Начнем с того, что "Северная верфь" в прошлом году отметила 110 лет. Это предприятие с богатой историей, традициями и отличным послужным списком. Сегодня здесь работает свыше 4000 человек, а на заводе строят серьезные, интересные проекты, чтобы в полной мере сохранить компетенции и приумножить их.
"Если речь идет о гражданском судостроении, мне интересны сложные рыболовецкие, исследовательские суда, суда обеспечения с большим количеством оборудования", – генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов.
Встреча с ярусоловом-процессором
"Гандвик-1" как раз можно отнести к таким, сложным, судам. Встретил он нас у причальной стенки, в это время на заказе все ещё велись работы, шла подготовка к ходовым испытаниям. Гидом по судну, если можно так выразиться, выступил старший строитель по корпусной части Виталий Шуманов.
Начали с мостика.
Здесь, в общем-то, – стандартный набор оборудования. На фотографии посредине можно наблюдать капитанское кресло с возможностью перемещения по рельсам. Сверху – репитер гирокомпаса (в шутку на время прогулки по судну мы его прозвали перископом, а, главное, в чем-то даже похож). Справа и слева – пульты управления судном (поставщик — НТИ).
На "Гандвике-1", несмотря на известную ситуацию с оборудованием, иностранных комплектующих предостаточно, так как закупка по ним осуществлялась ещё до проблем с поставками. Так, тут немало оборудования от Furuno, Thrane&Thrane, есть судовая земная станция Iridium Pilot; одновременно с этим на судне представлены и российские фирмы: "Валком", ООО "НПК Морсвязьавтоматика", ВНИИР, ООО "ИК "Кронштадт", НТИ, ООО НПФ "МРС Электроникс", ООО "МаринЛайт" и др. Но, самое главное, фабрика для переработки улова – российская (из Мурманска) ООО "БаренцКул" (о ней подробнее скажем позже).
Обзор из рулевой рубки проекта МТ1112XL – 360°, также у судна достаточно оснащения, чтобы промысел был не только эффективным, но и безопасным. На фотографиях виден линолеум – он технический, нужен исключительно для защиты поверхностей, при сдаче судна уберут.
Не будет лишним отметить, что ярусолов-процессор для Северной верфи, как и другие промысловые суда, оказался действительно новым проектом, из-за чего не обошлось без определенных сложностей.
Одна из них – рабочая документация*, которую изначально делала компания "Форсс Марин", но по итогу нагрузку на себя взял сам завод (конструктора отдела 434).
Ещё один момент – морозильный трюм, который нужно было заливать бетоном. Технологию осваивали буквально на месте. Было много обсуждений и даже споров, но корабелы всё-таки смогли договориться и сделать все, как надо.
"На этом судне мы получили серьезный опыт отделочных работ. С учетом того, что Норвежский проектант Marinteknikk отказался разрабатывать исходные требования на закупку оборудования, службам завода пришлось все делать самим и поэтому закупочная компания задержалась. Если говорить о своей части работы – по корпусу, то я лично проверял его два раза, пока тот стоял на стапеле. Также на мне была покраска судна. На "Гандвик-1" наносились иностранные краски Jotun. Но сейчас мы переходим на отечественного производителя", – старший строитель по корпусной части Виталий Шуманов.
Прогулка по "Гандвику-1" с комфортом
После мостика первым делом отправились на прогулку по палубе и "прошерстили" ее всю от кормы до носа. На выходе из рулевой рубки установлена санитарная кабина общего пользования, что нам показалось удобным и комфортным решением.
На "Гандвике-1" на верхней палубе предусмотрен грузовой кран 2,5 тонны. Он установлен в носовой части и используется для погрузки / разгрузки судна.
Также побортно размещены кран-балки от Global Davit, для сброса спасательных плотов на 20 человек от фирмы Viking.
Вообще, можно было много интересного увидеть не только на самом судне, но и вокруг него. Так, спереди и сзади стояли два заказа проекта 170701, строящиеся для Norebo, а слева от носа судна ещё можно было хорошенько разглядеть и будущий новый эллинг.
Забрались на самую высокую точку крыши ходовой рубки, попутно отметив, что тут, как и ожидалось, установлено навигационное оборудование Furuno, а также других известных иностранных производителей.
Не забыли сфотографироваться на высоте.
В том числе и автора данного текста.
Вдоволь налюбовавшись открывающимися видами, двинулись в сторону машинного отделения.
Внутри ярусолова-процессора "Гандвик-1"
Первым делом мы, конечно, осмотрели такие важные помещения как каюты и камбуз. Сделано все, как и положено, на высоком уровне. Каюта для моряков рассчитана на двоих (мебель поставила компания Marine technology).
Как вы можете видеть на фотографии, внутри каюты есть своя, отдельная, санитарная кабина, двухъярусная кровать, стул, стол, а также шкаф для хранения вещей.
Камбузная мебель нам показалась достаточно приличной (производитель – Loipart).
Много о ней предлагаем не говорить, а оценить визуально.
Тут же, слева, расположена кают-компания.
По дороге в машинное отделение прошли мимо небольшой комнаты с верстаком для мелкого ремонта прямо на судне.
Пора рассказать о сердце судна – двигателе. Как мы уже отмечали, "Гандвик-1" успел получить достаточно импортного оборудования, чтобы и двигатель тут тоже был соответствующей марки – Wärtsilä. Интересный факт: проект в том виде, в котором его изначально задумало норвежское конструкторское бюро "Marin Teknikk AS" подразумевал лишь одну главную "машину" с классической валолинией, но для увеличения маневренности было принято решение применить пропульсивную систему на базе винторулевых колонок мощностью 800 кВт каждая и двух главных дизель-генераторов мощностью по 1350 кВт.
Характеристики ярусолова проекта МТ1112XL:
- Длина – 58,6 м;
- Ширина – 13 м;
- Высота борта – 5,9 м;
- Валовая вместимость – 2200 тонн;
- Мощность ГД, кВт – 2х1350;
- Скорость при полном грузе – 13 узлов;
- Экипаж – 36 чел.;
- Автономность – 45 дней.
Фабрика по переработке улова
Первое, на что мы "напарываемся", когда заходим в промысловую часть судна, – специальная машина по по хранению и постановке яруса с мощными крючками. На фотографии вы их пока что не увидите, но, как только судно пойдет на путину, их будет порядка 60 000.
Крепятся крючки на специальные ярусы (тросы), которые, проходя через автоматическую наживочную машину, уходят под воду. При этом во время путины в день механизм теряет около 2000 крючков, которые, к тому же, весьма опасны: как нам объяснил специалист, если такой крючок зацепит за одежду, то может и с собой унести.
Пойманная на такой крючок рыба поднимается с ярусом через Moon Pool (дословный перевод – лунный бассейн, на деле это специальный отсек, через который поднимается улов) внутрь судна в емкость-накопитель, а после попадает непосредственно на разделочную линию и в морозильный трюм.
А вот, как выглядит часть фабрики, в которой осуществляется обработка улова.
Как мы уже говорили, фабрика – дело рук мурманской компании "БаренцКул". На данный проект ее пригласили впервые, но компания не растерялась, установила свою линию, морозильные системы. И на вид, и по логике обработки – система продумана.
Крупная рыба отправляется на заморозку в отдельный отсек, отходы перерабатываются и выбрасываются в воду, как естественная подкормка для морских обитателей, другая часть рыбы попадает на филетировочную машину. После она пакетируется, укладывается в коробку и транспортируется дальше по специальному конвейеру, лифту в трюм на хранение до момента, пока не будет отгружена на берег.
"Мы давно помогаем нашим северным партнерам ремонтировать, модернизировать, переоборудовать суда: переделываем механическую часть по холоду и по обработке рыбы. По договору на "Гандвике-1" мы должны обустроить рыбцех и установить холодильное оборудование, что мы и сделали. Все оборудование – наше, хотя и комплектующие получаем от разных компаний. Там, где нужен сертификат РС – получили его", – мастер ОТК ООО "БаренцКул" Андрей Джупанас.
"Гандвик-1" – ярусолов, который цепляет
Завершился наш поход по судну тем, что мы ещё несколько раз снимали дополнительные кадры, чтобы после порадовать нашего любимого читателя видеосюжетом про "Гандвик-1".
Отметим, что МТ1112XL оказался близок не всем корабелам, и есть специалисты, которые считают, что строение корпуса норвежского проекта не оптимально. Участвовать в этом споре не будем, потому что наиболее верное решение в данной ситуации – следить за тем, как судно проявит себя в реальной работе. Напомним, что "Гандвик-1" совсем не "один": по этому же проекту на Северной верфи строят ещё два судна "Гандвик-2" и "Гандвик-3". Обязательно заглянем и на эти ярусоловы-процессоры, как только выдастся такая возможность.
Подписаться