Одно из крупнейших судоремонтных предприятий на Верхней и Средней Волге — ООО «Городецкий СРЗ» — в последние шесть лет сделало мощный рывок в своем развитии. О том, каких результатов добился коллектив предприятия, нам рассказал руководитель предприятия, Николай Упирвицкий.
В октябре 2010 года Городецкому заводу исполнилось 70 лет. Сегодня предприятие размещается на двух промышленных площадках — машиностроительной и судоремонтной — общей площадью 26 га. Предприятие продолжает производство традиционной продукции – сменно-запасных частей к судовым двигателям, динамических насосов и - единственные в Европейской части России - стапельных тележек. Осуществляет производство конструкций и оборудования в области атомного машиностроения.
В настоящий момент система менеджмента качества завода соответствует ГОСТ Р ИСО 9001-2008, также ООО «ГСРЗ» сертифицирован регистром Ллойда на новое судостроение и включено в мировой регистр Ллойда. Предприятие имеет признание Морского, Речного Регистров РФ, международной системы International и включено в международный список IQNet.
Важнейшим событием в жизни завода стало строительство пассажирского колесного теплохода "Сура" - первой ласточки в обновлении речного круизного флота страны.
Флот на реке стремительно стареет и для продолжения эксплуатации требует все более серьезного подхода. Судоремонт является важной частью работы предприятия, но останавливаться на ремонте существующих судов нельзя. Закон о поддержке отечественного судостроения и судоходства долго ждали. С учетом тех льгот, которые он предусматривает, у российских судоходных компаний появилась реальная возможность строить флот на приемлемых финансовых условиях.
Сегодня мы ощущаем всплеск интереса со стороны желающих разместить у нас заказы на судостроение. Несмотря на то, что завод у нас судоремонтный, во времена развитого социализма предприятие осуществляло массовое строительство вспомогательного флота, поэтому опыт судостроения у Городецкого СРЗ имеется. Конечно, за последние 20 лет завод занимался судостроением крайне редко, выполняя разовые заказы. Соответственно технологические, конструкторские, проектные мощности предприятия устарели. Однако потенциал и желание строить флот у нас остались.
С учетом того, что в рамках судоремонта мы выполняем значительный объем работ по обстройке, навигации, электрике, есть уверенность в том, что сегодня мы вполне способны выполнять и судостроительные заказы. Весь вопрос в том, какую судостроительную программу диктует рынок. Дело в том, что крупные «игроки» — судовладельцы, способные заказать целую серию судов, предпочитают делать это на верфях, что само по себе привычнее и быстрее. Тем более, что судоремонтные заводы все равно так или иначе не смогут отказаться от выполнения межнавигационных ремонтов, иначе река тут же встанет. А верфь занимается судостроением круглогодично.
Поэтому для судоремонтных заводов интереснее привлечь более мелких заказчиков — тех, кому не по силам размещать заказы на строительство сразу десяти судов и более. Но подобным партнерам нужен теплоход для конкретных нужд, порой в единичном исполнении. Между тем, готовить проект и производить по нему один-два теплохода — просто убыточно.
Мы предлагаем базовые проекты судов, на основе которых с минимальной доработкой возможно построить разные типы теплоходов для конкретных заказчиков: и танкеры, и сухогрузы, и контейнеровозы. Для нас это будет серийное строительство. За базу мы берем уже реализованный нами проект химовоза, построенного для голландских заказчиков. Проектными решениями предусматривается его существенное удешевление, отказ от невостребованных в России технических решений и новшеств (например, рубки на лифтах). И вот такое предложение мы планируем представить потенциальным заказчикам.
Мы готовы принимать участие в конкурсах на строительство судов по госзаказу. Тем более, что на реализацию государственной программы судостроения до 2020 года выделяются значительные средства. Львиная доля, разумеется, предназначена для оборонного заказа, меньшая часть пойдет на производство судов гражданского назначения. Конечно, самый серьезный игрок на рынке — это ОСК с ее верфями и КБ. Но, думаю, места на рынке должно хватить всем.
Очевидно, что наше направление, с учетом размера слипа и возможностей спуско-подъемного устройства — это строительство достаточно больших судов. В производстве такого флота мы имеем определенные технические возможности, которые есть не у всех наших конкурентов.
Николай Евгеньевич, расскажите подробнее о материально-технической базе предприятия. Насколько она соответствует вашим планам?
После смены владельцев в 2006 году была принята серия мер по нормализации жизнедеятельности предприятия, находившегося в плачевном состоянии. Масла в огонь подлил финансовый кризис 2008—2010 гг., который нарушил всю стратегию развития завода.
Сегодня на Городецком СРЗ заменено морально устаревшее оборудование и приобретено новое: полуавтоматические и автоматические сварочные аппараты, автоматы машинно-плазменной резки «Кристалл», механообрабатывающее оборудование и др.
Мы расширили слип, создали еще одно стапельное место. Были проведены масштабные работы по восстановлению подводной части судоподъемного устройства. Работы по расширению слипа будут продолжаться.
Слип Городецкого СРЗ является одним из самых мощных и современных на Волге. Для производства ремонтных работ на нем можно разместить одновременно два строящихся судна длиной 135 метров каждое, а также 18 единиц грузовых теплоходов класса «Волга-Дон» и «Шестая пятилетка». Слип оборудован кранами грузоподъемностью 50 и 16 тонн, причальной стенкой с портальными кранами грузоподъемностью 16 и 27 тонн, док-кессоном. Поскольку одним из преимуществ завода является его природное расположение — в среднем бьефе, между двумя шлюзами – это позволяет избегать перепадов уровня воды при судоподъеме в любую погоду и любое время года.
Также в 2011-м на предприятии построен центральный инструментальный склад, образованы две современные окрасочные площадки и новый участок пескоструйной обработки. Всего за последние несколько лет в модернизацию и ремонт завода собственниками было вложено более полумиллиарда рублей.
Что ж, мощности завода однозначно становятся все современнее. Как обстоит дело с кадровым обеспечением?
Самая больная проблема, которую труднее всего решать, — это именно кадры. Несмотря на то, что в 2011 году мы создали более 100 новых рабочих мест, для того, чтобы их укомплектовать специалистами, через отдел кадров прошло порядка 500 человек. С одной стороны, это серьезная цифра, говорящая о желании людей работать на нашем предприятии. Но с другой стороны, вызывает немалую тревогу то, что требованиям производственной программы СРЗ удовлетворяют менее 25% претендентов.
К сожалению, вынуждены признать, что серьезной подготовки кадров по судоремонтным и судостроительным специальностям в Городце сейчас нет. Мы, со своей стороны, готовы содействовать созданию на базе Городецкого губернского колледжа ресурсного кадрового центра судостроителей, а также судоводителей, механиков — то есть кадров, связанных с рекой. Возможно, в будущем это даст позитивные сдвиги. Но в целом сегодня ситуация с кадровым обеспечением довольно тяжелая.
Однако, несмотря на все сложности, радует то, что завод молодеет. Средний возраст работников сегодня 40 лет, и это абсолютно нормально: на СРЗ есть старшее поколение специалистов, есть среднее и есть молодежь. То есть сегодня нам удалось восстановить кадровую преемственность, что на самом деле здорово. Ведь были времена, когда завод покинула сначала молодежь, потом среднее поколение, остались одни «аксакалы». Приходящие вновь молодые специалисты теряли связь с традициями производства, люди не перенимали опыта старших, не повышали свою квалификацию… Сегодня, к счастью, ситуацию удалось переломить.
Но ведь для того, чтобы привлечь на предприятие молодежь, нужно предложить ей конкурентоспособную зарплату, социальный пакет. Полагаю, на предприятии имеется и то, и другое?
Средняя зарплата на заводе по итогам 2011 года — 18900 рублей, что выше средней не только в Городецком районе, но и во всей Нижегородской области. При этом мы можем предложить индивидуальные условия оплаты труда ключевым специалистам, остро востребованным на предприятии.
Что касается социального пакета, то, безусловно, предприятие предлагает своим работникам не только ежегодный отпуск, «белую» зарплату, оплату больничных, но и компенсацию расходов на санаторное лечение, летний отдых детей… Мы пока не можем предоставлять людям квартиры, как это было в советские времена, но по другим направлениям социальной политики вполне в состоянии конкурировать с ведущими предприятиями области.
…К сожалению, сегодня существует среди молодежи расхожее мнение, что в мегаполисе жить проще и легче, поэтому многие стремятся в большой город. Но если подсчитать их затраты на поездки из Городца в Нижний Новгород и обратно или на аренду жилья, то станет очевидным, что те зарплаты, которые предлагают нижегородские работодатели, не так уж и велики.
Решение этой проблемы тесно переплетается с задачами развития районов области. Ведь если мы предоставим городчанам то же качество жизни, что и в мегаполисе, есть неплохие шансы, что и район начнет молодеть, и промышленные предприятия станут подкрепляться квалифицированными молодыми кадрами. Мы, со своей стороны, готовы всячески содействовать этому.
В первую очередь, наше предприятие исправно платит налоги – общая сумма налоговых отчислений в прошлом году превысила 100 млн. рублей. Кроме того, мы принимаем живейшее участие в организации многих районных мероприятий, наши сотрудники являются депутатами и земского собрания, и городской думы. Понятно, что завод и город сегодня неразделимы.
Каковы ваши планы на будущее? Что ждет предприятие в 2012 году?
Поскольку ушедший 2011 год был очень удачный для Городецкого СРЗ — объем производства по сравнению с 2010-м увеличился в 2,5 раза — год наступивший должен стать временем стабилизации. И хотя мы планируем 30-процентный рост, все же прекрасно понимаем, что невозможно бесконечно наращивать объемы производства (за последние два года мы их увеличили более чем в 4 раза!), на это никаких ресурсов не хватит. Необходимо закрепиться на «достигнутых рубежах» и в совершенстве овладеть ими. В этом смысле необходимо завершить контракт на производство клетей для госкорпорации «Росатом», вовремя закончить судоремонт.
Безусловно, в 2012-м мы продолжим программу техперевооружения, на мероприятия по модернизации производства заложены внушительные суммы. Будем продолжать расширять ассортиментную линейку машиностроительной площадки завода. Уже введены в производство два новых насоса и еще два – в стадии активной проработки, подготовлена конструкторская документация на 15 новых наименований сменно-запасных частей, а всего в этом году планируется освоить порядка 42 позиций СЗЧ.
Но самое главное, к чему мы стремимся, - это начать реализовывать на предприятии судостроительную программу. Для этого есть и желание, и ресурсы.
В настоящий момент система менеджмента качества завода соответствует ГОСТ Р ИСО 9001-2008, также ООО «ГСРЗ» сертифицирован регистром Ллойда на новое судостроение и включено в мировой регистр Ллойда. Предприятие имеет признание Морского, Речного Регистров РФ, международной системы International и включено в международный список IQNet.
Важнейшим событием в жизни завода стало строительство пассажирского колесного теплохода "Сура" - первой ласточки в обновлении речного круизного флота страны.
Флот на реке стремительно стареет и для продолжения эксплуатации требует все более серьезного подхода. Судоремонт является важной частью работы предприятия, но останавливаться на ремонте существующих судов нельзя. Закон о поддержке отечественного судостроения и судоходства долго ждали. С учетом тех льгот, которые он предусматривает, у российских судоходных компаний появилась реальная возможность строить флот на приемлемых финансовых условиях.
Сегодня мы ощущаем всплеск интереса со стороны желающих разместить у нас заказы на судостроение. Несмотря на то, что завод у нас судоремонтный, во времена развитого социализма предприятие осуществляло массовое строительство вспомогательного флота, поэтому опыт судостроения у Городецкого СРЗ имеется. Конечно, за последние 20 лет завод занимался судостроением крайне редко, выполняя разовые заказы. Соответственно технологические, конструкторские, проектные мощности предприятия устарели. Однако потенциал и желание строить флот у нас остались.
С учетом того, что в рамках судоремонта мы выполняем значительный объем работ по обстройке, навигации, электрике, есть уверенность в том, что сегодня мы вполне способны выполнять и судостроительные заказы. Весь вопрос в том, какую судостроительную программу диктует рынок. Дело в том, что крупные «игроки» — судовладельцы, способные заказать целую серию судов, предпочитают делать это на верфях, что само по себе привычнее и быстрее. Тем более, что судоремонтные заводы все равно так или иначе не смогут отказаться от выполнения межнавигационных ремонтов, иначе река тут же встанет. А верфь занимается судостроением круглогодично.
Поэтому для судоремонтных заводов интереснее привлечь более мелких заказчиков — тех, кому не по силам размещать заказы на строительство сразу десяти судов и более. Но подобным партнерам нужен теплоход для конкретных нужд, порой в единичном исполнении. Между тем, готовить проект и производить по нему один-два теплохода — просто убыточно.
Мы предлагаем базовые проекты судов, на основе которых с минимальной доработкой возможно построить разные типы теплоходов для конкретных заказчиков: и танкеры, и сухогрузы, и контейнеровозы. Для нас это будет серийное строительство. За базу мы берем уже реализованный нами проект химовоза, построенного для голландских заказчиков. Проектными решениями предусматривается его существенное удешевление, отказ от невостребованных в России технических решений и новшеств (например, рубки на лифтах). И вот такое предложение мы планируем представить потенциальным заказчикам.
Мы готовы принимать участие в конкурсах на строительство судов по госзаказу. Тем более, что на реализацию государственной программы судостроения до 2020 года выделяются значительные средства. Львиная доля, разумеется, предназначена для оборонного заказа, меньшая часть пойдет на производство судов гражданского назначения. Конечно, самый серьезный игрок на рынке — это ОСК с ее верфями и КБ. Но, думаю, места на рынке должно хватить всем.
Очевидно, что наше направление, с учетом размера слипа и возможностей спуско-подъемного устройства — это строительство достаточно больших судов. В производстве такого флота мы имеем определенные технические возможности, которые есть не у всех наших конкурентов.
Николай Евгеньевич, расскажите подробнее о материально-технической базе предприятия. Насколько она соответствует вашим планам?
После смены владельцев в 2006 году была принята серия мер по нормализации жизнедеятельности предприятия, находившегося в плачевном состоянии. Масла в огонь подлил финансовый кризис 2008—2010 гг., который нарушил всю стратегию развития завода.
Сегодня на Городецком СРЗ заменено морально устаревшее оборудование и приобретено новое: полуавтоматические и автоматические сварочные аппараты, автоматы машинно-плазменной резки «Кристалл», механообрабатывающее оборудование и др.
Мы расширили слип, создали еще одно стапельное место. Были проведены масштабные работы по восстановлению подводной части судоподъемного устройства. Работы по расширению слипа будут продолжаться.
Слип Городецкого СРЗ является одним из самых мощных и современных на Волге. Для производства ремонтных работ на нем можно разместить одновременно два строящихся судна длиной 135 метров каждое, а также 18 единиц грузовых теплоходов класса «Волга-Дон» и «Шестая пятилетка». Слип оборудован кранами грузоподъемностью 50 и 16 тонн, причальной стенкой с портальными кранами грузоподъемностью 16 и 27 тонн, док-кессоном. Поскольку одним из преимуществ завода является его природное расположение — в среднем бьефе, между двумя шлюзами – это позволяет избегать перепадов уровня воды при судоподъеме в любую погоду и любое время года.
Также в 2011-м на предприятии построен центральный инструментальный склад, образованы две современные окрасочные площадки и новый участок пескоструйной обработки. Всего за последние несколько лет в модернизацию и ремонт завода собственниками было вложено более полумиллиарда рублей.
Что ж, мощности завода однозначно становятся все современнее. Как обстоит дело с кадровым обеспечением?
Самая больная проблема, которую труднее всего решать, — это именно кадры. Несмотря на то, что в 2011 году мы создали более 100 новых рабочих мест, для того, чтобы их укомплектовать специалистами, через отдел кадров прошло порядка 500 человек. С одной стороны, это серьезная цифра, говорящая о желании людей работать на нашем предприятии. Но с другой стороны, вызывает немалую тревогу то, что требованиям производственной программы СРЗ удовлетворяют менее 25% претендентов.
К сожалению, вынуждены признать, что серьезной подготовки кадров по судоремонтным и судостроительным специальностям в Городце сейчас нет. Мы, со своей стороны, готовы содействовать созданию на базе Городецкого губернского колледжа ресурсного кадрового центра судостроителей, а также судоводителей, механиков — то есть кадров, связанных с рекой. Возможно, в будущем это даст позитивные сдвиги. Но в целом сегодня ситуация с кадровым обеспечением довольно тяжелая.
Однако, несмотря на все сложности, радует то, что завод молодеет. Средний возраст работников сегодня 40 лет, и это абсолютно нормально: на СРЗ есть старшее поколение специалистов, есть среднее и есть молодежь. То есть сегодня нам удалось восстановить кадровую преемственность, что на самом деле здорово. Ведь были времена, когда завод покинула сначала молодежь, потом среднее поколение, остались одни «аксакалы». Приходящие вновь молодые специалисты теряли связь с традициями производства, люди не перенимали опыта старших, не повышали свою квалификацию… Сегодня, к счастью, ситуацию удалось переломить.
Но ведь для того, чтобы привлечь на предприятие молодежь, нужно предложить ей конкурентоспособную зарплату, социальный пакет. Полагаю, на предприятии имеется и то, и другое?
Средняя зарплата на заводе по итогам 2011 года — 18900 рублей, что выше средней не только в Городецком районе, но и во всей Нижегородской области. При этом мы можем предложить индивидуальные условия оплаты труда ключевым специалистам, остро востребованным на предприятии.
Что касается социального пакета, то, безусловно, предприятие предлагает своим работникам не только ежегодный отпуск, «белую» зарплату, оплату больничных, но и компенсацию расходов на санаторное лечение, летний отдых детей… Мы пока не можем предоставлять людям квартиры, как это было в советские времена, но по другим направлениям социальной политики вполне в состоянии конкурировать с ведущими предприятиями области.
…К сожалению, сегодня существует среди молодежи расхожее мнение, что в мегаполисе жить проще и легче, поэтому многие стремятся в большой город. Но если подсчитать их затраты на поездки из Городца в Нижний Новгород и обратно или на аренду жилья, то станет очевидным, что те зарплаты, которые предлагают нижегородские работодатели, не так уж и велики.
Решение этой проблемы тесно переплетается с задачами развития районов области. Ведь если мы предоставим городчанам то же качество жизни, что и в мегаполисе, есть неплохие шансы, что и район начнет молодеть, и промышленные предприятия станут подкрепляться квалифицированными молодыми кадрами. Мы, со своей стороны, готовы всячески содействовать этому.
В первую очередь, наше предприятие исправно платит налоги – общая сумма налоговых отчислений в прошлом году превысила 100 млн. рублей. Кроме того, мы принимаем живейшее участие в организации многих районных мероприятий, наши сотрудники являются депутатами и земского собрания, и городской думы. Понятно, что завод и город сегодня неразделимы.
Каковы ваши планы на будущее? Что ждет предприятие в 2012 году?
Поскольку ушедший 2011 год был очень удачный для Городецкого СРЗ — объем производства по сравнению с 2010-м увеличился в 2,5 раза — год наступивший должен стать временем стабилизации. И хотя мы планируем 30-процентный рост, все же прекрасно понимаем, что невозможно бесконечно наращивать объемы производства (за последние два года мы их увеличили более чем в 4 раза!), на это никаких ресурсов не хватит. Необходимо закрепиться на «достигнутых рубежах» и в совершенстве овладеть ими. В этом смысле необходимо завершить контракт на производство клетей для госкорпорации «Росатом», вовремя закончить судоремонт.
Безусловно, в 2012-м мы продолжим программу техперевооружения, на мероприятия по модернизации производства заложены внушительные суммы. Будем продолжать расширять ассортиментную линейку машиностроительной площадки завода. Уже введены в производство два новых насоса и еще два – в стадии активной проработки, подготовлена конструкторская документация на 15 новых наименований сменно-запасных частей, а всего в этом году планируется освоить порядка 42 позиций СЗЧ.
Но самое главное, к чему мы стремимся, - это начать реализовывать на предприятии судостроительную программу. Для этого есть и желание, и ресурсы.