Феномен Ремесленной школы Балтийского завода

0 1723 7 мин
Мало кто знает и помнит, что история профессионально-технического образования в судостроении начинается 15 мая 1880 года. Именно в этот день Балтийский завод получил свидетельство об открытии Ремесленной школы для мальчиков.

Это первый сертифицированный заводской учебный центр, положивший начало корпоративной системе подготовки кадров и развитию профессионально-технического образования в судостроительной отрасли. Ремесленная школа Балтийского завода, созданная 140 лет назад, стала прародительницей современного Колледжа судостроения и прикладных технологий в Санкт-Петербурге – единственного профильного учреждения среднего профессионального образования, которое готовит рабочие кадры для верфей.

Уникальность Ремесленной школы

Во-первых, уникальность Школы начинается с ее создания. Она была задумана, когда предприятие отказывалось от иностранных работников. Нужно было воспитать своих рабочих и мастеровых. Стратегия, которую выбрал Михаил Ильич Кази – начальник, руководивший заводом в то время, заключалась в поддержке семейных рабочих. Именно у них была мотивация задержаться на предприятии, чтобы обеспечить благополучие своих семей. Среди молодых же рабочих наблюдалась высокая текучесть – холостые мужчины чаще искали зарплату побольше, да условия получше. Так, Михаил Ильич писал в своем письме в правление завода, что "главной целью создания Ремесленной школы является поддержка семейных рабочих, чтобы у них головы не болели за будущее своих детей". А уже второй целью было воспроизводство рабочей силы.

И такой глубокий подход определяет ценности завода – во главе угла было благополучие работников. Счастливый рабочий способен на большую производительность, потому что ему не надо отвлекаться на решение семейных проблем, думать о том, как устроить своих детей, обеспечив им самостоятельное существование. Но в Прошении принять сына в Школу обязательно указывали информацию о рабочем, какой у него стаж, какие результаты в работе. В первую очередь Прошение поддерживалось для тех рабочих, кто показывал хорошие результаты в работе.
 

Второе, на что хочется обратить внимание, это содержание программы обучения. Учебный план тщательно продуман. В первую очередь он решал задачу подготовки новых рабочих. Но все остальные предметы, включая математику, которой было много, черчение, физику, обществознание и другие, были построены так, чтобы углубить знания учеников, объяснить, почему надо делать так, а не иначе. Божий закон имел целью научить детей общению. Географию рассматривали как развлечение, расширяющее познание мира. Ведь учеников могли и за границу отправить для обучения новым технологиям. Особо уделялось внимание тому, чтобы научить учеников радоваться жизни, смотреть на жизнь оптимистичным взглядом. Как современно, не правда ли?

Из книги Дмитриева С.И. Техническая школа Балтийского судостроительного и механического завода: Очерк деятельности по общ. и проф.-техн. образованию рабочих и их детей:
"При этом особенно обращалось внимание на развитие души питомцев, сообщения им чувств ж и з н е р а д о с т н о с т и, вытекающего великих задач мироздания и суетности житейских условий, из-за которых часто мальчику не видно светлого солнца - тихих радостей бытия ни в рабочей семье, ни в школе. Известно, что контингент учащихся в школе комплектовался из детей заводских рабочих, где в большинстве царит многочисленность семьи, нужда, уныние и печаль. Школа для учеников являлась второй семьей - это подтверждают все бывшие ее питомцы. Из школы никогда никого не увольняли, прежде чем не пристраивали его к труду". 

Третья уникальная черта Ремесленной школы – создание карьерного лифта для своих выпускников. Учеников готовили по актуальным профессиям, которые нужны были на Балтийском заводе или в отрасли, в том числе в порту или на флоте. Обучение шло немного на опережение, в соответствии с изменениями в промышленности и законодательстве.

Так возник курс подготовки кочегаров и машинистов котлов в тот самый момент, когда предприятия активно стали использовать паровые котлы. Отсутствие специальной подготовки рабочих приводило к увеличению производственных травм – часто со смертельным исходом. Программа подготовки таких рабочих включала не только изучение методов безопасной работы, но и познание устройства котлов. Для того чтобы рабочие были замотивированы на повышение своего профессионального мастерства, на заводе ввели категории рабочих и экзамены. На современном языке это аттестация на присвоение разрядов.

Кстати, деньги на открытие Ремесленной школы собирали сами рабочие, откладывая 1% с заработной платы. Учиться в школе могли дети служащих завода. Иногда просили взять в школу и детей чиновников. Плата с учеников не взималась, и при этом никаких обязательств по трудоустройству на завод не было. Хотя руководство завода делало все для того, чтобы обучившиеся находили свое место на предприятии.

Где находилась Ремесленная школа и что с ней стало после революции 1917 года

В интернете я нашла старую карту территории "Чекуши", где был создан в 1856 году Балтийский завод. На этой карте можно увидеть административный дом, на нижнем этаже которого разместилась школа. На этом доме, по Кожевенной линии, 17, висела табличка "Ремесленная школа для мальчиков".
 

Зеленым кружком отмечена Ремесленная школа / Иллюстрация из открытых источников

 

Примерно, где сейчас бы располагалась Ремесленная школа на территории современного завода / Оригинал фото: официальный сайт ОСК


Впоследствии школа не раз меняла свою локацию. В 1904-1906 г.г. было построено здание Технической школы на Косой линии, 16. На двух верхних этажах располагалась школа, на нижних этажах – квартиры для служащих, а внизу была прачечная и конюшня.
 

 


После революции школа переехала в здание по адресу Большой проспект В.О., 76  и стала школой фабрично-заводского ученичества, которые повсеместно создавались на базе промышленных предприятий для подготовки трудовых резервов страны. Затем школа ФЗУ приобрела статус профтехучилища и переехала на ул. Кораблестроителей, 18. Сегодня это один из корпусов Колледжа судостроения и прикладных технологий.
 

Табличка на доме, где находилась Ремесленная школа, согласованная и утвержденная учебным округом / Фото: Татьяна Паклинская


Опыт Балтийского завода в построении корпоративной системы подготовки кадров, начинающийся с конца 19 века, заслуживает внимания и на современном этапе становления системы производственного обучения. Его нужно не только изучать, но и брать отдельные элементы в работу. Глубина мыслей создателей школы покоряет своей современностью.

Разбор исторических писем

В архивах Санкт-Петербурга сохранились документы, по которым в том числе можно восстановить детальную переписку по поводу создания Ремесленной школы.

Первое письмо, написанное начальником завода Михаилом Ильичом Кази в Правление Балтийского судостроительного и механического завода, с которого началась история создания Ремесленной школы при Балтийском заводе. На нем стоит отметка "Новое дело „Об открытии при Балтзаводе бесплатной ремесленной школы для мальчиков", Получено 3 Янв 1880 г.".

Некоторые слова в тексте пропущены, так как мне не всё удалось разобрать. Пунктуация и орфография сохранены:

УПРАВЛЯЮЩИЙ ЗАВОДОМ БАЛТИЙСКОГО ЖЕЛЕЗОДЕЛАТЕЛЬНОГО, СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО И МЕХАНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Декабря 12 дня 1879 г.

С.-Петербург

Чекуши, Кожевенная линия, №20

С переводом Балтийского завода от бывшего Английского балтийского Общества к вновь учрежденному на основании Высочайше утвержденного 20 мая 1877 года Устава, Русскому балтийскому Обществу в котором Морское Министерство имеет преобладающее материальное участие и в технических успехах которого оно наибольше заинтересовано, все усилия заводоуправления были главным образом, направлены к упрочению судостроительной и машиностроительной деятельности завода на прочных основаниях. В этих видах все мастера иностранцы были постепенно заменяемы русскими, которые подбирал […] помощников и указателей лично им […] детьми иже значительно улучшить и поднять прежний уровень мастерства подбором рабочих, соответствующих […] отраслям заводских производств, что в связи с переустройством мастерских, приведенных… станков заводских машин и механических приспособлений в исправное состояние и дополнением им новыми, в которых чувствовался недостаток […] дать […] результаты, в быстром и вполную удовлетворённость в выполнении заказов Морского Ведомства.
 

Фото: Татьяна Паклинская


Для привлечения и удержания хороших мастеровых принять все зависящие от заводоуправления меры в роде 1) поощрения самых искусных и способных наградами, 2) возможного обеспечения семей мастеровых умирающих на службе постоянными или единовременными пособиями на […] штрафных сумм, 3) выдачею половинного содержания заболевающим мастеровым и сохранения зарабочей платы в половинном размере тем из них, для которых временно не имеется работы и т. п.
 

Фото: Татьяна Паклинская


Такою обстановкою своей службы побуждаются особенно дорожить мастеровые семейные, которыми и завод имеет основания особенно дорожить как элементом более прочным и […] подвижным чьих холостые мастеровые, которые, по […] ничтожным поводом рассчитываются, уверенные в получении работы на других заводах. Мой личный опыт управления заводами убедил меня, что элемент семейных мастеровых и таких, которые вырабатываются на заводе из учеников-мальчиков, более всего может обеспечивать потребности завода в искусных мастеровых, опытных в тех […] отраслях производства, которые эксплуатируются заводом.

В этих видах учреждение при заводе особой ремесленной школы, в которую могли бы быть принимаемы дети мастеровых от 12 летнего возраста для подготовления их к поступлению в мастерские завода по достижении ими соответствующего возраста, представляется мерою крайне желанною и отвечающею двойной целью привлечения семейных мастеровых обеспечением будущности его сыновей и систематического подготовления для завода специальным мастеровым их мальчиков-учеников.
 

Фото: Татьяна Паклинская


Независимо от этих соображений учреждение школы для детей мастеровых балтийского завода представляется делом нравственного долга Балтийского Общества, так как до 1-го января 1877 года в течение 3-х лет существования бывшего Английского Общества из зарабочей платы мастеровых удерживался 1% на содержание школы, которая однако открыта не была, хотя сбор с мастеровых составил капитал в 6821 р. 38 к.

Представляя у сего положения о предполагаемой ремесленной школы для помещения которой уже отстроено здание при заводе, и план преподавания для испрошения разрешения Попечителя Учебного Округа на открытие школы, мне остается только прибавить что расходы по содержанию школы предполагается покрывать остатками от штрафных сумм, и ежегодными ассигнованиями на счета общих накладных расходов завода в той мере, в какой остатков есть штрафной суммы будет оказываться недостаток.

В заключение я […] просить Правление выйти с ходатайством о распоряжении заводу открыть школу по возможности без отлагательства.

Испрашиваемого бюджета при заводе на содержание ремесленной школы предполагается расходовать ежегодно 3500 рублей — сумма направление штрафов с мастеровых за [истекшие сроки] и 1-го января 1877 года, […] до 4580 рублей в год; изъятой суммы за то же время расходованной на […] по 2050 рублей [……]


Начальник завода М. Кази

 



Татьяна Паклинская, экс-начальник отдела подбора и развития персонала Балтийского завода, волонтер проекта, посвященного 140-летию Ремесленной школы Балтийского завода


Материалы по теме:
"Преемники знаний". Как Балтийский завод решает проблему кадров (статья о проекте "Преемники знаний" на БСЗ)

"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Колледж судостроения и прикладных технологий", СПб ГБПОУ Санкт-Петербург
+7 (812) 783-42-77



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Гендиректор СПО "Арктика" поздравил Севмаш с юбилеем
13:15 , 21 Декабря 2024 / события
рекламаПодписка 2025