Разбирая материалы с минувшей Международной выставки гражданского судостроения "Нева-2017", мы рассортировали ряд бесед с представителями разных компаний, проведенных на их стендах в "Экспофоруме". Часть из них — полноценные интервью, которые обязательно будут опубликованы в течение ближайших недель. Еще часть — уже и так получили освещение в нашей онлайн-хронике в ходе самой выставки. Но есть несколько мини-интервью, своего рода блицы, которые никуда не вошли, но тем не менее хорошо отражают атмосферу выставки. Предлагаем нашим читателям познакомиться с ними и слегка поностальгировать о прошедшей "Неве".
Стенд проектно-конструкторского бюро Technolog services (Гамбург, Германия)
Станислав Стрелка, инженер-конструктор
— Чем вам интересен российский рынок?
— Российский рынок имеет очень большой потенциал. Наше проектное бюро занимается разработкой различных видов судов, и, в частности, мы имеем большой опыт проектирования судов, работающих на СПГ. У России газа много, а фирм, которые могут реализовать проекты СПГ-судов, к сожалению, весьма мало либо они вообще отсутствуют. Поэтому потенциально мы можем стать хорошим партнером для завода или какого-нибудь КБ и поддержать их реализацию этой программы.
Корабел.ру |
— На какие акватории и типы судов ориентируетесь?
— Любые акватории и любые суда типа "река-море" или неограниченного района плавания. Это может быть офшорное судно, небольшой сухогруз, научно-исследовательское судно или судно полярного класса.
— Уже что-то проектировали для российских компаний?
— Пока нет. Мы пытаемся наладить контакты, пытаемся войти в этот рынок, но пока испытываем определенные проблемы. Конкретных приоритетов по клиентам не имеем, никому не предъявляем какие-то особые требования, открыты для всех.
— С Российским регистром как вы выстраиваете отношения?
— Мы косвенно выполняли один проект для России и пересекались с Российским регистром. Не плотно, конечно, потому что не являлись проектантом перед самим заказчиком. Мы были своего рода посредниками, но все-таки учитывали требования Российского регистра.
— На мировом рынке у вашей компании какой опыт?
— Мы работаем по всему миру. У нас клиенты и в Голландии, и в Норвегии, работаем интенсивно с Китаем, много клиентов и в самой Германии. Недавно подписали контракты на разработку скоростных патрульных судов для немецкой таможни. Они тоже будут работать на СПГ.
Корабел.ру |
— А почему вы взяли курс именно на суда, работающие на СПГ?
— Потому что это мировая тенденция. Требования по выбросу постоянно ужесточаются, и в 2020 году будут введены новые нормы. Уже существуют районы по контролю выброса окиси серы, окиси азота. СПГ — это один из наиболее перспективных методов удовлетворения этим жестким требованиям по выбросу.
— Нынешняя геополитическая напряженность между Европой и Россией как-то на вас отражается?
— Никак.
Стенд компании "Флагман"
Андрей Бровкин, заместитель генерального директора
— С какими клиентами вы работаете?
— В рамках судостроительного направления это, в основном, заводы, верфи. Мы производим достроечные работы на судах, то есть по сути ведем отделку жилых и служебных помещений, ставим двери, люки, иллюминаторы, занимаемся изготовлением, поставкой и установкой мебели.
— В чем ваше преимущество по сравнению с другими производителями и поставщиками судовой мебели?
— Наше преимущество — мобильность. У нас самые короткие сроки из всех поставщиков, потому что все отработано. У нас бригады по всей стране находится — и в Астрахани, и на Дальнем Востоке, и в Мурманске. В любое место, где нужно установить мебель, оперативно подъезжает бригада, снимает размеры, передает в конструкторский отдел. А дальше — дело техники.
— Можете привести примеры проектов, на которые ставили мебель?
— Скоростное судно проекта А-45 для Хабаровска, судно на воздушной подушке СВП-50 проекта 12270М, ледостойкая стационарная платформа ЛСП-1, которая строится в Астрахани. С "Кораллом" работаем, с "Алмазом", с "Агат дизайн бюро".
Корабел.ру |
— Если в целом говорить о рынке судовой мебели, то какие тенденции в последнее время намечаются? Куда все это движется, в сторону модульности?
— Я бы не сказал. К модульности все давно идут, но честно говоря не очень получается. Первая причина — каждый проектант работает под себя, со своим конструктором, который прописывает именно свое видение. Это большая проблема. Вторая причина — сейчас проектные организации уже не занимаются внутренней достройкой, они делают только очертания в железе и все. Это ускоряет и удешевляет процесс. А потом те компании, которые занимаются достроечными работами, уже сами все дорабатывают — все конструкторские решения, все согласования с Регистром и надзорными органами. Третья причина — просто не хватает технологов. Они пропали, а без них ничего не складывается. Есть конструктор, есть исполнитель, а промежуточного звена нет.
— То есть, получается, мы, наоборот, от стандартизации уходим к более конкретным требованиям на каждый проект?
— Да, именно так. В принципе, надо потихоньку возвращаться к политике работы, которая была раньше, в СССР.
Стенд компании "Геоматика"
Дмитрий Столяренко, технический директор
— Какими направлениями занимается ваша компания на рынке?
— Мы занимаемся в основном оборудованием и системами для гидрографических съемок. Работаем с 1996 года.
— Вы привезли на "Неву" новые разработки?
— Да, привезли именно новинки, потому что рассматриваем "Неву" как лучшую площадку для маркетинговых исследований. Здесь можно определить, будет воспринята рынком новинка или нет, поскольку здесь рекордное количество профессионалов.
Корабел.ру |
— Какие конкретно новинки на этот раз вы привезли?
— Мы привезли систему для комбинированных съемок: многолучевой эхолот и лазерный сканер, многоканальный лидар. Эта система представлена как отдельно, так и в полном исполнении — на носителе. Носитель — это автономный беспилотный аппарат для внутренних водоемов. Благодаря установленному на борту этого беспилотного аппарата лидару мы достигаем пятисантиметровой точности привязки при прохождении по рекам, под мостами, даже там, где не проходит GPS-сигнал.
— Какие клиенты могут его использовать?
— Например, "Канал имени Москвы". И мы уже с ними контактируем. Они подходили к нам здесь, на выставке, посмотрели, заинтересовались.
— Этот образец еще не запущен в производство?
— Он на стадии опытного образца. Запускать планируем в следующий полевой сезон, то есть в марте будущего года.
— Сколько он примерно может стоить?
— Мы пытаемся сделать для входа на этот рынок конфигурацию начального уровня, поэтому цены будут очень приемлемые. Можно даже приобрести не всю систему, а только ее элементы. Например, многолучевой эхолот, который мы сейчас выставляем в том числе и отдельно, имеет специальную выставочную цену в 1 млн 395 тыс. Дешевле многолучевой эхолот купить нельзя. На полную систему цену пока назвать не могу, она будет определена к марту. Но заранее гарантирую, что для российского рынка это будет вполне доступно.
Корабел.ру |
— Комплектующие отечественные или зарубежные?
— Мы компания-интегратор, берем комплектующие с мирового рынка, поэтому выбираем те элементы, которые отвечают нашей цели создать привлекательный продукт. Цели ограничиваться только комплектующими с российского рынка нет.
— Это понятно. Но в целом, если в процентах, каков уровень импортных составляющих?
— В настоящее время уровень импортных составляющих — около 70%.
— Планируется понижать его?
— Как раз эта выставка для нас является той площадкой, где мы выбираем отечественные комплектующие. Надеемся найти здесь достойных поставщиков отечественного оборудования для нашей интегрированной системы.
Стенд города Севастополя
Алексей Мединский, заместитель генерального директора компании "Popilov Yachts"
— У вас оригинальный стенд: не завод или предприятие, а целый город!
— На самом деле здесь представлен целый ряд предприятий. Под эгидой департамента экономики города Севастополя на выставку "Нева-2017" приехали компания "Морское приборостроение", компания "Уранис-радиосистемы", компания "Муссон-Морсвязь-Сервис", компания "Техфлот", Севастопольский морской завод, который входит в Объединенную судостроительную корпорацию, "Севмормаш-2М", компания "Popilov Yachts" , ЦКБ "Коралл" и центральное конструкторское бюро "Черноморец". Севастопольский государственный университет участвует здесь заочно.
— Вы приехали рассказать просто о том, что есть такие заводы, или что-то привезли, какие-то новинки, проекты?
— Компании привезли свои проекты. Наш стенд посещают поставщики морского оборудования, строительного оборудования, яхтенного оборудования. У компании "Popilov Yachts", которую я представляю, на сегодняшний день, например, проведено уже с десяток конкретных переговоров с поставщиками. Мы набрали целый чемодан полиграфии, который повезем обратно в Севастополь.
— То есть на выходе вы ожидаете уже реальный контракт?
— Они уже есть, реальные контракты, нам нужно только вернуться в город, в офис, добраться до компьютеров и уже работать по этим контрактам.
Корабел.ру |
— Ваша компания занимается строительством яхт?
— Да, мы частная компания, строим большие, двадцатиметровые стальные водоизмещающие яхты.
— Какую поддержку вам оказал город в подготовке к "Неве-2017"?
— Город оказал нам полную поддержку — собрал нас, застроил стенд за свои деньги и пригласил нас сюда на выставку. По большому счету мы потратили деньги только на перелет сотрудников, проживание в гостинице и питание.
— Чем для вас интересна именно эта выставка?
— На данной выставке очень удобно, что поставщики комплектации для яхт консолидированы в двух павильонах. Причем не мы к ним подходим, а они сами ищут контакты с нами. Люди видят компанию на стенде и начинают предлагать. Вот сейчас было два очень интересных предложения по неметаллическим топливным цистернам — пластиковым, из композитных материалов. Мы о таких просто не знали, даже не прорабатывали этот вопрос. Полчаса переговоров — и мы договорились встретиться у нас, уже обсуждать конкретику.
— Как в целом ситуация с судостроением в Севастополе?
— В регион вкладываются большие деньги, в том числе бюджетные, идут государственные заказы, создаются рабочие места. Вот недавно в новостях была информация о том, что Севастополь хотят сделать базой по обслуживанию военного флота. То есть строительство судов и судоремонт развиваются.
Беседовал Ренарт Фасхутдинов