Павел Плавник отметил безусловную экономическую целесообразность развития в России собственного производства судовых энергетических установок, которые в комплексе составляют до 40% стоимости готового судна и могут являться для судостроения ключевым источником добавленной стоимости. И, напротив, массовое использование продукции западных машиностроителей на российских проектах не только снижает экономическую эффективность судостроения, но и надолго привязывает эксплуатантов к сервису и поставкам ЗИП от западных поставщиков, тем самым ставя российское судостроение в технологическую зависимость от импорта, а государство – в неустойчивое положение в вопросах национальной безопасности.
В качестве наиболее перспективного пути развития судового энергетического машиностроения Павел Плавник отметил комплексный подход к разработке и производству в Российской Федерации современных эффективных судовых пропульсивных комплексов в составе двигатель-редуктор-валопровод-движитель.
Этот путь потребует консолидации возможностей и синхронизации работы предприятий судового машиностроения вокруг ОАО «ОСК» и позволит перейти от поставки судостроителю отдельных элементов комплекса с сопутствующими проблемами их сопряжения непосредственно на объекте к поставке комплексного пропульсивного продукта современного уровня.
Для эффективной модернизации российского скоростного пассажирского флота, который сегодня находится в тяжелом положении в силу возрастного состава (около 70% действующего флота имеет возраст старше 25 лет), было предложено организовать с участием эксплуатирующих организаций и Министерства транспорта разработку пакета типовых проектов на замену массовых скоростных судов с производством на российских верфях и максимальным использованием отечественных комплектующих в рамках программ ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы и ФЦП «Модернизация транспортной системы России».
Собственный вклад в развитие отечественного судостроения ОАО «ЗВЕЗДА» видит в обеспечении строящихся новых и модернизируемых объектов дизельными двигателями и редукторными передачами нового поколения. Большая работа в этом отношении уже сегодня ведется с входящим в состав Трансмашхолдинга ОАО «Коломенский завод» по совместному созданию дизель-редукторных агрегатов для современных проектов ВМФ России. В настоящее время предприятия обеспечивают энергетическими установками серию сторожевых кораблей проекта 20380.
Далее, ОАО «ЗВЕЗДА» ведет работы по созданию 4-го поколения дизельных двигателей размерности ЧН18/20 для нужд отечественного водного и железнодорожного транспорта, в том числе, в целях импортозамещения. Проект направлен на достижение соответствия тактико-технических параметров двигателей современным требованиям экологичности, надежности и экономичности, сертификации по нормам IMO/MARPOL 73/78 (судовые модификации) и соответствия ГОСТ 51249-99, 51250-99, а также удовлетворения перспективным нормам выбросов, вводимым IMO в действие с 2011 года. Разработки затронули основные системы двигателя, изменили его технический облик, прежде всего, в части новой электронной системы впрыска топлива типа Common Rail, что является одним из необходимых мероприятий по достижению соответствия жестким стандартам по выбросам вредных веществ и топливной экономичности.
Кроме того, ОАО «ЗВЕЗДА» подготовило предложения в проект подпрограммы «Создание и организация производства в РФ в 2011-2015 гг. дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» (в рамках предлагаемой к разработке новой ФЦП «Развитие национальной технологической базы»). Основанием для этой работы стало поручение по п.3 протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту от 02.12.2009 № 7 по вопросу «О развитии дизелестроения в Российской Федерации».
С полным текстом выступления Павла Плавника (включая графические материалы) можно ознакомиться
здесь.