Во вторник, 5 октября, феодосийский судостроительный завод "Море", расположенный в посёлке Приморский, отмечает 83-ю годовщину со дня основания.
Судостроительный завод "Море" существует в Приморском (пригород Феодосии) с 1938 года. Восстановленный после войны, завод стал выпускать скоростные военные катера. Его лучшие годы пришлись на 1970-1990, когда завод стал основным поставщиком катеров на подводных крыльях – как для ВМФ СССР, так и на экспорт. Здесь же строились гражданские пассажирские суда на подводных крыльях. В первые годы после распада Советского Союза завод "Море" продолжал стабильно работать, используя старые советские разработки. Оставшуюся с тех времен техническую документацию здесь считали своей.
К 2007 году завод находился в стадии банкротства, оборудование разграблено, заказов не было, долги по зарплате росли, специалисты уезжали. В 2008 году правительство Украины решило выставить на продажу 96,26% акций завода. Позже приватизацию военной верфи отменили. В 2009 году государственная компания "Укрспецэкспорт" заключили контракт с Китаем на постройку на заводе "Море" четырех малых десантных кораблей на воздушной подушке "Зубр". Корабль способен перевозить три основных танка весом до 150 тонн или 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта. При постройке второго корабля 27 мая 2011 года на заводе случилась трагедия – погибли двое рабочих. На недостроенный корабль на воздушной подушке из-за критического износа оборудования и нарушения техники безопасности рухнул мостовой кран, у предназначенного китайцам "Зубра" пробило две палубы. Тем не менее, его все же достроили. И заказ в страшной спешке морем отправили в Китай – в первые дни марта 2014 года.
В июне 2014 года Госсовет Крыма национализировал судостроительную компанию "Море", установив, что собственностью Республики Крым являются все ее движимое и недвижимое имущество. Российская власть имела намерение возобновить работу предприятия. Всем хотелось, чтобы на разоренном заводе скорее начали снова строить боевые корабли и гражданские суда. В 2016 году правительство РФ разрешило предоставить завод "Море", который к тому времени уже был переведен из республиканской собственности в федеральную, в аренду ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" до конца 2020 года.
Весной 2021 года практически все российские федеральные агентства новостей сообщали, что в рамках исполнения поручения президента РФ завод "Море" передадут из "Ростеха" в состав Объединенной судостроительной корпорации. Теперь уже ОСК обещает загружать завод военными заказами, которые подходят для этой площадки. Упомянули о перспективах развития и композитного судостроения – с учетом объединения завода с расположенным в Феодосии конструкторско-технологическим бюро "Судокомпозит", которое, возможно, также будет введено в состав ОСК. В 2020 году "Судокомпозит" был подготовлен к приватизации путём акционирования. Сейчас 100% акций КТБ "Судокомпозит" принадлежит правительству Республики Крым в лице Минимущества.
В середине сентября этого года стало известно, что компания "Металлинвест" из Свердловска подала в арбитражный суд Крыма иск о несостоятельности феодосийского судостроительного завода "Море". Как сообщало издание "Русбанкрот", это не первый иск уральской компании к заводу "Море". В прошлом году крымский арбитраж удовлетворил исковое заявление "Металлинвеста" на сумму более 8,5 млн. рублей.
К 2007 году завод находился в стадии банкротства, оборудование разграблено, заказов не было, долги по зарплате росли, специалисты уезжали. В 2008 году правительство Украины решило выставить на продажу 96,26% акций завода. Позже приватизацию военной верфи отменили. В 2009 году государственная компания "Укрспецэкспорт" заключили контракт с Китаем на постройку на заводе "Море" четырех малых десантных кораблей на воздушной подушке "Зубр". Корабль способен перевозить три основных танка весом до 150 тонн или 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта. При постройке второго корабля 27 мая 2011 года на заводе случилась трагедия – погибли двое рабочих. На недостроенный корабль на воздушной подушке из-за критического износа оборудования и нарушения техники безопасности рухнул мостовой кран, у предназначенного китайцам "Зубра" пробило две палубы. Тем не менее, его все же достроили. И заказ в страшной спешке морем отправили в Китай – в первые дни марта 2014 года.
Судостроительный завод Море ФГУП / Фото: "Судостроительный завод Море", ФГУП |
В июне 2014 года Госсовет Крыма национализировал судостроительную компанию "Море", установив, что собственностью Республики Крым являются все ее движимое и недвижимое имущество. Российская власть имела намерение возобновить работу предприятия. Всем хотелось, чтобы на разоренном заводе скорее начали снова строить боевые корабли и гражданские суда. В 2016 году правительство РФ разрешило предоставить завод "Море", который к тому времени уже был переведен из республиканской собственности в федеральную, в аренду ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" до конца 2020 года.
Весной 2021 года практически все российские федеральные агентства новостей сообщали, что в рамках исполнения поручения президента РФ завод "Море" передадут из "Ростеха" в состав Объединенной судостроительной корпорации. Теперь уже ОСК обещает загружать завод военными заказами, которые подходят для этой площадки. Упомянули о перспективах развития и композитного судостроения – с учетом объединения завода с расположенным в Феодосии конструкторско-технологическим бюро "Судокомпозит", которое, возможно, также будет введено в состав ОСК. В 2020 году "Судокомпозит" был подготовлен к приватизации путём акционирования. Сейчас 100% акций КТБ "Судокомпозит" принадлежит правительству Республики Крым в лице Минимущества.
В середине сентября этого года стало известно, что компания "Металлинвест" из Свердловска подала в арбитражный суд Крыма иск о несостоятельности феодосийского судостроительного завода "Море". Как сообщало издание "Русбанкрот", это не первый иск уральской компании к заводу "Море". В прошлом году крымский арбитраж удовлетворил исковое заявление "Металлинвеста" на сумму более 8,5 млн. рублей.