|
Генеральный директор ООО "НПК МСА" Андриан Правдин / Корабел.ру |
– Бизнес возник в 2003 году, появилась идея импортозамещения судового оборудования, которое в основном поставлялось из-за рубежа. Мы с партнером поняли, что есть определенные элементы систем, которые можно самостоятельно производить здесь в России, и это будет экономически оправдано. Первый прибор, который мы сделали – аналого-цифровой преобразователь сигналов ГК и лага, кстати, он до сих пор пользуется спросом.
Постепенно наращивая количество разработок, увеличивая объем производства мы развивались. Не обходилось без трудностей, которые решали, открывая новые направления деятельности. Например, в 2005 году не смогли найти поставщика корпусов для наших приборов, способного в разумные сроки и за адекватные деньги поставлять качественную продукцию. Так появилось металлообрабатывающее производство, сегодня это отдельная структура в рамках нашего предприятия.
Там обрабатывается листовой металл, создаются корпуса для тех продуктов, которые мы производим – пультов управления для судов, электрошкафов, различных приборов, плюс, выполняются заказы других компаний. Половина парковок в Петербурге оборудована корпусами нашего производства – это и паркоматы, и станции оплаты.
–
И для этого металлообрабатывающего производства вы закупили китайские станки лазерной резки, которые стали часто выходить из строя?
– Мы купили не китайские, а российские два станка у, фактически, частных лиц. Это были представители одного из петербургских институтов, пообещавшие изготовить качественное оборудование. Мы поверили этим людям, но получили технику, которая не работала должным образом, и вдобавок остались без сервисного обслуживания.
–
Это вылилось в создание еще одного направления деятельности?
– Да, мы обратили эту ошибку в отдельный бизнес – начали сами обслуживать эти станки, ремонтировать, модернизировать и в итоге создали свой. Первоначально мы не стремились выпускать
станки для лазерного кроя листового металла, но наши партнеры и заказчики, которые видели его, очень просили сделать такой же. С этого начался наш путь в станкостроении.
|
LaserCut Expert – одно из наиболее производительных решений в линейке лазерных раскройных комплексов Unimach компании «Морсвязьавтоматика» / ООО "НПК МСА" |
На сегодня мы являемся лидерами в этом сегменте среди отечественных производителей. По объему производства мы делаем больше, чем все остальные предприятия вместе взятые. Успех во многом обеспечен тем, что мы сами эксплуатируем подобное оборудование и понимаем, что требуется.
–
В судостроении ваши станки лазерного раскроя металла используются?
– На сегодняшний день лазерная технология слишком дорога для судостроительных предприятий. Мы поставили один или два станка на предприятия, которые занимаются малым судостроением, но для крупных заводов сегодня больше применима плазменная резка. Современные плазменные станки позволяют резать металл с высокой точностью и минимальной конусностью реза.
–
Оборудование плазменной резки не пытались делать?
– До 2011 года мы производили и плазменные комплексы. Создавали совмещенные системы, когда на одном портале располагались и лазерные, и плазменные резаки, и таких гибридных машин мы выпустили порядка 10 штук, но потом все-таки сфокусировались на станках лазерного раскроя.
–
В малом судостроении лазерная резка используется для работ с алюминием?
– Лазер способен резать достаточно широкий спектр материалов, включая все цветные металлы, алюминий, титан, сталь, а также пластики и текстолиты при определенных режимах и допущениях.
–
Мощности лазеров растут, они становятся дешевле, в связи с этим сфера использования лазерной резки расширяется?
– На сегодняшний день мы закончили создание станка серии Lasercut Ultra с 20-киловаттным лазером. Это первый станок в России, имеющий такой мощный лазерный источник, достаточно дорогая пока технология, но она абсолютно себя окупает. Это высокие скорости резки, высокая производительность, новые технологические возможности для точной резки толстых металлов, высокоскоростная резка металлов средних толщин. Такое оборудование снижает себестоимость продукции и повышает конкурентоспособность предприятий.
Новый станок – совместный продукт с компанией IPG Photonics, мы планируем вывести его на иностранные рынки, поскольку конкуренция в этом сегменте не так велика. Надеемся, что это создаст новую нишу продаж для наших станков лазерного раскроя.
–
Мощные лазерные раскройные комплексы – это, прежде всего, решения для серийного производства или узких специализированных ниш?
– На сегодняшний день, скорее, узкие ниши и, например, джобшопы, когда требуется нарезать какие-то детали под заказ. Для джобшопов мощный лазер – идеальное решение, он очень расширяет спектр возможностей. Станком такой мощности можно быстро резать материалы большого диапазона толщин и типов.
Мощные лазеры, высокопроизводительные станки снижают себестоимость продукции – к таким решениям стремится весь мир. Если десять-пятнадцать лет назад рынок в основной массе был готов покупать лазеры где-то до 500 Вт, то сегодня мощность выросла в шесть раз. Сейчас продаются станки 3-4 кВт, и мощность будет расти, а стоимость лазеров существенно снижаться.
–
К чему приступили после освоения технологии лазерной резки?
– Мы глубоко погрузились в эту тему, предлагаем различные решения – от самых простых до полностью автоматизированных. Наше оборудование способно обрабатывать трубы, спецпрофили, листы. Затем занялись следующей технологической операцией – гибкой, ведь после того, как деталь вырезана, ее требуется согнуть. На сегодняшний день практически готов модельный ряд гибочных электромеханических станков, в которых не используется гидравлика. В новом году начинаем их продажи.
|
Сервоэлектрические листогибочные прессы UniServo отличает высокая производительность и способность обрабатывать детали широкого размерного ряда / ООО "НПК МСА" |
Следующий шаг –
лазерная сварка. Мы создали аппараты ручной лазерной сварки. Если раньше для бизнеса она была чем-то недостижимым и сложным, то сейчас мы предлагаем рынку установку для лазерной сварки, близкую по своей идеологии к сварочному полуавтомату. Это ручной пистолет лазерной сварки, это как сварка с подачей проволоки, так и вообще без нее. Прекрасные результаты получаются.
Мы разрабатывали лазерную сварку в первую очередь для нашего судостроения. Обычные сварочные полуавтоматы или TIG-сварка оказывают большое термическое воздействие на металл, а лазерное сварочное оборудование от этого недостатка избавлено.
Тестируем новую технологию, безусловно, под контролем надзорных органов. Это первое использование нами лазерной сварки, и считаем, что за ней будущее. Через 2-3 года подобные установки лазерной сварки могут появится в любом гараже, где сегодня используют сварочные полуавтоматы.
|
Использование лазерного источника позволяет добиться с помощью установки LaserWeld ровных сварочных швов высокого качества, не требующих дополнительно обработки / ООО "НПК МСА" |
Пока это оборудование, конечно, дороже, но для отдельных производств, где полуавтоматы сложно применить или их использование требует трудоемких процессов зачистки, удаления сварочных наплывов, там лазерная сварка приходит на помощь, ее использование в разы увеличивает производительность труда и качество продукции.
Мы разрабатываем это решение с начала года. Первые аппараты LaserWeld уже находятся в опытной эксплуатации, мы получаем рекомендации и отзывы, вносим изменения в конструкцию и планируем до конца этого года представить рынку готовый продукт.
–
Можете привести подробности?
– Обширная информация уже представлена на нашем сайте. Следующее лазерное оборудование, к которому мы приступили, окунувшись в судостроение –
лазерная очистка поверхности. Нагар, окислы, образуемые при сварке алюминия, в классическом варианте счищают металлической или кордщеткой, но мы столкнулись с тем, что идеально вычистить этот нагар из всех сварочных пор невозможно. Это способен сделать лазер, и мы разработали установку для лазерной очистки поверхности, создали опытный образец, оттестировали его на нашем производстве. Сегодня работаем над следующей версией.
Это будет установка с новым лазерным источником, который разрабатывается совместно с НТО "ИРЭ-Полюс". Ее будет отличать увеличенная мощность и судовая специализация. Мы столкнулись с тем, что лазерная зачистка имеет универсальный характер. При малом уровне мощности она позволяет очистить страницу книги от чернил, не повреждая бумаги. С ее помощью можно сдирать ржавчину и краску с окрашенных поверхностей. Прекрасно работает с камнем, убирает граффити, грязь. Способна стирать надписи с асфальта, которые особо талантливые люди любят наносить, и клей с остановок и столбов, оставшийся от объявлений.
Эту технологию мы создавали под судостроение, но она оказалась очень интересна и для других сфер. В ближайшее время будем демонстрировать опытный образец правительству Санкт-Петербурга и надеемся, что город заинтересуется этой технологией. Абсолютно мобильная история, аппарат весит порядка 45 кг с достаточно длинным кабелем и самым настоящим лазерным пистолетом – с большим объективом и курком.
–
Пора уже браться за сосули...
– Для сосулек мы придумали другую технологию с использованием солнечных панелей, мы ее тестируем уже второй год.
–
На какие ниши рассчитаны ваши станки лазерного раскроя?
– Выпускаем широкую линейку оборудования, начиная с самых недорогих, бюджетных моделей, успешно конкурирующих с китайскими аналогами, до самых высокопроизводительных решений, которые на равных соперничают с европейскими образцами. Лазерная технология универсальна, на наших станках режут и кастрюли, и носики для чайников, и двери, и вагоны для метро, и тракторы. Эта технология уже широко используется в промышленности. Мы поставили порядка семисот станков российским предприятиям, и это фактически семьсот отдельных клиентов.
|
LaserTube STD предназначен для раскроя труб квадратного или профильного сечения / ООО "НПК МСА" |
–
Лазерный источник вы не делаете, но все остальное...
– Действительно, сам лазерный источник мы не производим, работаем в партнерстве с российским подразделением IPG Photonics, предприятием "НТО "ИРЭ-Полюс". Наше партнерство с ними достаточно глубокое, мы даже в некоторой степени участвуем в разработке новых лазеров для специализированных применений, но сами не производим эти источники. По оценке Минпромторга, наш станок на 73% состоит из собственных комплектующих. Помимо станины и кабинетных защит, мы создаем линейные моторы, контроллеры движения, электронику, ЧПУ с мониторами тоже нашего производства. На станках устанавливается собственный софт с дистанционной диагностикой и электронной сервисной книжкой, плюс мы производим чиллеры, лазерные оптические резаки, коллиматорные системы и вспомогательные расходные материалы.
–
Насколько доступно ваше оборудование лазерного раскроя, и используете ли вы механизмы лизинга?
– Безусловно, применяем этот вариант. Лазерное оборудование достаточно дорогостоящее, и мало предприятий способно единовременно выделить из своего оборота такие средства. Поэтому мы совместно с партнерами разработали специальные программы лизинга с минимальной ставкой, в частности, это программа с Росбанком, Порядка 70% производимого оборудования продаем в лизинг на срок до 7 лет. Мы гарантируем лизинговым компаниям обратный выкуп техники, вследствие этого, они снижают свои риски и уменьшают процентную ставку. Для наших клиентов – это существенный плюс.
–
Вы уже делали попытки экспортировать свою продукцию?
– Поставляем оборудование в страны бывшего Советского Союза – Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, но в дальнее зарубежье пока не стремимся экспортировать, т.к. загружены полностью внутренними заказами. Для расширения производства достраиваем новый завод, и, не исключено, что в ближайший год уже сможем говорить о полноценном выходе на западные рынки.