ответить на вторую часть вопроса, необходимо ввести в терминологию РС слово – офшорный. Если понимать этот термин, как "применение на платформах", то ООО "ТКЗ" поставляло системы перемещения буровых установок, выполняло работы по станции передачи нефти. В данный момент обсуждается ряд проектов по кранам для платформ. Нашим преимуществом является здесь опыт написания офшорных систем безопасности, основывающиеся на фундаментальных математических моделях и международных правилах по офшорной технике.
Если говорить об офшорных ГПУ, то мы имеем опыт создания как самих устройств (включая гидропривод и электропривод), так и программного обеспечения всех уровней. Мы создали СПУ СГА "Бестер 1", СПУ ТНПА, офшорные краны с шарнирной стрелой (в том числе с системой компенсации вертикальной качки), СПУ плавсредств для подъёма на ходу на волнении, системы передачи грузов в море траверзным и кильватерным способами.
Наталья Филиппова, Всеволожский Крановый Завод
– По требованию заказчиков наше предприятие изготавливает как полноповоротные судовые краны, так и различные ГПУ.
Владимир Авдейчик, "ПМР"
– Рыболовецкие компании относятся к особому типу заказчиков: им требуется безусловная надежность оборудования в нестандартных условиях крена, дифферента, качки судна с необходимостью длительной непрерывной работой, т.к. кран является "основным калибром" судна, и простой неработающего оборудования приводит к серьезным убыткам. Именно поэтому наши краны-манипуляторы и краны с шарнирно-сочлененной стрелой являются наиболее востребованным типом продукции у данного типа заказчиков. Они выбирают серийность в угоду экспериментам, чтобы получить безотказность в эксплуатации, серийность ЗИП, наличие сервисных станций во всех регионах России.
Мы поставляли оборудование на все проекты рыболовных судов, строящихся в Российской Федерации, а наличие заключений о стране происхождения в рамках N719-ПП позволяет заказчикам и сейчас получать качественное серийное оборудование.
Оборудование для работы в оффшорных условиях обладает своей спецификой – это выполнение задач на больших глубинах в условиях качки и зачастую в условиях экстремально низких температур. Мы предлагаем решения для активной компенсации качки, аналоги которых до сих пор отсутствуют на российском рынке, а также специальную защиту комплектующих изделий для исключения их обледенения, даже при размещении в носу судна при воздействии набегающей волны.
– Вы производите полноповоротные краны, способные работать в режиме качки, либо так называемые конвертированные автокраны?
Владимир Авдейчик, "ПМР"
– Стоит отметить, что любой кран любого производителя может работать в режиме волнения моря, но при снижении его грузоподъемности из-за дополнительного введения в формулы расчетов коэффициента динамичности. Так что окончательные технические параметры оборудования полностью зависят от требований заказчика и условий работы судна. Что касается поставляемых нами кранов и спускоподъемных устройств, то они могут работать в штатном исполнении на волнении до четырех баллов и кренах судна до 15 градусов (до 20 градусов для СПУ).
Поставка "конвертированных" автокранов является целесообразной, если оборудование работает на внутренних водных путях без воздействия крайне агрессивной морской среды, а заказчику важна его минимальная стоимость. В этом случае, как вариант, мы предлагаем сухопутные краны из огромного ассортимента завода "Инман", доработанные под установку на судно и с усиленной защитой от воды и пыли. В любом случае на все оборудование предоставляются сертификаты РМРС или РКО.
Татьяна Нестерова, "Ижорские гидросистемы"
– Компания не занимается переоборудованием сухопутных кранов в судовые. Мы производим всё ГПУ по собственным проектам в соответствии с требованиями РМРС и РКО. Наши краны способны работать в сложных морских условиях. Модельный ряд включает краны-манипуляторы с компенсацией качки при перегрузке с судно на судно в открытом море.
Спуско-подъемные устройства типа А-СПУ, П-СПУ уже в базисном варианте оснащены системой стабилизации натяжения троса, не зависящей от волнения, а также системой подъема с гребня волны (Сonstant tension). Все грузоподъемные устройства для дежурных шлюпок и катеров разрабатываются нами с учетом эксплуатации в открытом море и соответствуют требованиям РС.
Павел Сорокин, Троицкий крановый завод
– Как я уже отметил ранее, мы производим краны для работы на волнении в море на судне (судовые) и краны для работы на волнении в море вне судна (офшорные). Методики расчетов таких кранов, как и автокранов, различны.
Мы тесно работаем с РС для введения четкой классификации кранов и подходов к оценки их конструкций и механизмов. Возможно, в перспективе методики расчетов автокранов и кранов, работающих исключительно в порту (шланговые краны, провизионные краны и т.п.), будут приравнены.
– Какова стоимость ваших ГПУ по сравнению с зарубежной продукцией?
Владимир Авдейчик, "ПМР"
– Стоимость оборудования зависит от требований заказчика, а не от страны происхождения. Как я уже говорил, можно поставлять очень дешевые "сухопутные" краны для установки на причалах и баржах, а можно – оборудование с уникальными наукоемкими технологиями для работы на глубине или в условиях взрывозащиты. При этом, учитывая практику работы с различными заводами и опыт локализации их кранов и СПУ, можно смело сказать, что конечная стоимость также сильно зависит от структуры себестоимости и применяемых комплектующих изделий, особенно их качества и надежности.
Так, производство оборудования на азиатском заводе с использованием комплектующих изделий из Европы даст разницу в стоимости поставки всего около 10%, без учета затрат на доставку. Если же в себестоимости основную долю занимает цена металла, то производить на территории России значительно дешевле.
Павел Сорокин, Троицкий крановый завод
– Несмотря на возросшую стоимость импортных комплектующих, наше серийное оборудование может конкурировать по цене даже с турецкой техникой. Если сравнивать наши единичные изделия и серийную продукцию из Китая, то здесь мы значительно дороже. Чтобы повысить конкурентоспособность, необходима унификация оборудования. Над этим мы сейчас работаем с заказчиками, в том числе и рыбопромышленниками.
Татьяна Нестерова, "Ижорские гидросистемы"
– Импортозамещение и использование отечественных комплектующих позволило компании снизить стоимость своей продукции по сравнению с иностранными аналогами. Это делает наши решения более доступными для российских судостроительных предприятий, особенно в условиях санкционного давления.
– Какое нестандартное грузоподъемное оборудование вы способны производить?
Наталья Филиппова, Всеволожский Крановый Завод
– Опыт и компетенции в области ГПУ позволяют нам реализовывать самые сложные и нестандартные задачи.
Татьяна Нестерова, "Ижорские гидросистемы"
– Можно выделить краны с компенсацией качки для работы в сложных морских условиях, а также оборудование для Moonpool – специализированных технологических отверстий в судне, используемых для спуска оборудования в воду.
Владимир Авдейчик, "ПМР"
– Наши возможности, базирующиеся на многолетнем опыте концерна Palfinger, а также производственных мощностях на территории России, позволяют выполнять любые проекты: от специальных закрытий с интегрированными спускоподъемными устройствами до грузоподъемного оборудования в маломагнитном исполнении.
Павел Сорокин, Троицкий крановый завод
– По сути, мы можем все. Для этого мы создали большой RND-коллектив, насчитывающий более 90 инженеров и разработчиков. Завершается строительство производственных цехов предприятия в Тверской области. Мы не строим воздушные замки, а всегда работаем с конкретными потребностями и проблемами заказчиков. В настоящий момент нам было бы интересно создать устройство типа gangway, чтобы реализовать разработанную нами технологию компенсации качки.
Если говорить про "рыбаков" то у нас есть траловый комплекс с акцентом на ПО. Также мы можем предложить готовые решения как для обитаемых, так и необитаемых аппаратов – в исполнении до четырех баллов и до шести баллов.
– Какие реализованные проекты вашей компании стоит выделить?
Наталья Филиппова, Всеволожский Крановый Завод
– Уникальными, пожалуй, остаются мостовые краны и краны выемки отработанного ядерного топлива для ледоколов проекта 22220 и 10510. Эти краны сочетают в себе большой объем нестандартных инженерных и управленческих решений. Например, для данного проектов были разработаны тормоза в морском исполнении, и по сей день мы – единственное предприятие в России, которое их изготавливает!
Выделила бы также различные серии гидравлических палубных кранов – нами были изготовлены складные телескопические краны грузоподъемностью 1,7 т (вылет стрелы 8,3 м на корму) и краны гидравлические палубные с прямой стрелой грузоподъемностью 4 т, (вылет 8 м – на нос судна.). Ряд других серьезных проектов также стали сначала вызовом для предприятия, а потом – большим достижением нашей команды и российского краностроения в целом.
Владимир Авдейчик, "ПМР"
– Особых слов заслуживают комплекты кранов и спускоподъемных устройств с дежурными шлюпками для краболовов проекта 5712LS, носовых кранов для ледоколов с комплексной защитой от набегающей воды в условиях обледенения, краны для буксиров проекта NE011, NE012, краны и СПУ с лодками на суда проекта ARC124 для работы при температурах до минус 50 ℃, а также оборудование для проектов 22800, 16609, 22010,11982, 16450, PV300 и т. д
Татьяна Нестерова, "Ижорские гидросистемы"
– Среди ключевых проектов компании – разработка и поставка электрогидравлических кранов и СПУ для гражданского флота и ВМФ. Осуществлены поставки кранов-манипуляторов с вылетом стрелы до 10 м и грузоподъемностью до тонны для кораблей проекта 22800 "Каракурт". Разработаны и поставлены краны с односекционной прямой стрелой грузоподъемностью 3 т и вылетом стрелы 9 м, а также специализированные трюмные мостовые краны-манипуляторы для катеров-торпедолов и СПУ А-типа грузоподъемностью 30 кН. Все устройства успешно прошли испытания и эксплуатируются на кораблях.
– Какое еще палубное оборудование выпускает ваша компания?
Татьяна Нестерова, "Ижорские гидросистемы"
– Мы выпускаем широкий спектр палубного оборудования для различных судов, включая шлюпбалки для безопасного спуска и подъема спасательных и дежурных шлюпок; СПУ разных типов (в том числе А-типа и П-рамы) для десантно-штурмовых шлюпок и научного оборудования; краны для плавучих доков и судовые консольные краны для оффшорных зон; гидростанции для работы гидравлического оборудования на судах и промышленных объектах; судовые закрытия с гидравлическим приводом: двухстворчатая крышка шахты (4x4 м) для спуска водолазного колокола.
Бортовое гидравлическое закрытие (8 м) – многофункциональное изделие с комплексной кинематикой, предназначенное для закрытия входа в бортовой "гараж" судна с разъездным катером, а также для спуска и посадки пассажиров с борта судна на катер. Закрытие состоит из крышки, комингса, посадочной площадки, лееров и гидростанции с системой управления. Гидравлический привод позволяет открыть крышку, откинуть трап и площадку для посадки людей на катер, а также выполнить все эти действия в обратном порядке, обеспечивая надежное задраивание крышки. Также мы делаем аппарели судовые с гидроприводом – раскладывающиеся мосты для заезда/съезда автотранспорта и посадки пассажиров.
Наталья Филиппова, Всеволожский Крановый Завод
– Мы проектируем и изготавливаем СПУ для водолазов и работы с ТНПА и ТНГА. Также ООО "Всеволожский Крановый Завод" проектирует и изготавливает лебедки для решения специальных задач.
Владимир Авдейчик, "ПМР"
– Помимо ранее упомянутого грузоподъемного, спасательного и специального оборудования, мы успешно локализовали производство дежурных шлюпок, скоростных катеров и бонопостановщиков.
- Модульные каюты. Эволюция в достройке
- Кто создаёт микроклимат на современных судах и кораблях
- Тенденции рынка судовой гидравлики 2024: "Мы должны обеспечивать потребности за счет собственных сил"
- Сколько винторулевых колонок в год могут произвести в России?
- Сколько стоит судно перестроить? Секреты модернизации "рыбаков"