Создание Морской коллегии Российской Федерации обеспечит исполнение стратегических планов по реализации Морской доктрины, главной целью которой является укрепление позиций страны в ряду ведущих морских держав.
Комплекс мер по обеспечению национальной безопасности на морях включает освоение ресурсов и пространств Мирового океана, развитие промышленного судостроения, новых логистических цепочек и увеличение внешнеэкономической деятельности. Успешной реализации мероприятий способствует формирование комплекса взаимосвязанных высокоэффективных проектов. В этой связи считаю необходимым отметить существующие возможности для развития речного транспорта Сибири, в том числе интегрирование внутренних водных путей в общую транспортную сеть Восточных районов и России в целом, выход на мировой транспортный рынок и выход на качественно новый уровень реализуемых услуг на основе современных технических и технологических решений.
Для решения поставленных задач необходимо:
1) разработать и внедрить программы участия речного транспорта в общей транспортной системе региона, путем создания цифрового портала логистических маршрутов;
2) обновить навигационно-гидрографические системы, используя новейшие достижения в области судоходства (спутниковые системы связи и мониторинга за состоянием водных путей, движением материальных потоков, транспортного и обслуживающего судоходство флота);
3) обеспечить государственную поддержку наиболее значимых направлений развития речного транспорта, реконструкции водных путей и гидротехнических сооружений, строительства новых перевозочных и перегрузочных средств, в том числе способных работать в условиях мелководья рек;
4) ввести в действие новые и модернизировать действующие перегрузочные комплексы в крупных воднотранспортных узлах, имея в виду обеспечить мобильность перегрузочных средств, эффективное взаимодействие смежных видов транспорта, включение речного транспорта в систему транспортных коридоров;
5) существенно расширить сеть транспортных речных путей за счет включения в хозяйственный оборот неосвоенных в транспортном отношении малых рек, обеспечив на этих реках эксплуатацию судов с осадкой менее 70 см;
6) обеспечить строительство судов смешанного "река-море" плавания для плавания по устьевым участкам рек и использования в перевозках внешнеторговых грузов в Арктической зоне Российской Федерации;
7) обеспечить выполнение работ по поддержанию безопасных условий судоходства и безаварийной эксплуатации шлюзованных систем;
8) разработать эффективную схему завоза грузов в районы Крайнего Севера с обоснованием новых транспортных средств, способных обеспечивать доставку необходимых грузов потребителю.
Функционирование и развитие хозяйственного комплекса Сибири во многом обусловлено особенностями сложившейся транспортной системы по сравнению с другими регионами России, прежде всего - Европейской части. Во-первых, отмечаются большие расстояния, которые приходится преодолевать при доставке грузов и перевозке пассажиров из Сибири в главные центры России и морские порты России и наоборот. Во-вторых, главным элементам транспортно-инфраструктурной системы освоения и обслуживания региона присуща неравномерность. Эти элементы представляют собой железнодорожные магистрали и автомобильные дороги, которые обслуживают в основном южную часть региона, а водные пути обеспечивают хозяйственную консолидацию территории с юга на север. В транспортно-экономическом отношении северная часть региона испытывает сложности, так как здесь имеются сезонные водные пути и самые дорогостоящие виды транспорта — автозимники и воздушный.
Возрождение отечественного гражданского судостроения является ключевым фактором для развития флота Сибири. Свыше 70 % транспортных судов имеют срок службы более 20 лет, их технический и эксплуатационный уровень остается низким. Состояние транспортного флота подошло к критическому уровню. Значительная часть его эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, и эта часть неуклонно увеличивается. Уменьшение типоряда, цифровизация проектирования, конструкторской и технологической документации (как отметил Президент В.В. Путин на совещании Коллегии 27.06.2024), а также тиражирование высокоэффективных проектов судов позволит снизить стоимость строительства судов.
Стоимость строительства судов сегодня высокая, и даже с учетом использования инструментов финансовой аренды (лизинга) без государственной поддержки судовладельцы не могут компенсировать приобретение нового флота доходами от текущей хозяйственной деятельности. Новые суда будут рентабельны, а речные перевозки конкурентоспособны в случае, если их стоимость будет снижена, нормативный срок эксплуатации увеличен или будет определен новый способ государственно-частного партнерства по предоставлению флота в эксплуатацию судовладельцев, например, на условиях аренды. Важно также обеспечить доступность ремонта и приобретения сменных и запасных частей отечественных производителей для флота нового судостроения.
Второй ключевой фактор это кадры. Профессия речников теряет свою привлекательность. Суровые условия навигации в северных регионах, высокие требования к квалификации судоводителей-судомехаников не выдерживают сравнения с множеством других современных высокооплачиваемых профессий в сфере информационных технологий или в нефтегазовой отрасли. Внимание, оказываемое в последнее время транспортному комплексу, а в частности речному флоту, должно находить отражение в социальной сфере.