Южный фрахт Обзор грузоперевозок в южных регионах от экспертов из компании "Глогос проект" |
Ежемесячный репорт: август
Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Каспийское море
Тоннаж: Костеры
В августе события, происходящие на международной политической арене, практически не оставили возможности фрахтовому рынку в Азовском регионе сменить траекторию движения. Так, в течение четырех недель фрахт снижался, потеряв за месяц 4 USD. Сейчас ставка по маршруту Ростов – Мармара составляет 24 USD за тонну пшеницы. Такая динамика обусловлена несколькими факторами:
- рост цен на зерно на внутреннем российском рынке;
- американские санкции против Турции;
- длительные выходные в честь празднования Курбан-байрама;
- падение турецкой лиры;
- начало зерновой интервенции в Турции;
- резкое удешевление рубля по отношению к доллару США.
В начале августа Минсельхоз РФ заявил, что из-за непредвиденных погодных аномалий (засуха, затяжные ливни, пожары), которые продолжались на протяжении летних месяцев, объем урожая в текущем году будет меньше ранних прогнозов почти на 20 млн тонн зерна (103 млн тонн вместо 120 млн тонн запланированных ранее).
Реакция последовала моментально – аграрии подняли цены на зерно, и уже в середине августа была зафиксирована стоимость пшеницы (FOB, Новороссийск) на уровне трехлетнего максимума – 210 USD за тонну пшеницы 3 класса. Несмотря на достаточное предложение товара на рынке, первую половину августа контрактов заключалось значительно меньше, чем планировалось, так как отечественные производители были не готовы снижать стоимость, а покупатели переплачивать. Однако к концу месяца цены на внутреннем рынке на основные зерновые культуры (пшеница, кукуруза, ячмень) хоть и медленно, но стали снижаться. Это произошло практически сразу после того, как СМИ опубликовали новость о возможном введении экспортной пошлины на пшеницу (обнулена до 1 июля 2019 года). Аграрии занижали цены, чтобы успеть реализовать основной объем товара до того, как будет принято решение о возврате экспортной пошлины. Как только на рынке появилось большое количество груза по сниженной цене, активировались иранские покупатели, вырос спрос на русскофлажные суда. Эксперты отмечают, что во многом именно благодаря этому падение ставок в Каспийском регионе в августе приостановилось.
Вот уже полгода турецкая экономика переживает один из крупнейших кризисов в новейшей истории. На фоне ухудшающейся политической обстановки между Турцией и США, после ряда американских санкций против Турецкой Республики лира подешевела на 25% по отношению к доллару США. Покупательная способность турецких трейдеров по-прежнему очень низкая. Импортеры вынуждены действовать осторожно, поскольку не уверены в дальнейшем финансовом благополучии страны и не готовы активно покупать зерно, что в целом влияет на объем торговли между Россией и Турцией. Кроме того, в конце августа в стране вышел государственный указ о начале зерновой интервенции на внутреннем рынке Республики для того, чтобы остановить инфляцию цен на продовольственные товары. Так, в ближайшее время должно быть реализовано более 2 млн тонн пшеницы из запасов, включая 100 тыс. тонн ранее импортированного зерна. Закупка зерновых у других стран на это время будет приостановлена.
Длительные выходные в мусульманских странах в честь празднования Курбан–байрама привели к тому, что деловая активность с такими странами, как Турция и Иран была сведена к минимуму не на одну неделю, как прогнозировали участники рынка, а фактически на две. Это стало главной причиной, почему ставки с Азова в середине августа потеряли 2 USD, и продолжили снижаться дальше.
Таким образом, ситуация на фрахтовом рынке Азовского и Каспийского регионов из-за событий внутри страны и эпизодов международного характера развернулась весьма непредсказуемо. Ставки в Азовском бассейне падали в течение месяца и потеряли около 4 долларов. Каспийский фрахтовый рынок, напротив, на протяжении всего августа стоит на месте.
Прогнозы
На фоне завышенных ожиданий относительно развития фрахтового рынка, которые сформировались благодаря успешно прошедшему зерновому сезону – 2017, падение рынков вызывает особенно драматичную реакцию у участников рынка. В прошлом году с началом высокого сезона на рынке наблюдалось изобилие груза, флот работал без существенных перерывов. В этом году привычный алгоритм был нарушен. Пока предпосылок к тому, что в ближайшее время ситуация изменится, нет: спрос на пшеницу и ячмень на рынках крупнейших импортеров российского зерна по-прежнему низкий, международная обстановка становится все менее предсказуемой, курсы национальных валют Турции и России сохраняют высокую волатильность.
Эксперты предсказывают падение фрахтового рынка в первой половине сентября, как только в Азовском и Каспийском бассейнах откроется большое количество флота после окончания праздничных выходных в честь Курбан–байрама, и возникнет дисбаланс между предложением тоннажа и спросом на услуги перевозки груза морским транспортом. В таком количестве суда будут не востребованы. Восстановление прежних темпов торговли с Турцией в ближайшее время маловероятно. Во-первых, это связано с вмешательством властей Республики во внутренний зерновой рынок. Пока заявленные в указе объемы не будут распроданы внутри страны, у Турции нет необходимости закупать зерно извне. Во-вторых, ожидаемые цены турецких покупателей существенно разнятся с
теми, что предлагают российские Трейдеры, поэтому отечественный зерновой рынок пока выглядит для турецких импортеров наименее привлекательно.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |