Пост-релиз 6 октября 2022
Завершился Всероссийский Морской конгресс
3 и 4 октября в Москве с успехом завершилось масштабное мероприятие — Всероссийский Морской конгресс, организованный при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и титульных партнеров: Госкорпорации "Росатом", Корпорации Морского Приборостроения и Судостроительной корпорации "Ак Барс".
За 2 дня Всероссийского Морского конгресса прошли 23 тематических сессии, присутствовали представители из 82 регионов, делегации из 7 стран, 1500 участников из 24 стран, свыше 30 экспонентов - крупных отраслевых компаний, и более 90 деловых и профильных СМИ.
Программу первого дня Всероссийского Морского конгресса открыла пресс-конференция руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захария Джиоева. В ходе пресс-конференции были подняты наиболее актуальные вопросы, касающиеся работы морской и речной отрасли в современных условиях. Руководитель озвучил итоги речной навигации, рассказал о грузообороте морских портов, затронул вопрос субсидий перевозок на калининградском направлении. Обсудили вопрос развития портов Дальнего Востока и перевозок в азиатском регионе. Более 50 СМИ смогли задать участникам пресс-конференции вопросы.
На пленарной сессии "Морская политика России: новые возможности в эпоху больших перемен" были вынесены на обсуждение вопросы дальнейшего развития морской отрасли, трансформации логистических операций, реализации импортозамещения и мер поддержки отечественного судостроения. В пленарном заседании приняла участие делегация Минпромторга во главе со статс-секретарем — заместителем министра промышленности и торговли РФ Виктором Евтуховым. Статс-секретарь сообщил, что в настоящее время на судостроительных предприятиях РФ строится 300 судов и объектов морской техники. В перспективный план до 2035 года подано заявок на строительство еще 1500 судов.
Специальный представитель ГК "Росатом" по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов на пленарном заседании рассказал о нововведениях, касающихся одного из основных стратегических направлений развития судоходства в стране — Северном морском пути (СМП).
Игорь Тонковидов, генеральный директор — председатель правления ПАО "Совкомфлот", рассказал на пленарной сессии Морского конгресса о дальнейших планах реализации политики импортозамещения на транспортном комплексе.
Генеральный директор АО "Корпорация Морского Приборостроения" Леонид Стругов отметил, что у организации готова отработанная стратегия по всем четырем концернам: "Мы заканчиваем долгосрочную программу развития, и, самое главное, выполняем государственный оборонный заказ. По поручению Президента мы доводим нашу гражданскую программу до 50% — у нас есть отдельные предприятия, которые уже её выполнили".
Одним из ключевых событий на Морском конгрессе стала стратегическая сессия "Северный морской путь: продолжение движения сквозь льды", приуроченная к 90-летию Северного Морского пути.
Специальный представитель ГК "Росатом" по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов высказался о важности транспортной магистрали: "Развитие Северного морского пути — это историческая логистическая возможность для мировой логистики не только для России. Такие транспортные коридоры очень редко формируются, потому что сложность освоения Северного морского пути одна: ледовые условия. Про судоходство в открытой воде все уже всё знают. Там идет эволюция в судостроении и оптимизация логистических расходов. А развитие судоходства в ледовых условиях стало возможным только в последние 5 лет, когда появилась новая практика с использованием судов высокого арктического класса, которые могут самостоятельно, без ледокола, проходить льды в зимнюю и весеннюю навигацию толщиной до 1,4 м в соответствии с правилами плавания и учитывая ледовый класс судна".
По словам заместителя генерального директора – директор дирекции Северного морского пути ГК "Росатом" Вячеслава Рукши, к 2030 году главной задачей является развитие ледокольных мощностей, грузового арктического флота. Руководитель отметил перспективность поставленных целей: "Я думаю, что они выполнимы, но это достаточно напряженная работа. Надеюсь, что 150 млн тонн — и мы почти приблизимся к пропускной способности Транссиба, когда море сможет перевозить грузов больше, чем железная дорога".
В рамках Всероссийского Морского конгресса были подписаны соглашение о сотрудничестве между Госкорпорацией "Росатом" и Центром морских исследований МГУ имени М. В. Ломоносова, соглашение между Госкорпорацией "Росатом" и АНО "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", соглашение между ФГУП Росморпорт и компанией "НЕВА-Интернэшнл" и соглашение между компанией "Ригель" и Московским Физико-техническим университетом. Впервые был принят стратегический государственный документ — план развития СМП до 2035 года, предусматривающий объемы и источники финансирования и подписано трехстороннее соглашение между Минвостокразвития России, госкорпорацией "Росатом" и основными грузоотправителями, в целях достижения грузопотока и создания необходимой инфраструктуры. Принятый документ ставит задачу стратегического масштаба, в первую очередь, для развития транспортных коридоров Российской Федерации.
На второй день мероприятия были заключены: соглашение между Корпорацией Морского Приборостроения, Санкт-Петербургским Государственным Морским Техническим Университетом (СПбГМТУ) и Петровским колледжем, соглашение между ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева" и ООО "Центр морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова", и соглашение между НО "ВАРПЭ" и компанией "НЕВА-Интернэшнл".
Дальнейшими планами по судостроительству поделился Игорь Тонковидов, генеральный директор – председатель правления ПАО "Совкомфлот", отметив, что на Дальнем Востоке в стадии строительства находится достаточно большое судостроительное предприятие "Звезда". По завершению строительства все производственные цеха в полном объеме войдут в эксплуатацию, и верфь будет способна строить 10-15 судов в год.
Второй день Морского конгресса ознаменован и деловым завтраком Корпорации Морского Приборостроения с руководителями корпораций, экспертами и представителями власти. Участники проанализировали подход к программе диверсификации производства в АО "Корпорация Морского Приборостроения" и совместно с коллегами обсудили создание условий и механизмов поддержки диверсификации в судостроительной отрасли.
С приветственными словами выступили: генеральный директор АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" Соколов А. В., генеральный директор АО "Корпорация Морского Приборостроения" Стругов Л. В., генеральный директор ЦНИИ "Курс" Ханычев В. В., генеральный директор – генеральный конструктор АО "Концерн "Моринформсистема-Агат" Храмов М. Ю., АО "Концерн "Океанприбор" Шатохин А. В., генеральный директор АО "Концерн "НПО "Аврора" Шилов К. Ю.
Во время стратегической сессии "Обновление промыслового флота: потребности отрасли и предложения судостроительных предприятий" участники обсудили перспективы реализации программы "Квоты под киль" в современных условиях, а также дальнейшие меры государственной поддержки необходимые для продолжения модернизации промыслового флота. Одним из важнейших вопросов стала тема повышения эффективности взаимодействия рыболовецких предприятий, судостроительного комплекса и регуляторов.
В рамках рабочей сессии "Развитие внутреннего водного транспорта: новые точки роста" были рассмотрены дальнейшие этапы реализация федеральных программ в сфере внутреннего водного транспорта. В числе тем были затронуты вопросы модернизации инфраструктуры, развития круизного туризма на реках России, и роль речного транспорта для жизнеобеспечения регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Участники сессии Российского морского регистра судоходства "Поддержка отрасли в новых условиях" обсудили текущее состояние российского судоходства, проектирование и строительство судов на класс РС. В рамках дискуссии затронули темы сертификации судового оборудования и планы по развитию и поддержки отрасли с учетом макроэкономических условий. А в рамках стратегической сессии "Международное сотрудничество в сфере судостроения и судоходства: перспективные направления. Формирование новых партнерств и цепочек поставок" оценили новые перспективные направления деятельности морской отрасли России в современных условиях. Эксперты обсудили условия развития сотрудничества с дружественными странами и дальнейшее формирование актуальных международных логистических схем судостроительной промышленности. Также были рассмотрены вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации таможенных процедур в текущих геополитических условиях.
Сессия "Технологии подводной разведки, изысканий и исследований" подняла вопросы современных технологий и российских разработок в сфере безопасности судоходства. А на стратегической сессии "Судостроение как драйвер российской промышленности: развитие межотраслевой кооперации" спикеры говорили о дальнейшем развитии промышленной кооперации для поддержки отечественной судостроительной промышленности и морской техники.
В рамках круглого стола "Судостроительные материалы в России: научно-технологический задел и перспективы" коснулись актуальных разработок и возможностей НИЦ "Курчатовский институт" — ЦНИИ КМ "Прометей" в обеспечении материаловедческого сопровождения проектов. Эксперты оценили перспективы внедрения современных технологий и импортозамещающих материалов в кораблестроении и судоремонте. В обсуждении мировых трендов в судостроении до 2035 года, эксперты форсайт-сессии "Российский флот будущего" отметили основные факторы, определяющие дальнейшее развитие отрасли, среди которых поиск возможностей оптимизации судостроительного производства, увеличения интенсивности внедрения инноваций и повышение эффективности и безопасности судоходства.
Сергей Буянов, генеральный директор ЗАО "ЦНИИМФ", подчеркнул, что первым фактором развития флота является наличие собственной грузовой базы. По итогам 2021 года российский флот перевез 860 млн т грузов. В этом году грузопоток не упал. Второй фактор – наличие собственного флота. Общая численность кораблей морского транспортного флота, контролируемого российскими судовладельцами на начало 2022 года составляло 1506 судов дедвейтом 23,2 млн т, из них под флагом России – 1248 судов, дедвейтом 9,2 млн т. Третий фактор – развитие Северного морского пути (СМП).
Международные бизнес-диалоги: Россия – Турция, Россия — Китай, Россия — Латинская Америка также привлекли внимание участников возможностью развития сотрудничества, рассмотрением условий импорта и экспорта комплектующих и оборудования, и формированием новых логистических цепочек.
Подписаться