Диагностика гребных валов производится в соответствии с письмом ГУ РРР № 08-05-3436 от 06.11.2008 с целью выявления повреждений, вызванных усталостью металла.
Усталость материала - это процесс постепенного накопления повреждений кристаллической решётки материала под действием циклических знакопеременных напряжений, приводящих к изменению его (материала) свойств, нарушению связей между отдельными зёрнами металла, образованию и развитию трещин, к окончательному разрушению детали.
Усталость - не является несплошностью металла, поэтому не обнаруживается традиционными методами дефектоскопии: ультразвуковым, магнитопорошковым, вихретоковым и т.п.
Диагностика усталостных повреждений металла может выполняться только специальными методами: методом магнитной памяти металла или методом акустической эмиссии. |
В соответствии с ОСТ 5.4097 (табл. 8) назначенный ресурс гребных валов:
до заводского ремонта - 18 тыс. часов; |
назначенный срок службы гребных валов - 15 лет. |
|
Основные причины повреждений гребных валов:
нарушение технологического процесса ремонта; |
усталость металла из-за длительной эксплуатации. |
Обследование гребных валов производится по истечении назначенного срока службы с целью продления срока эксплуатации и определения объёмов ремонта.В ходе обследования выполняется дефектоскопия методами неразрушающего контроля и диагностика усталостных повреждений металла.
На основании собранной информации прогнозируется время до наступления преддефектного состояния. По результатам обследования составляется Акт обследования и Ведомость дефектов.
Научно-исследовательская лаборатория технической диагностики предлагает судовладельцам новую услугу - паспортизация гребных валов. Паспортизация проводится при изготовлении новых гребных валов или при ремонте старых, ещё не отработавших назначенный срок службы.
При паспортизации, на каждый участок гребного вала составляются магнитограммы ("Магнитный паспорт"), которые в дальнейшем, после истечения срока службы, позволят более точно определять и отслеживать изменение усталости металла.
Паспортизация гребных валов позволит более точно прогнозировать время до наступления преддефектного состояния.