От баланса темпов сдачи заказчикам новых судов и утилизации старых зависит исполнения заветной мечты владельцев наливных флотилий – по-максимуму заработать на резком росте спроса на нефть и газ.
До конца 2021 года танкерный флот может надеяться на дальнейший рост фрахтовых ставок – к такому выводу приходят отраслевые эксперты, анализируя рост спроса на энергоносители и динамику цен на развивающихся рынках, где по мере массовой вакцинации населения постепенно смягчаются ограничения, связанные с пандемией Covid-19.
В частности, уровень фрахтовых ставок для танкеров VLCC на азиатском направлении достиг девятимесячного максимума, впервые с января 2021г поднявшись выше отметки в 40 пунктов. При этом специалисты британской консалтинговой компании Maritime Strategies International (MSI) прогнозируют дальнейший рост фрахтовых ставок в IV квартале – до $19 000/сут. для перевозок из США или стран Персидского залива в Китай и до $12 000/сут для маршрутов из Персидского залива в Японию.
Однако владельцы судоходных компаний считают подобные темпы роста недостаточными и заявляют, что в связи с ростом цен на топливо смогут обеспечить уровень безубыточности не ранее, чем фрахтовые ставки достигнут $20 000-$25 000/сут. Отмечается также, что в связи с ростом цен на нефть, страны присоединившиеся к соглашению ОПЕК+ в ближнесрочной перспективе могут существенно увеличить добычу «черного золота», что будет способствовать дальнейшему росту спроса на услуги танкерного флота.
|
Танкер / Фото: "Википедия" |
Как известно, начиная с ноября OPEC+ планирует ежемесячно увеличивать добычу на 400 тыс. барр./сут вплоть до апреля 2022г., а недостаток наливного тоннажа рынок ощущает уже сейчас.
Несколько омрачает подобные радужные перспективы тот факт, что с начала текущего года мировой танкерный флот вырос на 3%, а темпы его прироста заметно превышают аналогичные показатели 2019-20гг. В среднесрочной же перспективе можно ожидать дальнейшего прироста предложения наливного тоннажа на рынке, по мере сдачи заказчикам все новых танкеров, по мере завершения их строительства на ведущих верфях Китая и Южной Кореи.
Еще одним фактором риска для динамичного роста фрахтовых ставок является существенное замедление вывода из эксплуатации старых судов. Понятно, что в условиях продолжительного «бычьего» тренда нефтяных цен судовладельцы не спешат расставаться с устаревшими, пусть даже «грязными» танкерами.