Это сооружение известно далеко не всем красноярцам, а жители других субъектов и подавно удивятся этому уникальному гидросооружению, которое служит важнейшим узлом судоходства на реке Енисей и позволяет перевозить грузы через гребень плотины Красноярской ГЭС. Сегодня мы расскажем о Красноярском судоподъемнике. Айда с нами!
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
История судоподъемника
Красноярский судоподъемник входит в состав гидроузла Красноярской ГЭС и предназначен для перевозки судов, составов и других плавучих средств через гребень плотины электростанции.
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
Генеральным проектировщиком, выполнившим проект строительства сооружения являлось Ленинградское отделение института "Гидропроект" им. С. Я. Жука (ныне Инженерный центр РАО "ЕС России" (Ленгидропроект).
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
Красноярский судоподъемник расположен на левом берегу реки Енисей непосредственно у берегового примыкания глухой плотины Красноярской ГЭС. Он выполнен по типу наклонно-продольного судоподъемника с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой, заходящей в воду обоих бьефов.
|
Красноярская ГЭС / Фото: ArchitectureGuru |
Согласно проекту судоподъемник предназначен для транспортировки судов с габаритами:
- длина – 78,15 м;
- ширина – 15,05 м;
- осадка – 1,86 м.
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
Проектная мощность судоподъемника – 500 тыс. тонн грузов в навигацию (при расчетной продолжительности навигации пять месяцев). Эксплуатация судоподъемника осуществляется при положительной температуре воздуха.
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
Подробнее об уникальном гидротехническом сооружении и его механизмах Корабел.ру рассказал Евгений Головкин, начальник Управления эксплуатации Красноярского судоподъемника:
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
- Это уникальное сооружение, единственное в мире, аналогов в мировой практике гидротехнических сооружений не имеет. Тип судоподъемника - продольно-наклонный. Есть что-то похожее в Европе, но там подобные сооружения носят больше туристический характер. Наш же судоподъемник строился в промышленных масштабах для перевозки крупногабаритных судов. Строительство судоподъемника, как гидротехнического объекта началось вместе со строительством Красноярской ГЭС. Плотина перегораживает Енисей и на этом месте судоходство прерывается, в связи с этим долго решался вопрос строительства. Правительство СССР понимало, что если не по реке, то другим способом невозможно будет завести грузы для строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Потому что, например, классическая система шлюзов расположилась бы до Красноярска (47,1 км) и по трудозатратом этот вариант строительства был бы сопоставим со строительством самой плотины. По разным данным в "тело" плотины ушло 6-8 млн кубометров бетона.
|
Евгений Головкин - начальник управления эксплуатации Красноярского судоподъемника / Фото: Корабел.ру |
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
- Как устроена судовозная камера?
- Судовозная камера двигается по рельсам, общая протяженность которых составляет 1747,45 м. В верхней точке, чтобы развернуть судовозную камеру установлено специальное поворотное устройство.
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Корабел.ру |
Судовозная камера судоподъемника, которая осуществляет транспортировку судов, является самым сложным и наиболее ответственным объектом сооружения. Она состоит из приемного бассейна (шлюзовой камеры), опирающейся на косяковую несущую часть камеры, выполненную в виде двух безраскосных плоских ферм с наклонным нижним поясом.
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
Основные параметры судовозной камеры:
- длина габаритная - 113,55 м;
- ширина габаритная - 26,5 м;
- высота - 30 м;
- длина приемного бассейна (полная) - 90 м;
- ширина приемного бассейна (полная) - 18 м;
- максимальный уровень воды в приемном бассейне - 2,2 м;
- скорость передвижения по наклонным судовозным путям - 20м/мин;
- масса судовозной камеры без воды - 4530 тонн;
- масса судовозной камеры с уровнем воды в приемном бассейне 2,2 м - 8100 тонн;
- число опорно-ходовых тележек - 78 ед;
- число гидромоторов гидропривода - 156 шт.
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
Максимальная длина перевозимого судна составляет – 75 м, ширина – 15 м, а осадка – 1,86 м.
Красноярский судоподъемник работает только в теплое время года, а именно с 1 июня по октябрь в зависимости от количества заявок и погоды. Перевозка судов осуществляется за деньги, но есть период с 3 сентября по 3 октября, установленный Росморречфлотом, когда перевозка осуществляется бесплатно.
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
Управлять судоподъемником учат только здесь, у нас действует принцип преемственности поколений.
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
Максимальная скорость передвижения судовозной камеры составляет до 20 м/мин, проектная скорость - до 80 м/мин.
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
Судовозные пути, по которым двигается судовозная камера, имеют уклон 1:10. Общая длина путей с уклоном равняется 1747,45 м, в том числе участок верхнего судовозного пути (путей верхнего бьефа) – 305,15 м, низового судовозного пути (путей нижнего бьефа) - 1189,66 м, путей на поворотном устройстве - 105,15 м, путей на ремонтно-монтажной площадке 133,45 м. Колея путей - 9 м.
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Красноярский судоподъемник |
Пути поворотного устройства нижней оконечностью соединяют пути верхнего и нижнего бьефов наклонного судоподъемника, а посредством верхней оконечности обеспечивается соединение с судовозными путями ремонтно-монтажной площадки.
|
Поворотное устройство Красноярского судоподъемника / Фото: Корабел.ру |
|
Вид на Енисей с Красноярского судоподъемника / Фото: Корабел.ру |
|
Красноярский судоподъемник / Фото: Корабел.ру |