На прошлой неделе Выборгский судостроительный завод сдал "Газпром нефти" свой первый ледокол проекта Aker Arc 130A "Александр Санников". Это событие явно не из разряда рядовых по двум причинам. Во-первых, само судно имеет уникальные характеристики — это самый мощный в мире неатомный ледокол (мощность 22 МВт). А во-вторых, только с его введением в эксплуатацию Новопортовское месторождение сможет заработать в полную силу.
О самом судне мы уже несколько раз писали — был материал о том, как его спускали на воду, были новости о ходе строительства и о церемонии передаче заказчику. Сегодня постараемся рассказать о том, зачем он вообще нужен и что даст "Газпром нефти".
Несколько слов об углеводородах и судах обеспечения
Эпоха "большого гособоронзаказа" подходит к концу. А это значит, что один из мощных факторов, двигавших в последнее время вперед нашу судостроительную отрасль, постепенно сбавляет обороты. Тем более серьезные надежды приходится возлагать на другую движущую силу — освоение Арктики нефтегазовыми компаниями.
Значение имеют как шельфовые, так и материковые месторождения. Первым требуются буровые платформы и еще целый комплекс морских сооружений и судов. Вторым необходим флот для обеспечения вывоза добытых ресурсов по Северному Ледовитому и Тихому океанам.
Здесь, к счастью, расклад более оптимистичный. Разведаны и введены в эксплуатацию богатейшие природные тайники углеводородов. Компании, ведущие их разработку, не надо агитировать вкладываться в судостроение — они сами заинтересованы в строительстве и покупке современных, эффективных судов.
Один из самых крупных игроков на этом поле — всем известная "Газпром нефть". На сегодняшний день она входит в тройку отечественных лидеров по объемам добычи нефти. При этом показатели ежегодно наращиваются — за 2017 год они увеличились еще на 4%.
Для начала обозначим, какими шельфовыми активами располагает компания на данный момент. Во-первых, это Приразломное нефтяное месторождение. Сегодня это единственное шельфовое месторождение, на котором уже идет добыча ресурсов. Остальные пока находятся в стадии геологоразведочных работ. Среди них — Долгинское нефтяное месторождение неподалеку от Приразломного, а также Хейсовский, Северо-Врангелевский и Аяшский лицензионные участки.
Наиболее перспективный — Северо-Врангелевский ЛУ. Там, по оценкам, насчитывается свыше 22 млрд баррелей нефти. На втором месте Хейсовский ЛУ с 16 млрд баррелей. Оставшиеся два в общей сложности дадут менее десятка миллиардов баррелей.
Шельфовые проекты для компании особенно прочно связаны с инвестициями в отрасль. По собственным оценкам "Газпром нефти", в стоимости бурения одной нефтяной скважины на шельфе не менее 30 процентов затрат приходится на суда обеспечения!
Работы у них много — с их помощью ведется буксировка и заводка якорей морских буровых установок, идет доставка материалов, оборудования и персонала с берега на платформу и обратно. Да и вообще решается целых комплекс задач по обеспечению нормального рабочего процесса.
Это прямо говорит о том, что по мере ввода в эксплуатацию тех месторождений, которые пока находятся в резерве, потребность в новом флоте у "Газпром нефти" будет только нарастать.
Арктика открывает ворота
А теперь перейдем от планов и возможностей к сегодняшней реальности. Что касается материковых ресурсов, здесь "Газпром нефть" явно делает ставку на Новопортовское месторождение. Оно находится на полуострове Ямал. Это одно из крупнейших в мире нефтегазоконденсатных месторождений. При этом находится в крайне суровых по климату широтах, пустынных и труднодоступных.
Компания пробовала разные методы вывоза добытых энергоресурсов. Сначала грузили в цистерны и возили автотранспортом до ближайшей железнодорожной станции — Паюта, в 200 км от месторождения. Оказалось страшно неудобно и невыгодно — добраться до нее можно только по зимнику, при этом объем нефти, вывозимой за рейс, крайне мал.
"Газпром нефти" пришлось тянуть стокилометровый нефтепровод к побережью Обской губы — сначала одну ветку, а сейчас прокладывается уже вторая. Но там возникла своя сложность. Места очень проблемные для сооружения нормального портового терминала.
— Сложность здесь в том, что залив свободен ото льда менее 3 месяцев в году (а толщина крепкого пресноводного льда достигает 2,5 м), глубина же составляет не более 12 метров – этого недостаточно, чтобы загружать нефть в крупные морские танкеры прямо с берега, — поясняла пресс-служба компании.
Этот вопрос решился, благодаря строительству уникального нефтеналивного терминала "Ворота Арктики". Он относится к выносному типу, расположен в 3,5 километрах от берега. Нефтепровод проложен прямо к нему под водой, а танкеры могут подходить вплотную.
Но мало было протянуть нефтепровод и построить терминал. Дальше необходимо было сделать самое главное — обеспечить саму возможность вывоза углеводородов. Для этого компании понадобился целый флот танкеров с высоким ледовым классом. Шесть таких судов были построены в партнерстве с компанией "Совкомфлот". Они зарегистрированы под российским флагом, порт приписки – Санкт-Петербург. Финансирование строительства судов серии обеспечил Sberbank CIB. Как заявляет "Газпром нефть", это еще не финал — уже принято решение о продлении серии. В 2019 году компания рассчитывает получить седьмой танкер этого типа.
Мастер на все руки
Как пояснял в свое время заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер, у танкеров ледового класса Arc7 нет аналогов в России:
— Они имеют грузовместимость в два раза больше, чем те, которые эксплуатируются сейчас, спроектированы с учетом особенностей Обской губы, способны самостоятельно двигаться по проложенному ледоколом каналу. Это сокращает время кругового рейса и повышает эффективность всей схемы арктической логистики "Газпром нефти".
Для полноты картины надо упомянуть, что в число судов, которые компания привлекает к реализации этой схемы, входят еще пара танкеров ледового класса Arc5.
|
Фото ПАО "Газпром нефть" / ПАО "Газпром нефть" |
Теперь, что касается "Александра Санникова". В Обской губе температура периодически падает до минус 50 градусов по Цельсию, а вода промерзает до двух метров. Так что, какими бы могучими ни выглядели "Штурман Альбанов", "Штурман Овцын" и другие свежепостроенные для "Газпром нефти" танкера, без мощного ледокола все равно не обойтись.
|
Ледокол "Александр Санников" / Корабел.ру |
На "Санникова" будет возложен целый комплекс задач. Он будет обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии тот самый канал, по которому предстоит двигаться танкерам в Обской губе. Но мало того, ему еще предстоит быть задействованным на буксировочных и погрузочных операциях, бороться с возможными пожарами и разливами нефти. Словом, это будет такой мастер на все руки.
|
Вертолетная площадка ледокола "Александр Санников" / Корабел.ру |
Если нужны подробности о характеристиках судна и стоящем на нем оборудовании — внизу, под материалом будет ссылка на наш репортаж о спуске "Александра Санникова".
|
Ледокол "Александр Санников" / Корабел.ру |
А закончим мы эту статью хорошей новостью. Выборгский судостроительный завод уже вышел на финишную прямую в постройке еще одного ледокола того же проекта — "Андрея Вилькицкого". Как сообщил нашему корреспонденту генеральный директор завода Александр Соловьев, уже в октябре начнутся его ходовые испытания.
Материалы по теме:
Нарушитель ледокольных схем (о спуске на воду "Александра Санникова")
Ямал да удал (о порте Сабетта, проекте "Ямал СПГ" и танкере "Кристоф де Маржери")
Арктика ждет "Арктику" (о спуске на воду самого мощного в мире атомного ледокола "Арктика")
"Илья Муромец" – новый ледокол-снабженец с немецкими корнями (о спуске на воду дизель-электрического ледокола "Илья Муромец")