Гидрографическому предприятию исполнилось 85 лет

0 220 4 мин
Гидрографическому предприятию – флагману отечественной полярной навигации и картографии, 25 июня исполнилось 85 лет. Через полгода после учреждения в декабре 1932 года Главного управления Северного морского пути при правительстве СССР, наделенного огромными полномочиями для решения комплекса хозяйственных, транспортных и научных мероприятий по развитию Северного морского пути, приказом № 146 от 25 июня 1933 года было образовано Гидрографическое управление ГУСМП при СНК СССР - c районом деятельности от Новоземельских проливов на западе до Берингова пролива на востоке.
Наследие, доставшееся гидрографам ГУСМП, хотя и имело двухсотлетнюю историю русских полярных исследований, не могло служить базой для надежного гидрографического обеспечения Севморпути, поскольку изученность арктических морей в гидрографическом отношении и обеспеченность их средствами навигационного оборудования были явно недостаточными, - сообщает Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Управлению удалось в кратчайшие сроки развернуть широкомасштабные гидрографические работы в экстремальных природных условиях, организовать слаженно действующую службу вдоль всей трассы СМП, что позволило обеспечить регулярное и безопасное плавание судов вдоль северного побережья России и удовлетворить возрастающие потребности развития народного хозяйства богатейших районов Крайнего Севера.
В 1964 году Главсеморпуть был упразднен и Гидрографическое предприятие стало напрямую подчиняться Министерству морского флота СССР, правопреемником которого впоследствии стал Минтранс России.  
Выполнение гидрографических исследований и работ – приоритетное направление деятельности по созданию условий для безопасного и эффективного судоходства в Арктическом бассейне и его промышленно-экономического освоения.

В числе сдерживающих факторов навигации по СМП крупнотоннажных судов - малые глубины на традиционных трассах. Осадка современных крупнотоннажных судов может превышать 15 м и они не могут совершать плавание по традиционным прибрежным маршрутам, в том числе,  через проливы Санникова и Дмитрия Лаптева, где глубины не более 12,4 м и 9,0 м, соответственно. Для крупнотоннажных судов нужны новые высокоширотные глубоководные маршруты – севернее Новосибирских островов и далее до пролива  Лонга. Эти районы характеризуются слабой гидрографической изученностью, на некоторых участках планируемого маршрута на картах существуют "белые пятна" (нет информации о глубинах).

Для создания условий для безопасного судоходства крупнотоннажных судов с осадкой до 15 метров в акватории Северного морского пути ФГУП "Гидрографическое предприятие" с 2010 года ведет гидрографические работы на отдельных участках вновь вводимой высокоширотной трассы с шириной обследуемой полосы для движения судов на первом этапе - 2 км, на втором этапе – 20 км. Многие участки высокоширотной трассы имеют глубины менее 40 м и по международным требованиям должны быть обследованы площадной съемкой. В этих целях были закуплены и установлены на специализированные суда Гидрографического предприятия современные многолучевые промерные комплексы для площадного обследования рельефа дна, благодаря которым с 2011 года проводятся исследования глубин в целях издания и поддержания на уровне современности морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания. В целом на высокоширотной трассе выполнено более 121 тысячи приведённых км съёмок рельефа дна. Введены в действие глубоководные пути общей протяжённостью более 2300 миль.

В 2014 - 2017 годах с целью создания условий для безопасного судоходства крупнотоннажных судов ФГУП "Гидрографическое предприятие" выполнило площадную съемку рельефа дна на подходах к Обской губе и в Обской губе на подходах к порту Сабетта и Новопортовскому терминалу в объеме 103356 приведенных  км. По результатам этих гидрографических работ введены в действие новые глубоководные пути в Обской губе и на подходах к ней общей протяжённостью около 600 миль. Для обеспечения свободы судоходства в сложных ледовых условиях обеспечена максимально возможная ширина этих глубоководных путей преимущественно 1.5÷3.0 мили и на отдельных участках до 0.3 мили.

Россия, в соответствии с международными обязательствами, ведет передачу навигационных предупреждений на районы НАВАРЕА ХХ и ХХI в Арктике по системе SafetyNet, используя спутники связи  ИНМАРСАТ-С.

На предприятии функционирует собственное картографическое производство, способное выполнять работы по составлению электронных навигационных карт на акваторию Севморпути по материалам выполненных гидрографических работ по съемке рельефа дна, в полном соответствии с требованиями стандартов Международной гидрографической организации.

Предприятие, на котором трудится около 500 квалифицированных работников, имея в своем составе восемь гидрографических баз, расположенных по всему побережью Арктики, располагая флотом из восьми исследовательских судов, имеющих ледовый класс Arc5 и неограниченный район плавания, успешно решает поставленные перед ним задачи. Это съемка рельефа дна в акватории Северного морского пути на лимитирующих участках Енисейского залива, рек Енисей и Колыма, а также на путях движения крупнотоннажных судов. В среднем в год обследуется ежегодно выполняется около 30-33 тыс. приведенных км съёмки рельефа дна. По результатам выполненных работ было введено в действие 53% первого этапа новых морских путей шириной 2 км для движения крупнотоннажных судов на высокоширотной трассе; 73% новых глубоководных путей для движения судов на подходах к Обской губе в Карском море; 100% новых глубоководных путей для движения судов в Обской губе до порта Сабетта и Новопортовского терминала.

Также предприятие ведет работу по созданию и обновлению электронных навигационных карт (ЭНК) и цифровых справочно-информационных наборов (ЦСИН). В настоящее время коллекция ЭНК на акваторию Севморпути сформирована, предприятием создано 253 ЭНК и 116 ЦСИН, что в конечном итоге обеспечило первый безопасный проход арктического танкера сжиженного природного газа (СПГ) "Кристоф де Маржери" по Северному морскому пути в 2017 году.

В настоящее время клиентами предприятия являются суда таких компаний, как ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Атомфлот", ФГКУ "Администрация Северного морского пути", АО "Хатангский морской торговый порт", ПАО "Совкомфлот", Teekay shipping company, Dynagas Ltd, MOL (Europe Africa) Ltd.
Реализуемый в настоящее время процесс объединения Гидрографического предприятия с Администрацией Севморпути имеет целью создание единой государственной координирующей структуры в акватории СМП с расширенным спектром полномочий, позволяющим решать весь комплекс задач по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути.
 
"Гидрографическое предприятие", ФГУП Санкт-Петербург
+7 (812) 310-37-68



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025