Как уже ранее отмечал Korabel.ru, массированные поставки сжиженного газа с арктических месторождений являются одним из ключевых условий перспективного наращивания грузопотока по Северному морскому пути. Соответствующие добывающие и перерабатывающие мощности создаются и наращиваются, однако нехватка специализированного тоннажа становится все более серьезным препятствием для реализации этих масштабных планов – кстати, вполне очевидным уже и для заинтересованных иностранных наблюдателей.
Не ТАСС уполномочен заявить...
Так, в самом начале апреля агентство Reuters с традиционной ссылкой на "надежные", но анонимные источники оповестило мир о том, что ПАО "Новатэк" приостановил добычу природного газа на месторождениях "Арктик СПГ-2" и работу первой линии по его сжижению. Этому решению предшествовало резкое снижение объемов производства "голубого топлива" в последние месяцы, что связывается с постоянным переносом сроков начала отгрузок сжиженного газа на танкеры.
Декабрь 2023 | Январь 2024 | Февраль 2024 |
425 | 250 | 83 |
Предполагается, что работа первой производственной линии проекта будет возобновлена не ранее конца июня текущего года. Более того, "компетентные" источники Reuters настаивают на возможности "уменьшения масштабов" производства сжиженного природного газа в рамках "Арктик СПГ-2", с переносом преимущественного внимания ПАО "Новатэк" на осуществлении еще более мощного (до 20,5 млн тонн/год) газового проекта в привязке к незамерзающему порту Мурманск.
В частности ожидается, что этим летом с верфи в Белокаменке на Гыданский полуостров будет переведена очередная гравитационная платформа – для второй производственной линии "Арктик СПГ-2", а вот третья подобная установка будет оставлена для обеспечения аналогичного производства в Мурманской области. Основная часть продукции при этом будет вывозиться уже не в восточном (по Северному морскому пути), а в западном направлении, с последующим разворотом грузопотока к югу и дальнейшим распределением по перспективным рынкам. Осуществление подобных планов уже не требует привлечения танкеров Arc 7, а значит и не зависит от темпов реализации программы их строительства.
Таким образом, вместо трех линий по 6,6 млн т/год (19, 8 млн т/год собственно СПГ плюс до 1,5 млн т/год газового конденсата), на практике мощности "Арктик СПГ-2" могут оказаться ограниченными всего двумя. Это автоматически сокращает перспективный грузопоток по Северному морскому пути почти на 7 млн тонн в год, зато позволяет несколько снизить зависимость российского экспорта СПГ от наличия (а точнее – отсутствия) газовозного тоннажа ледового класса.
Между тем, буквально накануне "сенсационного" заявления Reuters (29.03.24) вице-премьер Александр Новак подтвердил ожидания поступательного увеличения грузопотока по Северному морскому пути. Ожидается, что уже по итогам 2024 года он достигнет отметки в 40 млн тонн, что на 10% выше соответствующего прошлогоднего показателя. Предполагается также, что поток транзитных грузов по главной арктической трассе России удастся нарастить до 2,5-3 млн тонн, что означает прирост от 16% до почти 40% в годовом исчислении.
При этом особо отмечается, что существенный вклад в реализацию планов по наращиванию грузопотоков по Северному морскому пути должен внести именно "Арктик СПГ-2". Однако иностранные наблюдатели обратили внимание, что выступлении российского вице-премьера – куратора ТЭК все же не были названы конкретные сроки вывода на проектную мощность даже первой очереди "Арктик СПГ-2".
Эффективного же обеспечения газового экспорта Россия предполагает достичь объединенными усилиями собственной судостроительной промышленности и дружественных стран – что вполне логично, учитывая сложность задачи, крайне ограниченное время на ее решение и недостаток отечественного транспортного флота, особенно в его газовозном сегменте.
Тут-то и начинается самое интересное...
Большой Брат видит все
За ходом строительства танкеров для "Арктик СПГ-2" наши бывшие зарубежные партнеры внимательно следят не только по заявлениям высшего российского и отраслевого руководства, а также масс-медиа, но и по объективным данным орбитального наблюдения. Получаемая благодаря этому кропотливому непрерывному процессу информация постоянно обновляется и исследуется, что позволяет оценить не только достигнутый российскими корабелами результат, но и саму динамику производственного процесса:
Как видим, в конце марта текущего года на воду были спущены лишь три СПГ-танкеров Arc 7 ("Алексей Косыгин", "Петр Столыпин" и "Сергей Витте"), а уже в первых числах апреля к ним присоединились еще два – "Виктор Черномырдин" и "Константин Посьет". Точная степень готовности этой первой пятерки (из 15 законтрактованных на ССК "Звезда") судов иностранным наблюдателям пока неизвестна, однако представляется достаточно высокой – даже с учетом выхода из проекта ключевых зарубежных партнеров.
Так, в декабре 2023 года южнокорейская Samsung Heavy Industries (SHI) без официального расторжения контракта объявила о прекращении выпуска блоков и оборудования для десяти оставшихся СПГ-танкеров арктической серии. При этом руководство SHI как бы вскользь отметило, что компания все же "завершает" производство подобных комплектующих для первых пяти судов. Последнее обстоятельство внушает сдержанный оптимизм в отношении возможности их оперативной достройки, тем более что свет в конце санкционного туннеля забрезжил и по некоторым другим видам критических для реализации проекта комплектующих.
Напомним, что еще в начале января 2023-го о своем решении "приостановить" поставки своей продукции в Россию объявила французская компания Gaztransport & Technigaz (GTT), специализирующаяся на производстве мембранного покрытия и криогенных систем для транспортных танков газовозов. Впрочем, GTT сообщила, что сделает исключение для двух судов серии, сотрудничество по созданию которых продвинулось "особенно далеко".
Поскольку производителей подобной продукции в России нет, такое решение французской компании грозило обернуться (казалось бы) окончательным приговором сооружению крупных современных СПГ-танкеров на ССК "Звезда", но... В декабре того же года GTT объявила о заключении соглашения о стратегическом сотрудничестве с крупнейшей китайской судостроительной корпорацией China State Shipbuilding Corporation Limited – CSSC.
Примечательно, что именно CSSC является практически монопольным поставщиком специализированного тоннажа для Китайской национальной нефтегазовой (CNPC) и Китайской национальной шельфовой нефтяной (CNOOC) корпораций, каждая из которых на правах миноритарного акционера владеет 10% акций проекта "Арктик СПГ-2". Это означает, что китайские партнеры могут суммарно рассчитывать на более чем 1,3 млн тонн СПГ в год только с первой очереди проекта и на почти 4 млн тонн/год при условии ввода в эксплуатацию всех трех его линий.
И хотя в декабре прошлого года китайские компании (подобно другим акционерам) сообщили о форс-мажоре по поставкам газа в рамках "Арктик СПГ-2" ранее законтрактованным покупателям, они все же не заявили о полном отказе от его получения и своем выходе из проекта. При этом корабелы Поднебесной располагают как технологиями строительства современных газовозов, так и производственной базой, а также соответствующими компетенциями для их сооружения.
Учитывая все более крепнущие двусторонние экономические связи (с приоритетной ролью именно судостроительной отрасли) в решении проблемы СПГ-танкеров Россия вполне может рассчитывать на помощь Китая. Заметим также, что для обеспечения вывоза всей своей доли газа с первой очереди "Арктик СПГ-2", нашим партнерам из Поднебесной потребуется всего не более двух подобных судов (а скорее даже одно) – с учетом известной формулы: "1 млн тонн СПГ в год – один танкер".
С учетом изложенных обстоятельств трудно не согласиться с предварительными прогнозами зарубежных отраслевых экспертов относительно ближнесрочных перспектив "Арктик СПГ-2", а именно:
1. Как минимум два-три из уже спущенных на ССК "Звезда" газовозов Arc 7 могут быть введены в эксплуатацию до конца 2024 г. В совокупности с использованием в летний период судов более низкого ледового класса (в том числе иностранных) это позволит начать отгрузки СПГ с первой производственной линии проекта уже в текущем году, причем в весьма близких к плановым объемах
2. Ввод в строй оставшихся двух СПГ-танкеров можно ожидать в 2025 году, что позволит практически полностью обеспечить вывоз газа первой с очереди "Арктик СПГ-2" на отечественном тоннаже.
Таким образом, старт логистической цепочки проекта в целом можно ожидать с минимальной (+1 год) подвижкой исходных сроков. Что же касается перспектив второй очереди (планировалась к запуску в 2024-м), то они в значительной степени зависят от дальнейшей судьбы газовозов, заказы на сооружение которых четыре года назад достались южнокорейской корпорации Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Как же продвигается их строительство?
Большие маневры – большие надежды
Как известно, в 2020 году Daewoo Shipbuilding заключила соглашения на строительство шести СПГ-танкеров Arc 7 однотипных с сооружаемыми на ССК "Звезда". Три из них предназначались для российского оператора "Совкомфлот" и еще три – для японской судоходной компании Mitsui O.S.K. Lines (MOL). Однако в течении 2022 года DSME последовательно расторгла контракты на сооружение всех газовозов для России, попутно сообщив, что продолжит работу над аналогичными судами для заказчика из Страны Восходящего Солнца.
Тем не менее, несмотря на сложное финансовое положение (вследствие которого DSME вынуждена была уступить свои активы концерну Hanwha Ocean Group), а также на многочисленные спекуляции о том, что "русские" танкера даже не будут спущены на воду, достаточно интенсивная достройка судов продолжилась и после разрыва контрактов. В частности, об этом свидетельствуют данные спутниковой съемки производственных площадок верфи Okpo:
Как видим, еще к июню прошлого года на воду были спущены четыре из шести заказанных м газовозов Arc 7, а еще один находился в доке. Среди этих судов были идентифицированы все три СПГ-танкера из российского заказа – "Петр Капица", "Лев Ландау" и "Жорес Алферов".
За прошедшие после этого восемь месяцев новых спутниковых фотосессий верфи Okpo в публичном пространстве не наблюдалось, а руководство верфи настойчиво избегало каких-либо дополнительных комментариев по перспективам осуществления проекта в целом. Зато появились вести иного рода, причем не менее любопытные.
Так, в первых числах февраля 2024-го эксперты французской Kpler и американской S&P Global почти синхронно сообщили о том, что первый из тройки "русских" газовозов – "Петр Капица", официально сменил владельца и уже в марте будет готов к коммерческой эксплуатации.
Спустя всего две недели появилось новое сообщение S&P Global, в котором отмечалось, что процедура смены владельца была аннулирована в связи с "непредвиденными" обстоятельствами и права собственности на судно возвращены DSME (Hanwha Ocean Group). Наконец, в начале марта руководство южнокорейского концерна официально заявило, что права собственности на СПГ-танкер "Петр Капица" (равно как и на пару оставшихся "русских" газовозов) не менялись с момента начали постройки и все суда по-прежнему принадлежат верфи.
Хотя таким образом открытия Kpler и S&P Global удалось (теоретически) опровергнуть, даже западные отраслевые эксперты лишь громче заговорили о том, что:
1. Газовозы Arc 7 из "русского" портфеля новостроя DSME построены / интенсивно достраиваются.
2. Новый владелец заказов – Hanwha Ocean Group – прилагает все усилия для оперативной достройки судов и одновременно активно ищет на них покупателей.
3. Решение последней задачи весьма осложняют два обстоятельства – практическая невозможность оперативно окупить расходы на строительство СПГ-танкеров Arc 7 при использовании их в качестве конвенциональных газовозов и наличие антироссийских санкций, которые препятствуют их использованию по прямому назначению.
В сложившейся обстановке, без успешной реализации какой-либо оригинальной схемы реализации столь специфичной продукции, южнокорейские корабелы рискуют остаться с готовыми, но невостребованными судами на руках – со всеми неприятными финансовыми последствиями, особенно болезненными на фоне неутешительного общего состояния активов бывшей DSME.
При средней цене в $283,3 млн за СПГ-танкер Arc-7 или порядка $850 млн за всю троицу, подобное развитие ситуации грозит теперь уже Hanwha Ocean Group крупными убытками, даже с учетом разницы в контрактной цене и себестоимости строительства.
Аналогичные проблемы появляются теперь и перед Mitsui O.S.K. Lines. Оплатив оговоренные в контракте $850 млн, японская компания в итоге получит три СПГ-танкера для полярных морей, которые (в лучшем случае) сможет использовать лишь на маршрутах конвенциональных перевозок. Между тем изначально эти газовозы предназначались для вывоза "голубого топлива" в рамках 10%-й доли ее материнской корпорации Mitsui Group как раз в "Арктик СПГ-2" – порядка 2 млн т/год при запуске в работу всех трех линий проекта, а также для формирование резервного тоннажа (до 1 млн т/год) под возможное фрахтования другими партнерами по арктическому проекту.
Впрочем, согласно недавнему (16.04.24) заявлению национального правительства, Япония планирует в долгосрочной перспективе сохранить свою долю в российских проектах по разработке газа и нефти "из соображений энергетической безопасности". В первую очередь это касается уже действующих "Сахалин-1" и "Сахалин-2", конкретно упомянутых в последнем годовом отчете японского МИД. В отношении же еще более перспективного (при полномасштабной реализации) "Арктик СПГ-2", японский Кабмин ведет оживленные "консультации" с коллегами из США относительно возможностей вывода обеспечивающих вывоз газа судов и их операторов из-под действия санкций.
Решающее же слово в судьбе "Арктик СПГ-2" еще только предстоит сказать Рынку, которому газ с этого проекта очень нужен, а также корабелам ССК "Звезда", которым предстоит создать более двух третей необходимого для его вывоза флота. Приближается осень 2024-го, а с ним – и момент истины...