Готовь "Санникова" летом

На прошлой неделе Выборгский судостроительный завод сдал "Газпром нефти" свой первый ледокол проекта Aker Arc 130A "Александр Санников". Это событие явно не из разряда рядовых по двум причинам. Во-первых, само судно имеет уникальные характеристики — это самый мощный в мире неатомный ледокол (мощность 22 МВт). А во-вторых, только с его введением в эксплуатацию Новопортовское месторождение сможет заработать в полную силу.
О самом судне мы уже несколько раз писали — был материал о том, как его спускали на воду, были новости о ходе строительства и о церемонии передаче заказчику. Сегодня постараемся рассказать о том, зачем он вообще нужен и что даст "Газпром нефти".
 
Корабел.ру


Несколько слов об углеводородах и судах обеспечения

Эпоха "большого гособоронзаказа" подходит к концу. А это значит, что один из мощных факторов, двигавших в последнее время вперед нашу судостроительную отрасль, постепенно сбавляет обороты. Тем более серьезные надежды приходится возлагать на другую движущую силу — освоение Арктики нефтегазовыми компаниями.

Значение имеют как шельфовые, так и материковые месторождения. Первым требуются буровые платформы и еще целый комплекс морских сооружений и судов. Вторым необходим флот для обеспечения вывоза добытых ресурсов по Северному Ледовитому и Тихому океанам.

Здесь, к счастью, расклад более оптимистичный. Разведаны и введены в эксплуатацию богатейшие природные тайники углеводородов. Компании, ведущие их разработку, не надо агитировать вкладываться в судостроение — они сами заинтересованы в строительстве и покупке современных, эффективных судов.

Один из самых крупных игроков на этом поле — всем известная "Газпром нефть". На сегодняшний день она входит в тройку отечественных лидеров по объемам добычи нефти. При этом показатели ежегодно наращиваются — за 2017 год они увеличились еще на 4%.

Для начала обозначим, какими шельфовыми активами располагает компания на данный момент. Во-первых, это Приразломное нефтяное месторождение. Сегодня это единственное шельфовое месторождение, на котором уже идет добыча ресурсов. Остальные пока находятся в стадии геологоразведочных работ. Среди них — Долгинское нефтяное месторождение неподалеку от Приразломного, а также Хейсовский, Северо-Врангелевский и Аяшский лицензионные участки.
 
"Газпром нефть", ООО

Наиболее перспективный — Северо-Врангелевский ЛУ. Там, по оценкам, насчитывается свыше 22 млрд баррелей нефти. На втором месте Хейсовский ЛУ с 16 млрд баррелей. Оставшиеся два в общей сложности дадут менее десятка миллиардов баррелей.

Шельфовые проекты для компании особенно прочно связаны с инвестициями в отрасль. По собственным оценкам "Газпром нефти", в стоимости бурения одной нефтяной скважины на шельфе не менее 30 процентов затрат приходится на суда обеспечения!

Работы у них много — с их помощью ведется буксировка и заводка якорей морских буровых установок, идет доставка материалов, оборудования и персонала с берега на платформу и обратно. Да и вообще решается целых комплекс задач по обеспечению нормального рабочего процесса.

Это прямо говорит о том, что по мере ввода в эксплуатацию тех месторождений, которые пока находятся в резерве, потребность в новом флоте у "Газпром нефти" будет только нарастать.
 
"Газпром нефть", ООО

Арктика открывает ворота

А теперь перейдем от планов и возможностей к сегодняшней реальности. Что касается материковых ресурсов, здесь "Газпром нефть" явно делает ставку на Новопортовское месторождение. Оно находится на полуострове Ямал. Это одно из крупнейших в мире нефтегазоконденсатных месторождений. При этом находится в крайне суровых по климату широтах, пустынных и труднодоступных.

Компания пробовала разные методы вывоза добытых энергоресурсов. Сначала грузили в цистерны и возили автотранспортом до ближайшей железнодорожной станции — Паюта, в 200 км от месторождения. Оказалось страшно неудобно и невыгодно — добраться до нее можно только по зимнику, при этом объем нефти, вывозимой за рейс, крайне мал.

"Газпром нефти" пришлось тянуть стокилометровый нефтепровод к побережью Обской губы — сначала одну ветку, а сейчас прокладывается уже вторая. Но там возникла своя сложность. Места очень проблемные для сооружения нормального портового терминала.

— Сложность здесь в том, что залив свободен ото льда менее 3 месяцев в году (а толщина крепкого пресноводного льда достигает 2,5 м), глубина же составляет не более 12 метров – этого недостаточно, чтобы загружать нефть в крупные морские танкеры прямо с берега, — поясняла пресс-служба компании.
 
"Газпром нефть", ООО

Этот вопрос решился, благодаря строительству уникального нефтеналивного терминала "Ворота Арктики". Он относится к выносному типу, расположен в 3,5 километрах от берега. Нефтепровод проложен прямо к нему под водой, а танкеры могут подходить вплотную.

Но мало было протянуть нефтепровод и построить терминал. Дальше необходимо было сделать самое главное — обеспечить саму возможность вывоза углеводородов. Для этого компании понадобился целый флот танкеров с высоким ледовым классом. Шесть таких судов были построены в партнерстве с компанией "Совкомфлот". Они зарегистрированы под российским флагом, порт приписки – Санкт-Петербург. Финансирование строительства судов серии обеспечил Sberbank CIB. Как заявляет "Газпром нефть", это еще не финал — уже принято решение о продлении серии. В 2019 году компания рассчитывает получить седьмой танкер этого типа.
 
"Газпром нефть", ООО

Мастер на все руки

Как пояснял в свое время заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер, у танкеров ледового класса Arc7 нет аналогов в России:

— Они имеют грузовместимость в два раза больше, чем те, которые эксплуатируются сейчас, спроектированы с учетом особенностей Обской губы, способны самостоятельно двигаться по проложенному ледоколом каналу. Это сокращает время кругового рейса и повышает эффективность всей схемы арктической логистики "Газпром нефти".

Для полноты картины надо упомянуть, что в число судов, которые компания привлекает к реализации этой схемы, входят еще пара танкеров ледового класса Arc5.
 
Фото ПАО "Газпром нефть" / ПАО "Газпром нефть"

Теперь, что касается "Александра Санникова". В Обской губе температура периодически падает до минус 50 градусов по Цельсию, а вода промерзает до двух метров. Так что, какими бы могучими ни выглядели "Штурман Альбанов", "Штурман Овцын" и другие свежепостроенные для "Газпром нефти" танкера, без мощного ледокола все равно не обойтись.
 
Ледокол "Александр Санников" / Корабел.ру

На "Санникова" будет возложен целый комплекс задач. Он будет обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии тот самый канал, по которому предстоит двигаться танкерам в Обской губе. Но мало того, ему еще предстоит быть задействованным на буксировочных и погрузочных операциях, бороться с возможными пожарами и разливами нефти. Словом, это будет такой мастер на все руки.
 
Вертолетная площадка ледокола "Александр Санников" / Корабел.ру

Если нужны подробности о характеристиках судна и стоящем на нем оборудовании — внизу, под материалом будет ссылка на наш репортаж о спуске "Александра Санникова".
 
Ледокол "Александр Санников" / Корабел.ру


А закончим мы эту статью хорошей новостью. Выборгский судостроительный завод уже вышел на финишную прямую в постройке еще одного ледокола того же проекта — "Андрея Вилькицкого". Как сообщил нашему корреспонденту генеральный директор завода Александр Соловьев, уже в октябре начнутся его ходовые испытания.

Материалы по теме:
Нарушитель ледокольных схем (о спуске на воду "Александра Санникова")

Ямал да удал (о порте Сабетта, проекте "Ямал СПГ" и танкере "Кристоф де Маржери")
Арктика ждет "Арктику" (о спуске на воду самого мощного в мире атомного ледокола "Арктика")

"Илья Муромец" – новый ледокол-снабженец с немецкими корнями (о спуске на воду дизель-электрического ледокола "Илья Муромец")
 
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Выборг
+7(81378) 2-64-32
"Совкомфлот", ПАО Санкт-Петербург
8 (812) 385-94-10
"Газпром Нефть", ПАО Санкт-Петербург
+7(812) 363-31-52, +7 (800) 700-31-52 Звонок по России бесплатный



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Танцюра Дмитрий
18.07.2018, 02:56
Если я всё правильно понял ,
сверка номеров двигателя и кузова в Адмиралтействе не прошли ?
Свежие новости
КМЗ разработал контроллер управления якорно-швартовными устройствами
09:29 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025