Компания “ФОРСС Технологии” гордится своим коллективом, а также тем, что разработку может вести в любом трехмерном САПР: AVEVA (Tribon), FORAN, Cadmatic. Примерно год назад в компании занялись, казалось, узкоспециальным проектом – разработкой модели судна для очков виртуальной реальности и дополненной реальности. В итоге, уже сегодня на технологию образовался спрос от судостроителей. Как работает технология и что она сулит - нам рассказали в “ФОРСС Технологиях”.
Антон Чернов, заместитель руководителя корпусно-технологического отдела ООО “Форсс Технологии”
- Все началось около года назад, после знакомства с темой Виртуальной Реальности (ВР). Изначально купил очки ВР для личного пользования, в процессе стало интересно: можно ли применить данную технологию в работе, как это сделать, какие могут быть перспективы.
В России на данный момент есть всего несколько крупных конструкторских бюро (КБ) и заводов, которые хоть как-то используют ВР. Насколько известно, стоит это очень дорого, т.к. для работы требуются сервера, профессиональные видеокарты и прочее сопутствующее оборудование. Соответственно такие системы ВР являются "неподъемными", то есть с ними не поедешь к заказчикам или строителям, чтобы показать визуализацию разрабатываемого проекта. Может быть, поэтому технология и не получила широкого распространения в судостроении.
Исходя из всего этого, появилась идея реализовать систему ВР так, чтобы она была мобильной, визуально понятной для любого человека, стабильной в работе, не сложной в реализации, и главное - финансово доступной. Чтобы мы могли развернуть ее на любом заводе, КБ и у любого заказчика, с которыми работаем.
В качестве исходных данных мы можем использовать 3D-модели заказчика разного уровня – от экстерьерных/интерьерных эскизов до проработанных инженерных 3D-моделей из САПР (AVEVA, CADMATIC и пр.). Заказчик получит соответствующий проект в системе ВР. При необходимости есть возможность доработки исходной 3D-модели для увеличения детализации.
"Прогулка" по модели судна (вид, который открывается в очках)
Генеральный директор "Объединенных Верфей Вега" Елена Майер изучает технологию и совершает "прогулку" по модели судна.
Работу с ВР можно интегрировать на стадии проектирования и постройки судна.
На стадии проектирования заказчик может оценить архитектуру своего судна в ВР: расположение оборудования, эргономичность его использования, заранее найти критичные недостатки судна, оценить интерьер. В отличии от привычных САПР ВР создает эффект “погружения”, что позволяет более точно проследить за перечисленными аспектами.
На стадии постройки ВР облегчает техническое сопровождение. Работники завода получают возможность отслеживать насыщение помещений в объеме. Соответственно перед монтажными работами можно предварительно посмотреть расположение оборудования, подвод арматуры и кабелей к нему, пересечение с соседними системами, что не всегда удобно отслеживать по чертежам, особенно в помещениях по типу машинного отделения. Однако строителей больше заинтересует технология Дополненной Реальности, о которой расскажем далее.
За год работы стало понятно, что ВР может позволить и другие возможности. В данный момент мы работаем над расширением функционала в проектах ВР: перемещение/добавление/удаление оборудования, изменение цвета и материалов интерьера, симуляция работы различных механизмов и систем. Как результат, возможно, довести проект судна до уровня виртуального тренажера с отработкой действий в различных штатных и внештатных ситуациях. В перспективе хотелось бы также освоить возможность проведения онлайн-конференций внутри проекта ВР.
Параллельно с разработкой системы ВР мы начали разработку системы Дополненной Реальности (ДР). Данная технология позволяет решать другие задачи, ориентированные на постройку судна. Отличие ДР от ВР в том, что визуализация происходит на самом судне – “картинка” накладывается на сформированное помещение на любом этапе постройки.
Для использования проектов ДР необходимы очки дополненной реальности (не путать с очками виртуальной реальности), которые являются полностью автономным оборудованием (не требуют подключения к ПК). Суть в том, что через очки вы увидите в реальном помещении, прямо на строящимся судне - виртуальное насыщение из модели. Видны корпус судна, расстановка оборудования и разводка систем, что позволяет: проверить правильность расположения уже собранных конструкций, решить вопросы пересечения систем, выстроить правильную очередность монтажа. В теории, это может сократить срок постройки, за счет упрощения трассировки систем и снижения количества ошибок.
Мы планируем развивать и ДР путем увеличения доступной к просмотру информации. Например, возможно снимать размеры с визуализации по месту, возможность просмотра информации по оборудованию и арматуре прямо в проекте ДР: типоразмеры, обозначения документов, статус закупки и прочая информация необходимая строителям на месте.
Очки дополненной реальности на текущий день – оборудование труднодоступное, поэтому пока мы планируем сдавать его только в аренду . Также мы рассматриваем возможность использования планшета вместо очков.
Обе технологии мы уже успели протестировать совместно с нашими партнерами на реальных заказах - получить первый опыт использования и утвердится в плюсах ВР и ДР, а общение с заказчиками и строителями помогло выбрать пути развития.
Владислав Шишкарев, руководитель проекта и начальник сектора в отделе судовых энергетических установок “ФОРСС Технологии”
Идея начать работать с 3D очками принадлежит нашему сотруднику Антону Чернову. Первые полгода он вообще ничего не рассказывал, работал в тайне, т.к. сам еще не понимал - получится ли реализовать идею.
Хотелось бы отдельно рассказать о визите в ПК “Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина” (г. Петропавловск-Камчатский). Для данного Заказчика мы готовим проектную документацию на один из самых массовых на Дальнем Востоке типов судов, это МРС-150. Наш проект не столько модернизация МРС-150, сколько полное переосмысление данного проекта.
О том, что есть возможность посмотреть будущее судно в 3D мы сообщили Сергею Борисовичу Тарусову (председатель правления ПК “Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина”), он согласился, пригласил нас. И здесь важно уточнить одну деталь - между заказчиком и проектировщиками часто возникают некоторые споры. Заказчик выставляет ряд требований о конкретном расположении и габаритах тех или иных частей судна и механизмов. Проектировщик, сразу понимая неправильность некоторых требований, пытается предложить иные варианты. Заказчик может не согласиться, и тогда все выливается в исправление судна на стапеле.
Погружение в проект судна в Виртуальной реальности позволяет нам вообще много чего увидеть: посмотреть удобство расположения арматуры, оборудования, систем, размеры рубочных окон для того, чтобы понимать углы обзора из рубки. По факту это полноценный макет судна . Также мы смогли добавить функцию “имитация работы стрел” - вручную можно вращать стрелу, что позволяет понять, где будет находиться она и где окажется сете выборочный блок - во время подсушки и во время разматывания снастей.
Каждый из приглашенных на презентацию модели минимум 10-15 минут ходил в очках, максимальное время пребывания внутри модели составило примерно 40 минут - кто-то из начальников служб досконально изучал абсолютно все.
Когда стали изучать машинное отделение, то решили перенести топливный коллектор. Внесли, также, изменения по аварийному выходу, переместив его с открытой палубы внутрь шахты машинного отделения. Кроме этого, изменения коснулись компоновки рулевой рубки и мусорных баков и т.д.
Сейчас речь шла о работе в очках виртуальной реальности. Заказчик их надевает, видит спроектированное полностью судно, “гуляет” по нему, составляет список правок. После обсуждения мы их вносим в модель и предлагаем снова “прогуляться”. И так до полного согласования.
Представьте только, что у вас на стадии проекта судна есть его полноразмерный макет и команда в состояние с ним ознакомится еще до начала строительства.
Дмитрий Зеленский, заместитель генерального директора “ФОРСС Технологии”
- Присоединяясь к уже сказанному коллегами, хочу добавить, что мы, как проектная организация, в полной мере осознаем, что все-таки конечным нашим продуктом является не бумага (документация), а вовремя сошедшее со стапеля и переданное заказчику судно, и мы заинтересованы в этом не меньше чем завод-строитель. Поэтому мы уже сейчас готовы и предлагаем отрасли новый подход при проектирование, строительстве, наблюдение, а также приемки судна. Технологии виртуальной и дополненной реальности - это тот инструмент, который позволит нам связать воедино заказчика, проектанта и строителя (вплоть до рабочих).
На данный момент нами получены первые положительные отзывы как заказчиков, так и строителей.
Один из примеров - в декабре мы ездили к нашим партнерам на Балаковский ССРЗ (Саратовская область), предложив им первыми протестировать данную технологию (по разработанному нами РКД и модели). Главный строитель и технологи надели очки дополнительной реальности, прошлись по машинному отделению и, увидев полную картину, тут же на месте стали вносить изменения в очередность монтажа систем: отказались от переноса трубопроводов топливной системы, что влекло бы за собой дополнительные финансовые расходы и потерю времени по перетрассировки (смежные системы уже выпущенны на 25%). До этого на совещании у представителй Балаковского ССРЗ была полная убежденность, что данное изменение будет несущественным.
Важно отметить, что это практически не увеличивает время разработки проекта, а также не ведет к не приемлемому для заказчика подорожанию проектной документации.
Еще одно применение нашей разработки - это дополнение эксплуатационной документации 3D тренажером. Зачастую, эксплуатационные документы составляют сотни страниц. Очки позволяют не читать этот документ и смотреть последовательность – идите туда-то и откройте этот клапан, идите сюда и откройте другой клапан, теперь проверьте насос. Это очень удобный инструмент.
Важно понять, что технология при внешней сложности - очень проста в использовании. Например на упомянутом Балаковском ССРЗ в очках по очереди ходили строители, инженеры, обычные рабочие. Проблем не возникло не у кого. К слову, очки Виртуальной и Дополненной реальности сотрудники видели первый раз в жизни.
p.s. Если вы хотите посмотреть очки в деле, то можете позвонить по телефону 8(965) 012-87-17 - Зеленский Дмитрий Сергеевич, либо связаться по адресу эл. почты zds@forss.su
- Все началось около года назад, после знакомства с темой Виртуальной Реальности (ВР). Изначально купил очки ВР для личного пользования, в процессе стало интересно: можно ли применить данную технологию в работе, как это сделать, какие могут быть перспективы.
Очки виртуальной реальности (ВР или VR) |
В России на данный момент есть всего несколько крупных конструкторских бюро (КБ) и заводов, которые хоть как-то используют ВР. Насколько известно, стоит это очень дорого, т.к. для работы требуются сервера, профессиональные видеокарты и прочее сопутствующее оборудование. Соответственно такие системы ВР являются "неподъемными", то есть с ними не поедешь к заказчикам или строителям, чтобы показать визуализацию разрабатываемого проекта. Может быть, поэтому технология и не получила широкого распространения в судостроении.
Дмитрий Зеленский (в центре, "ФОРСС Технологии") изучает классическую РКД (на бумаге) с представителями Балаковского ССРЗ, декабрь 2020 года. / Корабел.ру |
Представитель Балаковского ССРЗ изучает 3D модели систем в машинном отделении строящегося гидрографа, декабрь 2020 года. |
Исходя из всего этого, появилась идея реализовать систему ВР так, чтобы она была мобильной, визуально понятной для любого человека, стабильной в работе, не сложной в реализации, и главное - финансово доступной. Чтобы мы могли развернуть ее на любом заводе, КБ и у любого заказчика, с которыми работаем.
За прошедший год от идеи мы пришли к готовому "фундаменту" для реализации любого проекта в ВР. При этом наш подход не требует невероятных мощностей, огромных серверов. Все можно сделать на современном ПК: начиная от создания и заканчивая просмотром проектов в ВР.
В качестве исходных данных мы можем использовать 3D-модели заказчика разного уровня – от экстерьерных/интерьерных эскизов до проработанных инженерных 3D-моделей из САПР (AVEVA, CADMATIC и пр.). Заказчик получит соответствующий проект в системе ВР. При необходимости есть возможность доработки исходной 3D-модели для увеличения детализации.
"Прогулка" по модели судна (вид, который открывается в очках)
Генеральный директор "Объединенных Верфей Вега" Елена Майер изучает технологию и совершает "прогулку" по модели судна.
Работу с ВР можно интегрировать на стадии проектирования и постройки судна.
На стадии проектирования заказчик может оценить архитектуру своего судна в ВР: расположение оборудования, эргономичность его использования, заранее найти критичные недостатки судна, оценить интерьер. В отличии от привычных САПР ВР создает эффект “погружения”, что позволяет более точно проследить за перечисленными аспектами.
Антон Чернов и Дмитрий Зеленский ("ФОРСС Технологии") демонстрируют технологию представителям Балаковского ССРЗ, декабрь 2020 года. / Корабел.ру |
На стадии постройки ВР облегчает техническое сопровождение. Работники завода получают возможность отслеживать насыщение помещений в объеме. Соответственно перед монтажными работами можно предварительно посмотреть расположение оборудования, подвод арматуры и кабелей к нему, пересечение с соседними системами, что не всегда удобно отслеживать по чертежам, особенно в помещениях по типу машинного отделения. Однако строителей больше заинтересует технология Дополненной Реальности, о которой расскажем далее.
Мы можем демонстрировать заказчику модель полностью на своем оборудовании – все что необходимо это розетка. Развертывание системы на месте занимает около 10 минут. Такой вариант удобен для заказчиков, находящихся в Санкт-Петербурге, для остальных – быстрее собрать собственную систему, для этого потребуются только ПК и очки ВР. Затем мы передаем готовый файл проекта ВР, который не требует специализированного ПО для работы и сразу готов к использованию без ограничений. Запустил программу проекта, надел очки и все!
За год работы стало понятно, что ВР может позволить и другие возможности. В данный момент мы работаем над расширением функционала в проектах ВР: перемещение/добавление/удаление оборудования, изменение цвета и материалов интерьера, симуляция работы различных механизмов и систем. Как результат, возможно, довести проект судна до уровня виртуального тренажера с отработкой действий в различных штатных и внештатных ситуациях. В перспективе хотелось бы также освоить возможность проведения онлайн-конференций внутри проекта ВР.
Параллельно с разработкой системы ВР мы начали разработку системы Дополненной Реальности (ДР). Данная технология позволяет решать другие задачи, ориентированные на постройку судна. Отличие ДР от ВР в том, что визуализация происходит на самом судне – “картинка” накладывается на сформированное помещение на любом этапе постройки.
Машинное отделение строящегося для Росатома гидрографа, подготовка к презентации очков дополненной реальности, Балаковский ССРЗ, декабрь 2020 года. / Корабел.ру |
Для использования проектов ДР необходимы очки дополненной реальности (не путать с очками виртуальной реальности), которые являются полностью автономным оборудованием (не требуют подключения к ПК). Суть в том, что через очки вы увидите в реальном помещении, прямо на строящимся судне - виртуальное насыщение из модели. Видны корпус судна, расстановка оборудования и разводка систем, что позволяет: проверить правильность расположения уже собранных конструкций, решить вопросы пересечения систем, выстроить правильную очередность монтажа. В теории, это может сократить срок постройки, за счет упрощения трассировки систем и снижения количества ошибок.
Очки дополненной реальности (ДП) |
Мы планируем развивать и ДР путем увеличения доступной к просмотру информации. Например, возможно снимать размеры с визуализации по месту, возможность просмотра информации по оборудованию и арматуре прямо в проекте ДР: типоразмеры, обозначения документов, статус закупки и прочая информация необходимая строителям на месте.
Очки дополненной реальности на текущий день – оборудование труднодоступное, поэтому пока мы планируем сдавать его только в аренду . Также мы рассматриваем возможность использования планшета вместо очков.
Обе технологии мы уже успели протестировать совместно с нашими партнерами на реальных заказах - получить первый опыт использования и утвердится в плюсах ВР и ДР, а общение с заказчиками и строителями помогло выбрать пути развития.
Владислав Шишкарев, руководитель проекта и начальник сектора в отделе судовых энергетических установок “ФОРСС Технологии”
Идея начать работать с 3D очками принадлежит нашему сотруднику Антону Чернову. Первые полгода он вообще ничего не рассказывал, работал в тайне, т.к. сам еще не понимал - получится ли реализовать идею.
Хотелось бы отдельно рассказать о визите в ПК “Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина” (г. Петропавловск-Камчатский). Для данного Заказчика мы готовим проектную документацию на один из самых массовых на Дальнем Востоке типов судов, это МРС-150. Наш проект не столько модернизация МРС-150, сколько полное переосмысление данного проекта.
О том, что есть возможность посмотреть будущее судно в 3D мы сообщили Сергею Борисовичу Тарусову (председатель правления ПК “Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина”), он согласился, пригласил нас. И здесь важно уточнить одну деталь - между заказчиком и проектировщиками часто возникают некоторые споры. Заказчик выставляет ряд требований о конкретном расположении и габаритах тех или иных частей судна и механизмов. Проектировщик, сразу понимая неправильность некоторых требований, пытается предложить иные варианты. Заказчик может не согласиться, и тогда все выливается в исправление судна на стапеле.
Мы приехали в Петропавловск-Камчатский и предложили посмотреть 3D модель не только Сергею Борисовичу, но и капитанам, начальникам служб колхоза. Вообще, мы ожидали, что старшее поколение с трудом воспримет данную технологию. Но оказалась, что люди быстро разобрались и освоились с ней, на это ушло не более 15 минут.
Погружение в проект судна в Виртуальной реальности позволяет нам вообще много чего увидеть: посмотреть удобство расположения арматуры, оборудования, систем, размеры рубочных окон для того, чтобы понимать углы обзора из рубки. По факту это полноценный макет судна . Также мы смогли добавить функцию “имитация работы стрел” - вручную можно вращать стрелу, что позволяет понять, где будет находиться она и где окажется сете выборочный блок - во время подсушки и во время разматывания снастей.
Каждый из приглашенных на презентацию модели минимум 10-15 минут ходил в очках, максимальное время пребывания внутри модели составило примерно 40 минут - кто-то из начальников служб досконально изучал абсолютно все.
Когда очки надел капитан, то он “походил” и увидел, что стрела крана вывешена неправильно и увеличен рычаг нагрузки. Повращав стрелу - выяснил, что ее длины не хватает для определенных операций. И мы на месте внесли исправления в проект.
Когда стали изучать машинное отделение, то решили перенести топливный коллектор. Внесли, также, изменения по аварийному выходу, переместив его с открытой палубы внутрь шахты машинного отделения. Кроме этого, изменения коснулись компоновки рулевой рубки и мусорных баков и т.д.
Сейчас речь шла о работе в очках виртуальной реальности. Заказчик их надевает, видит спроектированное полностью судно, “гуляет” по нему, составляет список правок. После обсуждения мы их вносим в модель и предлагаем снова “прогуляться”. И так до полного согласования.
Представьте только, что у вас на стадии проекта судна есть его полноразмерный макет и команда в состояние с ним ознакомится еще до начала строительства.
Строящийся для Росатома гидрограф. Балаковский ССРЗ, декабрь 2020 года / Фото: Корабел.ру |
Дмитрий Зеленский, заместитель генерального директора “ФОРСС Технологии”
- Присоединяясь к уже сказанному коллегами, хочу добавить, что мы, как проектная организация, в полной мере осознаем, что все-таки конечным нашим продуктом является не бумага (документация), а вовремя сошедшее со стапеля и переданное заказчику судно, и мы заинтересованы в этом не меньше чем завод-строитель. Поэтому мы уже сейчас готовы и предлагаем отрасли новый подход при проектирование, строительстве, наблюдение, а также приемки судна. Технологии виртуальной и дополненной реальности - это тот инструмент, который позволит нам связать воедино заказчика, проектанта и строителя (вплоть до рабочих).
Дмитрий Зеленский ("ФОРСС Технологии") презентует разработку Елене Майер ("Объединенные Верфи Вега"), Балаковский ССРЗ, декабрь 2020 года. |
На данный момент нами получены первые положительные отзывы как заказчиков, так и строителей.
Один из примеров - в декабре мы ездили к нашим партнерам на Балаковский ССРЗ (Саратовская область), предложив им первыми протестировать данную технологию (по разработанному нами РКД и модели). Главный строитель и технологи надели очки дополнительной реальности, прошлись по машинному отделению и, увидев полную картину, тут же на месте стали вносить изменения в очередность монтажа систем: отказались от переноса трубопроводов топливной системы, что влекло бы за собой дополнительные финансовые расходы и потерю времени по перетрассировки (смежные системы уже выпущенны на 25%). До этого на совещании у представителй Балаковского ССРЗ была полная убежденность, что данное изменение будет несущественным.
Как только мы начали тестировать и показывать технологию, к нам стали обращаться заказчики с просьбой изначально делать проекты с использованием виртуальной реальности. Так, на следующий год у нас начинается работа над пассажирским катамараном, где одно из условий заказчика - это предоставление модели судна в Виар.
Важно отметить, что это практически не увеличивает время разработки проекта, а также не ведет к не приемлемому для заказчика подорожанию проектной документации.
Еще одно применение нашей разработки - это дополнение эксплуатационной документации 3D тренажером. Зачастую, эксплуатационные документы составляют сотни страниц. Очки позволяют не читать этот документ и смотреть последовательность – идите туда-то и откройте этот клапан, идите сюда и откройте другой клапан, теперь проверьте насос. Это очень удобный инструмент.
Важно понять, что технология при внешней сложности - очень проста в использовании. Например на упомянутом Балаковском ССРЗ в очках по очереди ходили строители, инженеры, обычные рабочие. Проблем не возникло не у кого. К слову, очки Виртуальной и Дополненной реальности сотрудники видели первый раз в жизни.
p.s. Если вы хотите посмотреть очки в деле, то можете позвонить по телефону 8(965) 012-87-17 - Зеленский Дмитрий Сергеевич, либо связаться по адресу эл. почты zds@forss.su