На предприятии "Тюменские моторостроители" (входит в группу "Газпром энергохолдинг индустриальные активы") будет выпускаться газотурбинный двигатель мощностью 16 МВт. В рамках проекта он получил название ТМ-16. Модель представляет собой улучшенную версию разработанного в Николаеве Украинской СССР ГТД ДГ90.
"Его широкое применение ГТД обусловлено высокой надежностью, ремонтопригодностью, конкурентной стоимостью. Его производство началось в 1989 году, однако вопросам модернизации не уделялось достаточного внимания. Как следствие, на сегодняшний день ДГ90 не удовлетворяет современным требованиям с точки зрения эффективности и экологичности", - отметил Заместитель начальника департамента ПАО "Газпром" Андрей Бронников в интервью ИА Интефакс.
Первый этап модернизации двигателя ДГ90 - это выпуск модели ТМ16. Он предусматривает увеличение КПД с 34,1% до 35%. Этого планируется достичь за счет применения новых суперсплавов с повышенной жаропрочностью для лопаток, нового профилирования лопаток компрессора низкого и высокого давления. Также планируется улучшить экологические характеристики камеры сгорания. Выпуск головного образца двигателя ТМ16 запланирован на 2025 год.
Завод "Тюменские моторостроители" обеспечит разработку конструкторской и технологической документации, на основе которой будет изготовлен опытный образец двигателя с высокими технико-экономическими и экологическими характеристиками.
"Реализация проекта ТМ-16 - это важный стимул для выхода на качественно новый уровень развития нашего предприятия. Накопленный на тюменской производственной площадке опыт капитального ремонта и технического обслуживания ГТД и ГПА, позволяет найти наиболее оптимальные конструкторские и технологические решения для создания современного газотурбинного двигателя, совместив все лучшие наработки в двигателях предыдущих поколений и современные инновационные материалы и технологии" - прокомментировал гендиректор ПАО "Тюменские моторостроители" Станислав Гуц.
Второй этап предусматривает доведение КПД двигателя до 37,5% за счёт умеренного увеличения предельных параметров термодинамического цикла, аэродинамического совершенствования лопаточных аппаратов и системы охлаждения.
Третий этап предполагает создание на базе ТМ16 нового газотурбинного двигателя мощностью 25 МВт и КПД 40% за счёт установки промежуточного воздухоохладителя между компрессорами.
Как отмечают авторы проекта, эффективность ГТД V поколения может быть достигнута уже на существующих и доступных технологиях II-IV поколения. Проект теплообменного аппарата выполнен максимально рационально и органично вписан в газовоздушный тракт, при этом не исчерпаны возможности дополнительного уменьшения размеров за счёт перехода к суперкомпактным теплообменным ячейкам. Преимущества промежуточного охлаждения: меньшая цена (по сравнению с аналогами), теоретически более высокие надёжность и ресурс ГТД, а температура теплоносителя при выходе допускает его использование в системах отопления.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |