В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) с 5 по 9 февраля проходила 10-я сессия Подкомитета по человеческому фактору, подготовке и несению вахты, в которой в гибридном (очном и дистанционном) режиме приняла участие делегация РФ. В составе участников сессии работал директор департамента по конвенционной подготовке ГУМРФ им. С.О. Макарова Александр Горобцов.
В повестку дня вошли вопросы одобрения типовых учебных курсов, роль человеческого элемента и ряд других, но главным вопросом сессии стало обсуждение всеобъемлющего пересмотра Международной конвенции по подготовке, дипломированию и несению вахты 1978 года (Конвенция и Кодекс ПДНВ).
В результате работы согласована методология пересмотра, включающая два этапа работы: обзор существующего текста и определение пробелов и недостатков существующего текста, а затем собственно начнется переработка текста Конвенции и Кодекса ПДНВ. Участники договорились, что для любых изменений должны быть представлены достаточные обоснования, включающие также возможные изменения связанных с ними типовых учебных курсов, рекомендаций ИМО. Существенной переработке подверглась дорожная карта пересмотра, включившая более подробное и точное описание задач ближайших этапов и заседаний. При этом общий срок завершения работы остался прежним – к осени 2027 года подготовка пересмотренного текста Конвенции и Кодекса ПДНВ должна быть завершена, сообщает департамент по конвенционной подготовке ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова.
Был согласован перечень основных направлений, которые лягут в основу пересмотра Конвенции и Кодекса ПДНВ. В перечне - ранее согласованные рабочей группой инновационные судовые технологии, цифровизация, новые технологии обучения и подготовки, упрощение формальностей и сокращение административной нагрузки, вопросы психологического здоровья моряков, обеспечение гибкости при организации плавательной практики и выдачи квалификационных документов и др. Практическая работа в рамках первого этапа начнется в рамках межсессионной рабочей группы, предложенной для одобрения Комитетом по безопасности на море, в мае 2024 года.
Совершенствование существующих и создание новых типовых курсов ИМО продолжается многие годы. На этой взвешенной методической основе выстроены многие образовательные программы, программы тренажерной подготовки. Так, на текущей сессии были одобрены переработанные типовые курсы по использованию интегрированных систем ходового мостика, включая интегрированные навигационные системы, и грузо-балластный тренажер для танкеров для перевозки сжиженного нефтяного газа.
К следующему заседанию Подкомитета в 2025 году будут подготовлены проекты еще двух типовых курсов по использованию грузо-балластного тренажера для нефтяных танкеров и для химических танкеров.
Результаты работы экспертов из многих стран мира скажутся и на морском образовании в Российской Федерации, чьи крупные университеты морской отрасли активно участвуют в работе по представлению профессиональных интересов на международной арене.