Sitronics KT, разработчик систем автономного судовождения на море, доработала алгоритмы технологии с учётом особенностей речной навигации и установила оборудование на буксире. Решение позволило осуществлять управление судном в дистанционном режиме.
В будущем технология сможет обеспечить полностью самостоятельное следование речного судна в автономном режиме по заданному курсу, расхождение с другими судами, уклонение от объектов, представляющих опасность. В рамках прошедших испытаний управление буксиром осуществлял оператор на суше. Тестирование технологии длилось 15 дней, за это время буксир прошел порядка 80 километров при удаленном управлении. Навигационные системы и камеры, установленные на буксире, в режиме реального времени предоставляли информацию о судне, позволяя контролировать его движение и положение на карте, а также состояние главных двигателей и рулевых машин.
Разработка находится на стыке технологий искусственного интеллекта, математического моделирования, распознавания и идентификации. Дальнейшие испытания планируются в следующем навигационном сезоне 2023 года. "Газпромнефть-Снабжение" и Sitronics KT планируют доработать текущую систему и перевести управление речными судами в полностью автономный режим.
Андрей Родионов, генеральный директор Sitronics KT:
"Первый опыт испытания нашего решения на реке оказался успешным. В ходе проекта удалось превратить типовое судно в высокотехнологичное. При этом работа над реализацией длилась всего 5 месяцев, из которых месяц заняли пусконаладочные работы и испытания. Сотрудничество с "Газпромнефть-Снабжением" демонстрирует, что технология автономной навигации может активно применяться для решения практических задач".
Евгений Брагар, исполнительный директор по логистике "Газпромнефть-Снабжения":
"В период речной навигации "Газпромнефть-Снабжение" ежемесячно доставляет сотни тысяч тонн грузов речным транспортом. Этот вид перевозки отличается высокой экономической эффективностью и, кроме того, является единственным возможным способом снабжения ряда удаленных объектов в Сибири. В перспективе безэкипажное судовождение позволит нам достичь двух главных целей. Во-первых, повысить эффективность использования речных судов и, как следствие, периода речной навигации. Во-вторых, повысить безопасность перевозок речным транспортом. Искусственный интеллект может быстрее и точнее прогнозировать риски на пути следования и в соответствии с ними безошибочно корректировать маршрут судна".
"Газпромнефть-Снабжение" и Sitronics KT успешно протестировали систему дистанционного судовождения / Фото: АО «Ситроникс КТ» |
Никита Чудинов, менеджер проектов блока технологических сервисов "Газпромнефть-Снабжения":
"Безэкипажное судовождение не первый год тестируется в сфере морских перевозок, но пока не развито в сфере речных перевозок. Это связано с меньшей предсказуемостью речных путей и, как следствие, сложностью разработки технологии. При транспортировке грузов по рекам требуется учитывать изменения русел, сезонные колебания уровня воды, пересыхание или замерзание отдельных участков и другие факторы. В рамках следующих испытаний мы продолжим дорабатывать систему дистанционного управления, а также береговую инфраструктуру. В частности, планируем улучшить качество связи на пути следования судна. После мы приступим к отработке движения буксира с одной и несколькими баржами".
Ссылка на видео компании "Газпромнефть-Снабжение:
Подписаться