27-28 февраля 2014 года в Санкт-Петербурге состоялся V международный форум «Экология». Мероприятие открывало российскую часть международного проекта «Год Финского залива — 2014», в котором также принимают участие Финляндия и Эстония.
Финский залив уже не в первый раз становится темой для научно-технического сотрудничества ученых и специалистов трех стран. Зародилось оно еще в 1955 году, тогда на уровне СССР и Финляндии, а в 1968 году было продолжено уже между городами — Ленинградом, Таллинном и Хельсинки. Первый тематический «Год Финского залива» состоялся в 1996 году, в его рамках был выполнен целый комплекс исследовательских работ, которые и определили самые необходимые меры для улучшения состояния водоема.
Теперь, как обещает менеджер «Года Финского залива — 2014» Кай Мюрберг, программа тех исследований будет повторена, но в более широком формате. Специалисты проанализируют изменения, произошедшие за последние два десятилетия, чтобы определить, насколько эффективными оказались меры по охране окружающей среды, а также выработают новую стратегию действий.
Андрес Талиярв (канцлер Министерства окружающей среды Эстонской республики): «Тогда, в 1996 году, в центре внимания была оценка экологических рисков и прогнозирование опасностей загрязнения Финского залива. С тех пор руководство трех стран инвестировали много средств в охрану залива. Особенное внимание было уделено очистке бытовых и сточных вод, а также вопросам захоронений опасных отходов. Эстония за последние 10 лет направила более 600 млн евро на изучение состояния и очистку вод Финского залива и на ликвидацию хранилищ опасных отходов, в том числе одного из самых крупных в Европе близ города Силламяэ».
Но темой охраны только Финского залива повестка форума не ограничивалась. Обсуждалось состояние и других крупных водоемов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Онежского и Ладожского озер, реки Нева, ее больших и малых притоков.
На Ладожском озере закрытие Приозерского ЦБК, совершенствование технологических процессов на Волховском алюминиевом заводе и глобально общее снижение антропогенной нагрузки существенно повлияло на чистоту воды. Тем не менее, в отдельных губах и заливах наблюдаются и негативные моменты, связанные с поступлением сточных вод с главных притоков озера — рек Волхов, Свирь и Вуокса.
Качество вод в Неве остается на прежнем уровне - «загрязненные». Однако в 2012 году наиболее существенно снизилась загрязненность речных вод на участке Невы ниже впадения реки Мга, которые стали оцениваться как «слабо загрязненные». Аналогичные изменения, по сравнению с 2006 годом, произошли и на участке ниже впадения река Славянка.
Мурашко Иван Иванович (начальник отдела мониторинга окружающей среды комитета по природным ресурсам Ленинградской области): «Зонами повышенного экологического риска восточной части Финского залива являются прибрежные территории, где в последние годы ведется активное строительство. Кроме того, на качество воды в заливе влияет и увеличение гидротехнических работ. Так, в Выборгском заливе, Лужской губе продолжается строительство и модернизация портовых комплексов. Осуществляется строительство новой Ленинградской атомной станции в Сосновом Бору. В Невской губе у юго-западного берега Васильевского острова продолжается намыв новой территории под строительство Морского пассажирского терминала, а в Южных воротах Невской губы в районе поселка Бронка ведется строительство морского перегрузочного комплекса».
Ежегодно по Балтийскому морю перевозится до 170 млн тонн нефти и нефтепродуктов, при этом ежедневно в море курсирует около 2000 судов. В акватории Финского залива функционируют несколько крупных нефтяных терминалов. Отсюда высок риск разлива нефтепродуктов, а в совокупности с небольшой глубиной водоема любая внештатная ситуация может обернуться катастрофой. Поэтому финские и эстонские представители уделяли особое внимание возможным угрозам нефтеразливов.
Что касается статистики по Санкт-Петербургу, то в 2013 году экологическая аварийная служба СПбГУП «ПИЛАРН» на реке Нева и водоемах Санкт-Петербурга ликвидировала 189 нефтеразливов различного характера. При этом на судоходной акватории собрано около 37250 кг нефтеводяной смеси, на обособленных водных объектах города - 4500 кг. А в 2012 году зафиксировано 47 разливов, 17150 кг и 2500 кг нефтеводяной смеси соответственно. Как показывают данные комитета – за последние 10 лет эти цифры только возрастают.
Источники загрязнения нефтепродуктами реки Нева по большей части находятся вдоль притоков: на реках Ижора, Славянка, Охта. На предприятиях, расположенных у берегов этих рек, нередко обнаруживаются нарушения природоохранного законодательства.
В числе, потенциальных загрязнителей Невы находятся суда, которые ожидают проводки в районе Большого Обуховского моста и Рыбацкого.
Кроме того, на Малой Неве и истоке реки Смоленка бункеруются теплоходы типа «Метеор». Как отмечает в своем докладе городской комитет по природопользованию, систематически после таких дозаправок на акватории реки появляются нефтяные разводы. Сами бункеровщики заправляются у необорудованных причалов с автоцистерн, что является недопустимым.
Всего за навигацию объем бункеровки судов достигает 100 тыс. тонн нефтепродуктов. Поэтому для снижения риска загрязнения Невы нефтепродуктами в районе Смоленки существует необходимость создания специальной базы, которая бы обеспечила оперативное предотвращение нефтеразливов.
Сейчас в городе насчитывается около 60 тыс. маломерных судов, и в период навигации они используют около 10 тыс. тонн топлива. Печальная статистика говорит, что порядка 1,5% нефтепродуктов от этого объема ежегодно попадает в акватории рек Санкт-Петербурга. К сожалению, слив отходов с маломерных судов никем не контролируется, поэтому значительная часть льяльных вод также попадает в водные объекты.
В Ленинградской области, как заявляет областной комитет государственного контроля природопользования, в 2012-2013 году обращений по фактам нефтеразливов в водные объекты не поступало. Соответственно, не проводились и проверки. И хотя в районе впадения реки Ижоры в Неву также стоят на рейде суда, производятся бункеровочные операции, комитет нарушений не отметил.
По данным Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному ФО в 2013 году, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось количество обращений о наличии нефтяной пленки на водных объектах города. Большая часть подобных случаев фиксируются в весенне-летний период, когда на реках и каналах идет активная навигация.
Наиболее проблемным местом в процедуре «расследования дела», с точки зрения государственного экологического надзора, является установление лица, виновного в сбросе нефтепродуктов с судов.
В 2014 году Росприроднадзор совместно с Северо-Западной транспортной прокуратурой и с городским линейным отделом МВД России на водном транспорте планирует ряд совместных проверок судов, работающих на реках и каналах. Целью мероприятий станет предотвращение нарушений природоохранного законодательства. Сейчас ведется разработка плана взаимодействия между всеми ответственными госструктурами, прежде всего по оперативному обмену поступающей информации о загрязнениях.
Однако, Росприроднадзор отмечает, что степень негативного воздействия при нефтеразливах с судов незначительна, потому как объем поступающих нефтепродуктов в воду не такой большой. Более масштабные факты загрязнения рек и каналов фиксируются при аварийных ситуациях на трубопроводах (чаще всего при незаконных врезках), или в случаях, когда нефтепродукты сбрасываются промышленными предприятиями в составе сточных вод.
Например, в 2013 году из-за криминальных врезок на объектах ООО «Балттранснефтепродукт», которые явились причинами загрязнения рек Харвази и Тигода, к нарушителю были применены административные меры и наложены штрафные санкции.
В ситуациях незаконных врезок виновный в обязательном порядке по требованию Росприроднадзора проводит работы по устранению последствий нефтеразлива. А эквивалентные денежные суммы там получаются существенные. Так, затраты ООО «Балттранснефтепродукт» на ликвидацию загрязнения реки Харвази составили более 16 млн руб.
Второй инцидент произошел на территории Правобережной ТЭЦ-5 филиала ОАО «ТГК-1», где в результате разгерметизации трубопровода, нефтепродукты попали в ручей Безымянный. По результатам административного расследования ОАО «ТГК-1» было привлечено к административной ответственности. Сумму ущерба оценили в 1,693 млн руб.
Что касается Финского залива, то в 2013 году отделом надзора на море Росприроднадзора зафиксирован один случай разлива нефтепродуктов с судна, который произошел в морском канале. Причиной происшествия стало неплотное закрытие клапана топливной системы. Судами аварийно-спасательного формирования была проведена уборка загрязнений, а нарушитель привлечен к административной ответственности.
В 2012 году государственными инспекторами Росприроднадзора было зафиксировано три разлива нефтепродуктов.
Но, как и в прошлом году, основная причина разливов нефтепродуктов в водные объекты связана с так называемым «человеческим фактором».
Согласно отчета Росрыболовства «Итоги деятельности Федерального агенства по рыболовству в 2012 году и задачи на 2013 год», опубликованного на сайте ведомства, сказано, что в Балтийском море в 2012 году добыто (выловлено) 46,7 тыс. тонн рыбных ресурсов (124,6 % к уровню 2011 года), в том числе шпрота - 24,4 тыс. тонн (130,6 %), сельди балтийской -12,9 тыс. тонн (155,2 %); трески - 3,8 тыс. тонн (76,9 %). Но, несмотря на увеличение объемов вылова рыбных ресурсов, в водоемах Северо-Запада, в том числе в Финском заливе, Ладожском и Псковско-Чудском озерах, по результатам патологоанатомических исследований отмечен достаточно высокий уровень загрязнения среды обитания рыб, что проявляется в развитии патологических процессов, вызванных токсикозом. Иначе говоря, рыба становится вредной для человека.
Бьют тревогу биологи и по факту стремительного сокращения корюшки, уловы которой за 30 лет снизились почти в 6 раз. Кроме того, она изменилась в размерах - с 70-х годов корюшка похудела на 18 граммов, что для такой небольшой рыбы довольно существенно.
На фоне исчезновения одних видов рыб, специалисты наблюдают появление у российских берегов залива видов, не характерных для северных широт, которые прибывают к нам, путешествуя в балластных водах танкеров. При этом они хорошо адаптируются в новых условиях. На предотвращение подобного «незаконного» переселения направлена конвенция ХЕЛКОМ по балластным водам. Однозначного мнения у судовладельцев относительно требования оснащения судов специальными системами обеззараживания балластных вод нет. Но если раньше противники качестве аргумента выдвигали отсутствие технических возможностей, то, как показала последняя выставка «НЕВА-2013», рынок сейчас заполнен данными системами: от европейских грандов «Wartsila» и «Alfa Laval» до корейских или китайских производителей.
Вадим Тюльпанов (Руководитель проекта «Санкт-Петербург — морская столица России»): «Попечителями «Года Финского залива» являются главы всех трех государств, что показывает приоритет темы охраны окружающей среды в наших странах. Итогом годовой работы должна стать выработка четкого плана по совершенствованию экосистемы Финского залива, который затем войдет в декларацию действий до 2021 года.
В первую очередь предполагаются серьезный мониторинг среды. Например, ОАО «Севморгео» проведет ряд исследований в акватории Финского залива, касающиеся концентрации вредных веществ в донных отложениях, биоразнообразия и рыбных ресурсов. Работы будут проводиться совместно с профильными научно-исследовательскими институтами, включая «Северо-Западный УГМС», ГОСНИОРХ, Зоологический институт и другими.
Помимо научной части, предполагается очень важный блок работ — экологическое просвещение. Лето 2014 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области пройдет под девизом «Я люблю Финский залив». В городе пройдет множество акций с привлечением крупнейших общественных и молодежных организаций».
Отдельным пунктом в ряде целей «Года Финского залива» стоит укрепление сотрудничества между Россией, Финляндией и Эстонией. Совместные исследования, обмен данными, международные социальные мероприятия помогут в решении общих проблем и прогнозировании возможных чрезвычайных происшествий.
Сергей Петрович (Заместитель директора Второго Европейского департамента МИД РФ): «Охрана окружающей среды — это та область международных отношений, где нет и не может быть альтернативы сотрудничеству. Задачи эти уже давно перестали быть прерогативой только национальных властей. И регион Балтийского моря не являются исключением».
Хозяйственная деятельность на Балтийское море, и соответственно в Финском заливе, только активизируется. В ближайшем будущем нас ждет увеличение грузопотоков водным путем, масштабное строительство на прибрежных зонах, для которого потребуется активизация добычи песка со дна залива. Кроме того, Балтику без преувеличения можно назвать одним из крупнейших портовых районов мира. В 2013 году объем перевалки грузов через порты этого региона составил 215,8 млн тонн. По сравнению с прошлым годом, наибольший прирост был у порта Усть-Луга — 62,7 млн тонн, что составляет +33,8% к 2012 году.
В этой связи, примечательна одна фраза, которую произнес Михаил Слипенчук: «Нам надо поменять ментальное отношение к воде, научиться ее ценить». В пример ставились наши соседи из той же Эстонии и Финляндии, как там относятся к природным ресурсам, и особенно водным. Потому, что какие бы законодательные проекты не принимались на высшем уровне, какие бы программы не выполнялись, без инициативы граждан ни один из них реализовать не получиться. Ведь чистота водоема начинается с отдельного гражданина. Если он не будет кидать туда мусор и окурки, то в масштабах судовладельца — это не сливать в реку нефтесодержащие воды. А там и до хваленой чистоты, «как в Европе» недалеко.
Теперь, как обещает менеджер «Года Финского залива — 2014» Кай Мюрберг, программа тех исследований будет повторена, но в более широком формате. Специалисты проанализируют изменения, произошедшие за последние два десятилетия, чтобы определить, насколько эффективными оказались меры по охране окружающей среды, а также выработают новую стратегию действий.
Андрес Талиярв (канцлер Министерства окружающей среды Эстонской республики): «Тогда, в 1996 году, в центре внимания была оценка экологических рисков и прогнозирование опасностей загрязнения Финского залива. С тех пор руководство трех стран инвестировали много средств в охрану залива. Особенное внимание было уделено очистке бытовых и сточных вод, а также вопросам захоронений опасных отходов. Эстония за последние 10 лет направила более 600 млн евро на изучение состояния и очистку вод Финского залива и на ликвидацию хранилищ опасных отходов, в том числе одного из самых крупных в Европе близ города Силламяэ».
Но темой охраны только Финского залива повестка форума не ограничивалась. Обсуждалось состояние и других крупных водоемов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Онежского и Ладожского озер, реки Нева, ее больших и малых притоков.
На Ладожском озере закрытие Приозерского ЦБК, совершенствование технологических процессов на Волховском алюминиевом заводе и глобально общее снижение антропогенной нагрузки существенно повлияло на чистоту воды. Тем не менее, в отдельных губах и заливах наблюдаются и негативные моменты, связанные с поступлением сточных вод с главных притоков озера — рек Волхов, Свирь и Вуокса.
Качество вод в Неве остается на прежнем уровне - «загрязненные». Однако в 2012 году наиболее существенно снизилась загрязненность речных вод на участке Невы ниже впадения реки Мга, которые стали оцениваться как «слабо загрязненные». Аналогичные изменения, по сравнению с 2006 годом, произошли и на участке ниже впадения река Славянка.
Мурашко Иван Иванович (начальник отдела мониторинга окружающей среды комитета по природным ресурсам Ленинградской области): «Зонами повышенного экологического риска восточной части Финского залива являются прибрежные территории, где в последние годы ведется активное строительство. Кроме того, на качество воды в заливе влияет и увеличение гидротехнических работ. Так, в Выборгском заливе, Лужской губе продолжается строительство и модернизация портовых комплексов. Осуществляется строительство новой Ленинградской атомной станции в Сосновом Бору. В Невской губе у юго-западного берега Васильевского острова продолжается намыв новой территории под строительство Морского пассажирского терминала, а в Южных воротах Невской губы в районе поселка Бронка ведется строительство морского перегрузочного комплекса».
Нефтеразливы в зоне особого контроля
Ежегодно по Балтийскому морю перевозится до 170 млн тонн нефти и нефтепродуктов, при этом ежедневно в море курсирует около 2000 судов. В акватории Финского залива функционируют несколько крупных нефтяных терминалов. Отсюда высок риск разлива нефтепродуктов, а в совокупности с небольшой глубиной водоема любая внештатная ситуация может обернуться катастрофой. Поэтому финские и эстонские представители уделяли особое внимание возможным угрозам нефтеразливов.
Что касается статистики по Санкт-Петербургу, то в 2013 году экологическая аварийная служба СПбГУП «ПИЛАРН» на реке Нева и водоемах Санкт-Петербурга ликвидировала 189 нефтеразливов различного характера. При этом на судоходной акватории собрано около 37250 кг нефтеводяной смеси, на обособленных водных объектах города - 4500 кг. А в 2012 году зафиксировано 47 разливов, 17150 кг и 2500 кг нефтеводяной смеси соответственно. Как показывают данные комитета – за последние 10 лет эти цифры только возрастают.
Источники загрязнения нефтепродуктами реки Нева по большей части находятся вдоль притоков: на реках Ижора, Славянка, Охта. На предприятиях, расположенных у берегов этих рек, нередко обнаруживаются нарушения природоохранного законодательства.
В числе, потенциальных загрязнителей Невы находятся суда, которые ожидают проводки в районе Большого Обуховского моста и Рыбацкого.
Кроме того, на Малой Неве и истоке реки Смоленка бункеруются теплоходы типа «Метеор». Как отмечает в своем докладе городской комитет по природопользованию, систематически после таких дозаправок на акватории реки появляются нефтяные разводы. Сами бункеровщики заправляются у необорудованных причалов с автоцистерн, что является недопустимым.
Всего за навигацию объем бункеровки судов достигает 100 тыс. тонн нефтепродуктов. Поэтому для снижения риска загрязнения Невы нефтепродуктами в районе Смоленки существует необходимость создания специальной базы, которая бы обеспечила оперативное предотвращение нефтеразливов.
Москва-125. Санкт-Петербург / www.korabel.ru |
В Ленинградской области, как заявляет областной комитет государственного контроля природопользования, в 2012-2013 году обращений по фактам нефтеразливов в водные объекты не поступало. Соответственно, не проводились и проверки. И хотя в районе впадения реки Ижоры в Неву также стоят на рейде суда, производятся бункеровочные операции, комитет нарушений не отметил.
Кто виноват?
По данным Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному ФО в 2013 году, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось количество обращений о наличии нефтяной пленки на водных объектах города. Большая часть подобных случаев фиксируются в весенне-летний период, когда на реках и каналах идет активная навигация.
Наиболее проблемным местом в процедуре «расследования дела», с точки зрения государственного экологического надзора, является установление лица, виновного в сбросе нефтепродуктов с судов.
В 2014 году Росприроднадзор совместно с Северо-Западной транспортной прокуратурой и с городским линейным отделом МВД России на водном транспорте планирует ряд совместных проверок судов, работающих на реках и каналах. Целью мероприятий станет предотвращение нарушений природоохранного законодательства. Сейчас ведется разработка плана взаимодействия между всеми ответственными госструктурами, прежде всего по оперативному обмену поступающей информации о загрязнениях.
Однако, Росприроднадзор отмечает, что степень негативного воздействия при нефтеразливах с судов незначительна, потому как объем поступающих нефтепродуктов в воду не такой большой. Более масштабные факты загрязнения рек и каналов фиксируются при аварийных ситуациях на трубопроводах (чаще всего при незаконных врезках), или в случаях, когда нефтепродукты сбрасываются промышленными предприятиями в составе сточных вод.
Например, в 2013 году из-за криминальных врезок на объектах ООО «Балттранснефтепродукт», которые явились причинами загрязнения рек Харвази и Тигода, к нарушителю были применены административные меры и наложены штрафные санкции.
В ситуациях незаконных врезок виновный в обязательном порядке по требованию Росприроднадзора проводит работы по устранению последствий нефтеразлива. А эквивалентные денежные суммы там получаются существенные. Так, затраты ООО «Балттранснефтепродукт» на ликвидацию загрязнения реки Харвази составили более 16 млн руб.
Второй инцидент произошел на территории Правобережной ТЭЦ-5 филиала ОАО «ТГК-1», где в результате разгерметизации трубопровода, нефтепродукты попали в ручей Безымянный. По результатам административного расследования ОАО «ТГК-1» было привлечено к административной ответственности. Сумму ущерба оценили в 1,693 млн руб.
Что касается Финского залива, то в 2013 году отделом надзора на море Росприроднадзора зафиксирован один случай разлива нефтепродуктов с судна, который произошел в морском канале. Причиной происшествия стало неплотное закрытие клапана топливной системы. Судами аварийно-спасательного формирования была проведена уборка загрязнений, а нарушитель привлечен к административной ответственности.
В 2012 году государственными инспекторами Росприроднадзора было зафиксировано три разлива нефтепродуктов.
Но, как и в прошлом году, основная причина разливов нефтепродуктов в водные объекты связана с так называемым «человеческим фактором».
Рыбный вопрос
Согласно отчета Росрыболовства «Итоги деятельности Федерального агенства по рыболовству в 2012 году и задачи на 2013 год», опубликованного на сайте ведомства, сказано, что в Балтийском море в 2012 году добыто (выловлено) 46,7 тыс. тонн рыбных ресурсов (124,6 % к уровню 2011 года), в том числе шпрота - 24,4 тыс. тонн (130,6 %), сельди балтийской -12,9 тыс. тонн (155,2 %); трески - 3,8 тыс. тонн (76,9 %). Но, несмотря на увеличение объемов вылова рыбных ресурсов, в водоемах Северо-Запада, в том числе в Финском заливе, Ладожском и Псковско-Чудском озерах, по результатам патологоанатомических исследований отмечен достаточно высокий уровень загрязнения среды обитания рыб, что проявляется в развитии патологических процессов, вызванных токсикозом. Иначе говоря, рыба становится вредной для человека.
Бьют тревогу биологи и по факту стремительного сокращения корюшки, уловы которой за 30 лет снизились почти в 6 раз. Кроме того, она изменилась в размерах - с 70-х годов корюшка похудела на 18 граммов, что для такой небольшой рыбы довольно существенно.
На фоне исчезновения одних видов рыб, специалисты наблюдают появление у российских берегов залива видов, не характерных для северных широт, которые прибывают к нам, путешествуя в балластных водах танкеров. При этом они хорошо адаптируются в новых условиях. На предотвращение подобного «незаконного» переселения направлена конвенция ХЕЛКОМ по балластным водам. Однозначного мнения у судовладельцев относительно требования оснащения судов специальными системами обеззараживания балластных вод нет. Но если раньше противники качестве аргумента выдвигали отсутствие технических возможностей, то, как показала последняя выставка «НЕВА-2013», рынок сейчас заполнен данными системами: от европейских грандов «Wartsila» и «Alfa Laval» до корейских или китайских производителей.
Мониторинг и экологическое просвещение
Вадим Тюльпанов (Руководитель проекта «Санкт-Петербург — морская столица России»): «Попечителями «Года Финского залива» являются главы всех трех государств, что показывает приоритет темы охраны окружающей среды в наших странах. Итогом годовой работы должна стать выработка четкого плана по совершенствованию экосистемы Финского залива, который затем войдет в декларацию действий до 2021 года.
В первую очередь предполагаются серьезный мониторинг среды. Например, ОАО «Севморгео» проведет ряд исследований в акватории Финского залива, касающиеся концентрации вредных веществ в донных отложениях, биоразнообразия и рыбных ресурсов. Работы будут проводиться совместно с профильными научно-исследовательскими институтами, включая «Северо-Западный УГМС», ГОСНИОРХ, Зоологический институт и другими.
Помимо научной части, предполагается очень важный блок работ — экологическое просвещение. Лето 2014 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области пройдет под девизом «Я люблю Финский залив». В городе пройдет множество акций с привлечением крупнейших общественных и молодежных организаций».
Отдельным пунктом в ряде целей «Года Финского залива» стоит укрепление сотрудничества между Россией, Финляндией и Эстонией. Совместные исследования, обмен данными, международные социальные мероприятия помогут в решении общих проблем и прогнозировании возможных чрезвычайных происшествий.
Сергей Петрович (Заместитель директора Второго Европейского департамента МИД РФ): «Охрана окружающей среды — это та область международных отношений, где нет и не может быть альтернативы сотрудничеству. Задачи эти уже давно перестали быть прерогативой только национальных властей. И регион Балтийского моря не являются исключением».
Хозяйственная деятельность на Балтийское море, и соответственно в Финском заливе, только активизируется. В ближайшем будущем нас ждет увеличение грузопотоков водным путем, масштабное строительство на прибрежных зонах, для которого потребуется активизация добычи песка со дна залива. Кроме того, Балтику без преувеличения можно назвать одним из крупнейших портовых районов мира. В 2013 году объем перевалки грузов через порты этого региона составил 215,8 млн тонн. По сравнению с прошлым годом, наибольший прирост был у порта Усть-Луга — 62,7 млн тонн, что составляет +33,8% к 2012 году.
В этой связи, примечательна одна фраза, которую произнес Михаил Слипенчук: «Нам надо поменять ментальное отношение к воде, научиться ее ценить». В пример ставились наши соседи из той же Эстонии и Финляндии, как там относятся к природным ресурсам, и особенно водным. Потому, что какие бы законодательные проекты не принимались на высшем уровне, какие бы программы не выполнялись, без инициативы граждан ни один из них реализовать не получиться. Ведь чистота водоема начинается с отдельного гражданина. Если он не будет кидать туда мусор и окурки, то в масштабах судовладельца — это не сливать в реку нефтесодержащие воды. А там и до хваленой чистоты, «как в Европе» недалеко.