Встреча состоялась по инициативе ректора СПбГМТУ Глеба Туричина и заместителя генерального директора концерна «Агат», заведующего кафедрой «Технологии судостроения» Университета Андрея Фомичева накануне 107-летия "Северной верфи".
ПАО "СЗ "Северная верфь" |
Глеб Туричин так прокомментировал потребность в диалоге системы образования и промышленности: «Сейчас, когда в ВУЗах отменено обязательное распределение выпускников – молодых специалистов на предприятия, студенты ощущают дефицит информации о перспективах трудоустройства по избранной специальности. Поэтому
встречи с директорами судостроительной отрасли – возможность узнать от практиков о будущей профессии, ее востребованности на рынке и уровне зарплаты».
ПАО "СЗ "Северная верфь" |
На лекции Игорь Пономарев провел презентацию Северной верфи, в том числе рассказал об истории создания предприятия, направлениях его деятельности, специализации, производственных мощностях и действующем портфеле заказов. Он отметил, что загрузка заводского производства обеспечена до 2027 года, поскольку на Северной верфи сейчас строятся большие серии фрегатов проекта 22350, корветов проекта 20380 и его
модификаций, траулеров проекта 170701 и ярусоловов проекта MT1112XL. Также он коснулся вопросов модернизации завода со строительством нового эллинга для кораблей спусковой массой до 25 тысяч тонн.
Корвет «Гремящий», построенный СВ, проходит испытания на Северном флоте / ПАО "СЗ "Северная верфь" |
Руководитель «СВ» отметил, что в связи с большой загрузкой предприятие нуждается в основных производственных рабочих, мастерах, и в постоянном режиме ведет поиск и набор по различным рабочим специальностям. Так, за последние несколько месяцев в корпусосборочный цех для изготовления секций рыболовецких судов дополнительно набрано 50 человек. В перспективе завод готов принимать на работу технологов и конструкторов, поскольку у него есть потребность в собственном большом инженерном центре для разработки рабочей конструкторской документации. «Мы ежемесячно получаем 150-180 извещений на изменения РКД, и было бы эффективнее решать возникающие задачи непосредственно со своими инженерами», - считает Игорь Пономарев.
По строящимся рыболовецким заказам необходимо прорабатывать большой объем документации / ПАО "СЗ "Северная верфь" |
Студенты и преподаватели задали руководителю Северной верфи немало вопросов о судостроении. Например, почему в России строят суда дольше, чем в Южной Корее или на каких-то других зарубежных верфях. Игорь Пономарев не согласился с этим утверждением. В частности, он поделился своим опытом работы в Рособоронэкспорте, во время которой он посетил верфи Франции, Польши, Болгарии, Кореи, Индии, Индонезии.
«И у нас, и за границей по технологическому циклу фрегат строится четыре года, подлодка - шесть лет. Я по роду деятельности видел много верфей, знакомился с чертежами, технологиями строительства. Сделал выводы, что по качеству мы гораздо выше, по подготовке рабочих и инженерных специальностей тоже у нас есть преимущества». Игорь Пономарев подчеркнул, что переносы сроков сдачи наших кораблей связаны не с качеством строительства, а прежде всего с корректировками проектов в ходе строительства и отсутствием проработанной документации – это проблема, решением которой, как он надеется, займутся и выпускники «Корабелки». Также на ритмичность
сроков постройки заказов влияют «короткие» серии строящихся кораблей и 20-летний пробел в технологическом переоснащении отрасли.
ПАО "СЗ "Северная верфь" |
Эту точку зрения о том, что российское судостроение по ряду параметров превосходит зарубежное, поддержал и главный инженер Северной верфи Игорь Зубаков, обратив внимание аудитории, что требования Российского Морского Регистра Судоходства и надзорных органов гораздо выше по сравнению с зарубежными классификационными обществами. Равно как и требования отечественных военных представительств, контролирующих исполнение заказов Министерства обороны РФ.
Студенты задали вопросы и про применение на Северной верфи современных технологий. Отвечая на них, Игорь Пономарев описал задачи проходящей технологической модернизации. В частности, реализация проекта позволит расширить линейку кораблей, строящихся на предприятии, обновить оборудование цехов, оснастить корпусосборочное, трубогибочное и окрасочное производство современными станками и инструментом. Сейчас на Северной верфи внедряется единое информационное пространство с проектантами по технологии 3D-моделирования. Контроль геометрии заказов осуществляется с применением современной техники. Но, конечно, многое еще предстоит сделать, чтобы ликвидировать технологические пробелы, образовавшиеся за три последних десятилетия.
ПАО "СЗ "Северная верфь" |
На вопрос про использование технологий робототехники Игорь Зубаков сказал, что применение робототехники на сегодняшний день вызывают сложности, потому что корпуса имеют очень сложную конфигурацию, и наладить роботизированные операции в этих условиях пока проблематично. На вопрос о востребованности выпускников
«Корабелки» на судостроительном предприятии и о перспективе карьерного роста главный инженер сообщил, что сегодня на «Северной верфи» работает очень много выпускников именно этого ВУЗа, занимая различные должности, в том числе руководящие.
ПАО "СЗ "Северная верфь" |
В заключении встречи генеральный директор Северной верфи подчеркнул, что в России есть четыре важнейших высокотехнологических отрасли, которые обеспечивают кооперацию десятков тысяч предприятий страны. Это авиационная, космическая, атомная и судостроительная отрасли. Например, при строительстве одного корабля на Северной верфи портфель контрактов включает порядка 600 договоров с подрядчиками, те в свою очередь также заключают контракты по своим направлениям с другими компаниями. Создавая рабочие места и интеллектуальный продукт, эти отрасли имеют стратегическое значение и нуждаются в особом патронаже государства.
ПАО "СЗ "Северная верфь" |
По словам завкафедрой «Технологии судостроения» СПбГМТУ Андрея Фомичева, завод и ВУЗ планируют расширить сотрудничество в области прохождения студентами производственной практики и трудоустройства.