На прошедшем в сентябре в Санкт-Петербурге Международном рыбопромышленном форуме мы познакомились с компанией "Вестрыбфлот". Это одна из крупнейших в Калининграде рыбопромысловых фирм.
У ее истоков стоял заслуженный работник рыбного хозяйства России Владимир Горбачев. В 1992 году он зарегистрировал предприятие, имевшее на тот момент одно судно, и начал промысел. Сегодня компания, возглавляемая С. Ивановым, располагает флотом из четырех траулеров, а штат ее насчитывает порядка 400 человек.
Мы беседуем с заместителем генерального директора ЗАО "Вестрыбфлот" Михаилом Даниловым.
– Расскажите, где работает ваш флот. В каких районах идет добыча?
– Мы активно работаем и в Африке, и в Северо-Восточной Атлантике. В Африке – это воды Марокко, Мавритании, где идет добыча скумбрии, сардинеллы, ставриды, сардины. А на севере – норвежская, фарерская зона, гренландская зоны. Там ловим скумбрию, сельдь, путассу. Промысел ведем по квотам, выделенным России по международным договорам. В этом году еще на 15 лет продлили квоты, которые будут распределяться на российский флот. То есть мы обеспечены работой на 15 лет вперед.
– А в какой пропорции идут поставки на иностранные рынки и на российские?
– Вся рыба, которая добывается на Севере, в основном идет на российский рынок: сельдь, скумбрия, путассу. В порт Калининграда отгружаем не так много — регион все переварить не сможет. Поэтому львиную долю рыбопродукции отправляем в Санкт-Петербург, а из Санкт-Петербурга она расходится по всей России. Ту рыбу, что ловим у берегов Африки, отправляем соответственно на африканские рынки.
– С торговыми сетями напрямую не работаете?
– Чтобы работать с торговыми сетями напрямую, необходимо иметь свои морозильные емкости на берегу. Поэтому мы продаем крупным оптовым компаниям, у которых есть такие холодильники. Они покупают, хранят, а потом реализуют дальше.
– Как вам рыбный порт в Калининграде? Устраивает?
– В рыбный порт мы привозим небольшие объемы рыбопродукции для реализации на калининградском рынке. Производим оформление захода (потом выхода) в таможне и у пограничников, дальше идем на ремонт. Стоим на межремонтных базах — на судоремонтном предприятии "Преголь" в Калининграде, или на судоремонтном заводе в городе Светлом Калининградской области.
– Объемов квот вам хватает или хотелось бы их увеличения?
– Здесь, на cеверо-востоке Атлантики, конечно, не хватает. Поэтому мы уходим к африканскому континенту, где можно дать работу морякам. Если модернизируем суда, то этот дефицит только возрастет. При этом без модернизации тоже невозможно — она необходима, как и у остальных наших коллег. На сегодня у нас уже два судна частично модернизированы, туда поставлены дополнительные морозильные плиты. Они могут морозить путассу до 110-140 тонн, а скумбрию — до 105-110 тонн.
– Морозильное оборудование какого производства?
– Сейчас на борту стоит немецкое и голландское оборудование. Устанавливала морозильные плиты немецкая фирма "Грассо" ГМБХ. Мы ждем, когда на рынке появится российское оборудование идентичное иностранному. Если узнаем, что есть такое — поставим. Ведь оно наверняка обойдется дешевле, да и монтаж будет проще. А кроме того, это и помощь нашим заводам, нашей экономике — появятся новые рабочие места.
– А орудия лова какие заказываете?
– За орудиями лова нам нет необходимости обращаться куда-то на сторону. У нас в Калининграде есть специализированные производственные предприятия, – "Фишеринг Сервис" и "Концепт". Там и заказываем тралы. Причем эти компании снабжают промвооружением не только калининградских рыбопромышленников. Они поставляют свою продукцию на север, в Мурманскую область, на Дальний Восток, выполняют заказы иностранных предприятий. Для разных регионов идут свои специфические орудия лова, поскольку они сильно зависят от типа судна, от его мощности. А суда в свою очередь рассчитаны на определенные районы вылова.
– А ваша компания каким флотом обладает?
– У нас есть четыре судна типа БАТМ – большой автономный траулер морозильный, океанического лова, проект 1288, тип "Пулковский меридиан". Называются они "Арменак Бабаев", "Старый Арбат", "Лазурный" и "Замоскворечье". Строились в свое время на знаменитом Николаевском заводе, на Украине. Сейчас тот завод, который их выпускал, можно сказать, прекратил свою работу по назначению.
Сам по себе проект хороший, суда крепкие. Когда-то они были современными, полностью удовлетворяли требованиям времени. Но сейчас, конечно, устарели с точки зрения производительности. Мы постоянно улучшаем обстановку на судах, производим восстановление, но поскольку траулеры старые, по 25-27 лет, в них надо много вкладываться.
– Вариант постройки нового судна в рамках инвестиционных квот не рассматриваете?
– Данный вопрос находится в стадии обсуждения.
– Где вы ремонтируете суда?
– Те суда, которые идут работать в Африку, иногда проходят межрейсовый ремонт в Лас-Пальмасе — это на Канарских островах. Правда, работы там производятся небольшие — короткое докование, восстановительный ремонт и профилактика двигателей, технических средств заморозки, технологического оборудования.
Крупный же ремонт проводим на судоремонтных предприятиях в Калининграде и Светлом. Иногда в польском Гданьске ремонтируемся. Дело в том, что не всегда мощности наших заводов бывают свободны, а между путинами очень короткий промежуток времени – где-то 25-40 суток. Надо успеть вписаться, зайти, сменить экипаж, отремонтировать судно, провести профилактику. Поэтому всегда смотрим, где есть возможность это сделать.
– А если у африканских берегов, например, вас застала нештатная ситуация — как решаете проблему?
– Все зависит от того, какой необходимо делать ремонт. Если вышел из строя, допустим, один из главных двигателей, то мы на втором спокойно можем дойти до ближайшего порта, произвести ремонт и возвратиться назад. Даже если мы находимся где-то в районе Африки. Потому что у нас стоят двигатели Pielstick, произведенные заводом "Русский дизель" по французской лицензии. Эти двигатели и запчасти к ним можно закупить в Германии и прислать в любую точку мира.
– Под конец задам более общий вопрос. Как вам кажется, рыбная отрасль в России сейчас на подъеме или, наоборот, идет на убыль?
– Считаем, что в целом рыбная отрасль сейчас на подъеме. Что касается "Вестрыбфлота", наше предприятие работает стабильно. В 2016 году производство рыбопродукции составило 36 473 тонн. Ежегодный прирост объема производства – составляет около 15%.
Материалы по теме:
Рыба молчит, рыбаки говорят. День второй (обзор второго дня МРФ-2018)
Рыба молчит, рыбаки говорят. День первый (обзор первого дня МРФ-2018)
Мировой океан заждался наших рыбаков (о сырьевой базе Мирового океана)
Про цену рыбы, маломерный флот, аквакультуру и курсантов (интервью с главой Северо-Западного территориального управления Росрыболовства?)
Крабы грозят дефолтами и цунами (о распределении квот на вылов краба)
Квоты судотворящие (о строительстве рыболовных судов в России в рамках ивестквот)
Мы беседуем с заместителем генерального директора ЗАО "Вестрыбфлот" Михаилом Даниловым.
– Расскажите, где работает ваш флот. В каких районах идет добыча?
– Мы активно работаем и в Африке, и в Северо-Восточной Атлантике. В Африке – это воды Марокко, Мавритании, где идет добыча скумбрии, сардинеллы, ставриды, сардины. А на севере – норвежская, фарерская зона, гренландская зоны. Там ловим скумбрию, сельдь, путассу. Промысел ведем по квотам, выделенным России по международным договорам. В этом году еще на 15 лет продлили квоты, которые будут распределяться на российский флот. То есть мы обеспечены работой на 15 лет вперед.
– А в какой пропорции идут поставки на иностранные рынки и на российские?
– Вся рыба, которая добывается на Севере, в основном идет на российский рынок: сельдь, скумбрия, путассу. В порт Калининграда отгружаем не так много — регион все переварить не сможет. Поэтому львиную долю рыбопродукции отправляем в Санкт-Петербург, а из Санкт-Петербурга она расходится по всей России. Ту рыбу, что ловим у берегов Африки, отправляем соответственно на африканские рынки.
– С торговыми сетями напрямую не работаете?
– Чтобы работать с торговыми сетями напрямую, необходимо иметь свои морозильные емкости на берегу. Поэтому мы продаем крупным оптовым компаниям, у которых есть такие холодильники. Они покупают, хранят, а потом реализуют дальше.
Траулер "Замоскворечье" / "Вестрыбфлот" |
– Как вам рыбный порт в Калининграде? Устраивает?
– В рыбный порт мы привозим небольшие объемы рыбопродукции для реализации на калининградском рынке. Производим оформление захода (потом выхода) в таможне и у пограничников, дальше идем на ремонт. Стоим на межремонтных базах — на судоремонтном предприятии "Преголь" в Калининграде, или на судоремонтном заводе в городе Светлом Калининградской области.
– Объемов квот вам хватает или хотелось бы их увеличения?
– Здесь, на cеверо-востоке Атлантики, конечно, не хватает. Поэтому мы уходим к африканскому континенту, где можно дать работу морякам. Если модернизируем суда, то этот дефицит только возрастет. При этом без модернизации тоже невозможно — она необходима, как и у остальных наших коллег. На сегодня у нас уже два судна частично модернизированы, туда поставлены дополнительные морозильные плиты. Они могут морозить путассу до 110-140 тонн, а скумбрию — до 105-110 тонн.
– Морозильное оборудование какого производства?
– Сейчас на борту стоит немецкое и голландское оборудование. Устанавливала морозильные плиты немецкая фирма "Грассо" ГМБХ. Мы ждем, когда на рынке появится российское оборудование идентичное иностранному. Если узнаем, что есть такое — поставим. Ведь оно наверняка обойдется дешевле, да и монтаж будет проще. А кроме того, это и помощь нашим заводам, нашей экономике — появятся новые рабочие места.
Траулер "Лазурный" / "Вестрыбфлот" |
– А орудия лова какие заказываете?
– За орудиями лова нам нет необходимости обращаться куда-то на сторону. У нас в Калининграде есть специализированные производственные предприятия, – "Фишеринг Сервис" и "Концепт". Там и заказываем тралы. Причем эти компании снабжают промвооружением не только калининградских рыбопромышленников. Они поставляют свою продукцию на север, в Мурманскую область, на Дальний Восток, выполняют заказы иностранных предприятий. Для разных регионов идут свои специфические орудия лова, поскольку они сильно зависят от типа судна, от его мощности. А суда в свою очередь рассчитаны на определенные районы вылова.
– А ваша компания каким флотом обладает?
– У нас есть четыре судна типа БАТМ – большой автономный траулер морозильный, океанического лова, проект 1288, тип "Пулковский меридиан". Называются они "Арменак Бабаев", "Старый Арбат", "Лазурный" и "Замоскворечье". Строились в свое время на знаменитом Николаевском заводе, на Украине. Сейчас тот завод, который их выпускал, можно сказать, прекратил свою работу по назначению.
Сам по себе проект хороший, суда крепкие. Когда-то они были современными, полностью удовлетворяли требованиям времени. Но сейчас, конечно, устарели с точки зрения производительности. Мы постоянно улучшаем обстановку на судах, производим восстановление, но поскольку траулеры старые, по 25-27 лет, в них надо много вкладываться.
– Вариант постройки нового судна в рамках инвестиционных квот не рассматриваете?
– Данный вопрос находится в стадии обсуждения.
"Вестрыбфлот" |
– Где вы ремонтируете суда?
– Те суда, которые идут работать в Африку, иногда проходят межрейсовый ремонт в Лас-Пальмасе — это на Канарских островах. Правда, работы там производятся небольшие — короткое докование, восстановительный ремонт и профилактика двигателей, технических средств заморозки, технологического оборудования.
Крупный же ремонт проводим на судоремонтных предприятиях в Калининграде и Светлом. Иногда в польском Гданьске ремонтируемся. Дело в том, что не всегда мощности наших заводов бывают свободны, а между путинами очень короткий промежуток времени – где-то 25-40 суток. Надо успеть вписаться, зайти, сменить экипаж, отремонтировать судно, провести профилактику. Поэтому всегда смотрим, где есть возможность это сделать.
– А если у африканских берегов, например, вас застала нештатная ситуация — как решаете проблему?
– Все зависит от того, какой необходимо делать ремонт. Если вышел из строя, допустим, один из главных двигателей, то мы на втором спокойно можем дойти до ближайшего порта, произвести ремонт и возвратиться назад. Даже если мы находимся где-то в районе Африки. Потому что у нас стоят двигатели Pielstick, произведенные заводом "Русский дизель" по французской лицензии. Эти двигатели и запчасти к ним можно закупить в Германии и прислать в любую точку мира.
Траулер "Арменак Бабаев" / "Вестрыбфлот" |
– Под конец задам более общий вопрос. Как вам кажется, рыбная отрасль в России сейчас на подъеме или, наоборот, идет на убыль?
– Считаем, что в целом рыбная отрасль сейчас на подъеме. Что касается "Вестрыбфлота", наше предприятие работает стабильно. В 2016 году производство рыбопродукции составило 36 473 тонн. Ежегодный прирост объема производства – составляет около 15%.
Материалы по теме:
Рыба молчит, рыбаки говорят. День второй (обзор второго дня МРФ-2018)
Рыба молчит, рыбаки говорят. День первый (обзор первого дня МРФ-2018)
Мировой океан заждался наших рыбаков (о сырьевой базе Мирового океана)
Про цену рыбы, маломерный флот, аквакультуру и курсантов (интервью с главой Северо-Западного территориального управления Росрыболовства?)
Крабы грозят дефолтами и цунами (о распределении квот на вылов краба)
Квоты судотворящие (о строительстве рыболовных судов в России в рамках ивестквот)