По данным ГУСМП, к 2030 году для обеспечения круглогодичной навигации по маршруту необходимо не менее 14 ледоколов в западной и восточной частях СМП.
Помимо того, к 2035 году может возникнуть потребность дополнительного усиления восточного сектора пути тремя серийными универсальными атомными ледоколами (проект 22220) и одним серийным атомным ледоколом "Лидер". Таким образом, их общая группировка на Севморпути должна достигнуть 18 единиц, сообщает "Известия".
"Строительство ледоколов неразрывно связано со строительством арктического грузового флота ледового класса. Сегодня строится 33 судна, до 2030 года, по нашим оценкам, нам потребуется еще до 100 судов для вывоза продукции арктических проектов и обеспечения каботажных и транзитных перевозок по СМП", — заявили в "ГлавСевморпути".
Остроту проблемы в перспективе поможет решить строительство новых судоверфей в России, планомерная подготовка кадров для работы на этих судах и координирующая роль созданной Москойколлегии, полагает руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН Валерий Журавель.
В сложившейся ситуации, по его мнению, значительный интерес представляет предложение специального представителя президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игоря Левитина, который обозначил необходимость и принципы формирования на базе СМП международного транспортного коридора и усиления его железнодорожной составляющей. Эту инициативу он обозначил на ПМЭФ-2024 на сессии "Северный морской путь: расширяя арктические горизонты".
"Левитин отметил необходимость железнодорожного выхода на Северный морской путь где-то в районе Урала или Сибири. Такая постановка вопроса принципиально важна. Она предполагает если не изменение подхода по дальнейшему развитию Севморпути на ближайшую перспективу, то ее значительную корректировку за счет усиления в его интересах материковой части России", — добавил Валерий Журавель.
В начале навигации-2024 сложились сложные ледовые условия почти по всей акватории Северного морского пути. Почти полтора месяца, по данным ГУСМП, в юго-западной части Карского моря находился лед, и для судов без ледового класса или с низкими ледовыми классами хождение по этой территории по факту было невозможно. Всего в 2023 году в акватории СМП находилось 430 уникальных судов без ледового класса и 164 — с низкими ледовыми классами (Ice1–Ice3). Также по пути проходили более оснащенные корабли, которые могут перемещаться в достаточно трудных условиях, — 135 (Arc4–Arc5) и 37 (Arc6–Arc7).
К перевозкам по Северному морскому пути хотят привлекать больше судов без ледового класса. Привлекать суда можно в летне-осенний сезон, который характеризуется относительно легкими ледовыми условиями.
"Рассмотреть данную инициативу, безусловно, необходимо, поскольку результат может положительно сказаться на интенсификации судоходства на СМП. Однако безопасность мореплавания в приоритете. Вопрос рассматривается ФГБУ "ГлавСевморпуть", — сообщили в пресс-службе полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева.
Как уточнили в ФГБУ "ГлавСевморпуть", специалисты уже прорабатывают изменения правил плавания в акватории СМП для уточнения критериев допуска судов без ледового класса. Пока согласно критериям допуска в акваторию СМП суда без ледового класса могут ходить только с 1 июля по 15 ноября.