Транспортная группа FESCO (далее "Группа" или "FESCO") публикует операционные и консолидированные финансовые результаты за 12 месяцев, завершившихся 31 декабря 2019 года.
Группа также сообщает о завершении всех аудиторских процедур в отношении консолидированной отчетности по международным стандартам за 2019 год.
Основные события:
- Группа увеличила долю в основных направлениях бизнеса – в интермодальных перевозках по маршруту Восток-Запад до 46% и в перевалке на Дальнем Востоке через ПАО "ВМТП" (далее "Порт") до 44%:
- объем интермодальных перевозок вырос до 344 тыс. TEU (на 14% выше 2018 года);
- Группа достигла рекордных объемов перевалки в Порту за всю его историю – в 2019 году было обработано 11,5 млн тонн грузов (на 10% выше 2018 года), включая рекордный объем перевалки контейнеров - 625 тыс. TEU и генеральных грузов – 5,1 млн тонн.
- Группа сократила срок доставки контейнеров по ключевому маршруту Шанхай-Москва до 24 суток, что в 2 раза быстрее, чем через Суэцкий канал;
- Группа запустила совместный с АО "РЖД Логистика" ускоренный транзитный сервис Trans-Siberian Landbridge для перевозки транзитных грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по Транссибирской железнодорожной магистрали через Владивосток;
- Группа продолжила расширять сеть сухопутных маршрутов: запустила железнодорожные сервисы из Китая в города России через Монголию, из России в Китай через пограничный переход Гродеково / Суйфыньхэ, транзитные поезда из Китая в Германию и обратно через Калининград, и из Германии в Китай через Дальний Восток;
- Группа открыла интермодальный контейнерный сервис для доставки грузов из городов России на Курильские острова через Дальний Восток;
- Во внутрироссийском сообщении запущены новые контейнерные поезда: из Екатеринбурга в Санкт-Петербург и из Санкт-Петербурга в Новосибирск;
- Группа сократила показатель Чистый долг/EBITDA до 3,7X (без учета IFRS 16);
- Группа реализовала непрофильные активы: все полувагоны и окатышевозы, часть старого флота, также заключила предварительный договор купли-продажи зернового бизнеса (ООО "Транс-Грейн" и связанные активы);
- Группа заключила контракты на поставку 5 кранов для Порта и универсального судна ледового класса, приобрела два контейнеровоза, увеличила парк фитинговых платформ до 6 620 единиц. Также заключила договор с ОАО "РЖД" на приобретение оставшейся неконтролируемой Группой доли в АО "Русская Тройка";
- Группа начала сотрудничество с Национальным центром исследований Антарктики и океана министерства землеведения Индии по организации снабжения индийских научно-исследовательских станций в Антарктиде. Дизель-электроход "Василий Головнин" доставил более 4 тысяч тонн груза;
- Совместно с ОАО "РЖД" была запущена технология полностью электронного оформления интермодальных перевозок импортных грузов, которая позволила сократить общее время оформления документов в Порту с пяти суток до 21 часа;
- Группа продолжила развивать управление цепочками поставок в сегментах 3PL и 4PL и существенно расширила портфель заказов проектной логистики.
2018 | 2019 | Изменение год к году, % |
|
Интермодальные перевозки (тыс. TEU) | 302 | 344 | 14% |
Международные морские перевозки (тыс. TEU) [1] | 313 | 250 | (20)% |
Каботажные морские перевозки (тыс. TEU) | 79 | 78 | (2)% |
Перевалка контейнеров в Порту (тыс. TEU) | 551 | 625 | 13% |
Перевалка генеральных грузов и нефтепродуктов в Порту (тыс. тонн) | 5 283 | 5 526 | 5% |
Перевалка средств транспорта (тыс. ед.) | 60 | 77 | 28,0% |
Подвижной состав (единицы) | 11 925 | 12 723 | 7% |
Железнодорожные контейнерные перевозки (тыс. TEU) * | 340 | 388 | 14% |
Вагоноотправки в крытых вагонах (единицы) | 14 231 | 16 372 | 15% |
Транспортный флот (единицы) | 22 | 20 | (9)% |
Судо-сутки в эксплуатации [2] | 7 096 | 7 208 | 2% |
Объемы бункеровки (тыс. тонн) | 72 | 68 | (6)% |
Финансовые результаты Группы
Показатель, млн руб. | 2018 | 2019 | Изменение, % |
Выручка | 56 993 | 56 673 | (1)% |
EBITDA[3] | 10 572 | 12 231 | 16% |
Рентабельность по EBITDA, % | 19% | 22% | 3 п.п. |
Чистая прибыль / (убыток) | 7 009 | (1 842) | - |
- Консолидированная выручка Группы в 2019 году составила 56 673 млн руб. (на уровне близком к 2018 году). Это объясняется тем, что выручка железнодорожного дивизиона снизилась из-за ухудшения конъюнктуры рынка перевозок зерновых грузов. Группа предприняла меры по выходу из этого сегмента бизнеса. Все остальные дивизионы продемонстрировали рост выручки;
- Консолидированный показатель EBITDA в 2019 году вырос до 12 231 млн руб. (на 16% выше 2018 года). Основной рост пришелся на услуги Линейно-логистического и Портового дивизионов;
- Рентабельность по EBITDA выросла до 22 % (на 3 п.п. выше 2018 года);
- Чистый убыток Группы в 2019 году составил 1 842 млн руб. и связан с начислением курсовой разницы по внутригрупповым обязательствам. "Бумажные" курсовые разницы возникают в связи волатильностью курса.
Линейно-логистический дивизион
Финансовые показатели:
- Выручка выросла до 37 944 млн руб. (на 6% выше 2018 года) за счет роста объемов интермодальных перевозок;
- Показатель EBITDA вырос до 2 309 млн руб. (на 83% выше 2018 года) за счет:
- увеличения частоты судозаходов на линиях Китая и Республики Корея;
- сокращения сроков доставки грузов: в частности, благодаря ускоренному оформлению транзита, повышению оборачиваемости вагонов, электронному документообороту;
- роста отгрузок через сухопутные пограничные переходы.
- Группа увеличила долю рынка интермодальных перевозок по маршруту Восток –Запад до рекордных 46% (на 7 п.п. выше 2018 года). Объем интермодальных вырос до 344 тыс. TEU. Рост обеспечен за счет:
- открытия новых сервисов;
- гибкой коммерческой политикой, внедрению системы ранжирования клиентов;
- внедрению IT-решений на примере сервиса MY.FESCO, который позволяет клиентам в онлайн режиме заказывать услуги и отслеживать передвижение груза (60% всего объема интермодальных перевозок заказано в 2019 году в онлайн режиме).
- Объем международных морских перевозок сократился до 250 тыс. TEU (на 20% ниже 2018 года), в результате принятого решения сократить объемы перевозок на Балтике в связи с неэффективностью;
- Объем каботажных морских перевозок снизился до 78 тыс. TEU (на 2% ниже 2018 года).
Финансовые показатели:
- Выручка выросла до 15 409 млн руб. (на 17% выше 2018 года) за счет изменения ставок, структуры грузов и роста грузооборота:
- контейнерных грузов на 13%;
- генеральных грузов и нефтепродуктов на 5%;
- средств транспорта на 28%.
- Показатель EBITDA вырос до 6 787 млн руб. (на 15% выше 2018 года).
- Группа достигла рекордных объемов перевалки в Порту за всю его историю – 11,5 млн тонн грузов (на 10% выше 2018 года), включая рекордный объем перевалки контейнеров – 625 тыс. TEU (на 13% выше 2018 года);
- Объем перевалки средств транспорта вырос до 77 тыс. единиц (на 28% выше 2018 года) за счет повышенного спроса на автомобили на территории РФ. Чтобы повысить мощность и скорость обработки средств транспорта была задействована дополнительная территория Порта;
- Объем перевалки навалочных и генеральных грузов, включая нефтепродукты, вырос до 5 526 тыс. тонн (на 5% выше 2018 года) за счет роста перевалки чугуна, строительных грузов и слябов (+8 %, +41% и +70% соответственно);
- Группа обработала 2 009 судов;
- Среднесуточная производительность обработки флота выросла до 31,6 тыс. тонн (на 11 % выше 2018 года);
- Количество обработанного подвижного состава выросло до 200,5 тыс. единиц (на 12% выше 2018 года);
- Среднесуточная производительность обработки подвижного состава выросла до 549 единиц (на 11,8 % выше 2018 года).
Финансовые показатели
- Выручка снизилась до 8 232 млн руб. (на 30% ниже 2018 года) в основном за счет снижения выручки по зерновому сегменту до 3 482 млн руб. (на 52 % ниже 2018 года) в связи с изменением конъюнктуры рынка;
- Выручка по сегменту фитинговых платформ и крытых вагонов выросла до 3 922 млн руб. (на 23% выше 2018 года);
- Показатель EBITDA снизился до 3 596 млн руб. (на 12% ниже 2018 года).
- Объем железнодорожных контейнерных перевозок вырос до 388 тыс. TEU (на 14% выше 2018 года) за счет увеличения парка фитинговых платформ до 6 620 единиц;
- Вагоноотправки крытого подвижного состава выросли до 16 372 единиц (на 15% выше 2018 года) за счет увеличения парка и развития новых направлений./p>
Финансовые показатели
- Выручка выросла до 3 245 млн руб. (на 17% выше 2018 года) за счет роста ставок обновленного флота, роста объемов перевозки;
- Показатель EBITDA вырос до 776 млн руб. (на 17% выше 2018 года).
- Увеличены объемы перевозок по контрактам Министерства обороны РФ;
- Доставка 4 тыс. тонн грузов в рамках исполнения контракта по обеспечению индийских антарктических научно-исследовательских станций.
Финансовые показатели
- Выручка выросла до 1 191 млн рублей (на 17% выше 2018 года) за счет роста доли реализации нефтепродуктов взамен бункеровок по агентской схеме;
- Показатель EBITDA вырос до 83 млн рублей (на 131% выше 2018 года).
- Объемы бункеровки снизились до 68 тыс. тонн (на 6% ниже 2018 года) за счет снижения реализации топлива сторонним компаниям под влиянием растущей монополизации рынка со стороны крупных игроков;
- 90 % общего объема бункеровочных услуг были оказаны компаниям Группы; остальной объем поставлен на суда иностранных судовладельцев и фрахтователей.
Показатель, млн руб. | 2018 | 2019 | Изменение, % |
Линейно-логистический дивизион | |||
Выручка | 35 875 | 37 944 | 6% |
EBITDA | 1 259 | 2 309 | 83% |
Рентабельность по EBITDA | 4% | 6% | 2 п.п. |
Портовый дивизион | |||
Выручка | 13 121 | 15 409 | 17% |
EBITDA | 5 889 | 6 787 | 15% |
Рентабельность по EBITDA | 45% | 44% | (1) п.п. |
Железнодорожный дивизион | |||
Выручка | 11 791 | 8 232 | (30)% |
EBITDA | 4 094 | 3 596 | (12)% |
Рентабельность по EBITDA | 35% | 44% | 9 п.п. |
Морской дивизион | |||
Выручка | 2 767 | 3 245 | 17% |
EBITDA | 664 | 776 | 17% |
Рентабельность по EBITDA | 24% | 24% | - |
Бункеровочный дивизион | |||
Выручка | 1 018 | 1 191 | 17% |
EBITDA | 36 | 83 | 131% |
Рентабельность по EBITDA | 4% | 7% | 3 п.п. |
- Показатель Чистый долг/ EBITDA:
- (без учета IFRS 16) снизился с 4,7х на 31.12.2018 до 3,7х на 31.12.2019;
- (с учетом IFRS 16) снизился с 4,4х на 31.12.2018 до 3,3х на 31.12.2019.
- Консолидированный долг Группы в рублевом выражении сократился до 39 294 млн руб. (на 14% ниже 2018 года);
- Обязательства Группы:
- 32 632 млн руб. по кредитам и займам;
- 6 410 млн руб. по лизингу;
- 252 млн руб. по российским биржевым облигациям серии БО-01 и БО-02.
- Группа выпустила и завершила расчеты по публичной безотзывной оферте выкупа биржевых облигаций серий БО-01 и БО-02, размещенных в 2015 и 2013 годах соответственно [4]. По итогам оферты выкуплено 6 658 облигаций серии БО-01 у 22 инвесторов и 29 942 облигации серии БО-02 у 112 инвесторов. В обращении у третьих лиц остаётся менее 1% от первоначального объема выпусков по номинальной стоимости. В силу независящих от Группы обстоятельств погашение оставшегося пакета облигаций в обращении было невозможным в 2019 году.
Показатель, млн руб. | 31.12.2018 | EBITDA | 31.12.2019 | EBITDA |
(Денежные средства) | (3 313) | (0,3х) | (1 232) | (0,1х) |
Займы и обязательства по операциям финансовой аренды [5] | 45 647 | 4,7х | 39 294 | 3,4х |
Краткосрочные | 4 695 | 6 659 | ||
Долгосрочные | 40 952 | 32 635 | ||
Итого чистый долг | 42 334 | 4,4х | 38 063 | 3,3х |