В настоящее время на водном транспорте сложилась тревожная ситуация, связанная с состоянием основного парка двигателей, отработавших назначенный ресурс. Данная ситуация усугубляется финансовым кризисом, который уже сегодня приводит к уменьшению объемов судоремонта и капитального ремонта судовых дизелей в частности. Уже к началу навигационного периода 2009 года судовладельцы столкнулись с необходимостью отложить проведение капитального ремонта ДВС на неопределённое время.
Главная опасность такого шага кроется в усталостных повреждениях металла, которые не обнаруживаются традиционными методами дефектоскопии и неразрушающего контроля (ультразвуковая, магнитопорошковая, вихретоковая дефектоскопия и т.п.), но именно они приводят к внезапному возникновению трещин в процессе эксплуатации и разрушению всего двигателя.
В соответствии с п. 4.5 ПОСЭ научно-исследовательская лаборатория технической диагностики ФБОУ ВПО «НГАВТ» проводит обследование судовых ДВС с целью определения их технического состояния и прогнозирования срока их безопасной эксплуатации.
Обследование позволяет:
- Определять места возможного возникновения трещин задолго до их появления;
- Предотвратить аварийное разрушение двигателя в результате обрыва шатунов или шатунных болтов, поломку коленчатого или гребного вала;
- Отложить проведение капитального ремонта дизеля на определённый период времени (между двумя смежными очередными освидетельствованиями);
- Оптимизировать объём и стоимость капитального ремонта дизеля за счёт сокращения расходов на шлифовку и переукладку коленчатого вала.
Для проведения обследования полной разборки дизеля не требуется:
- снимаются шатунные болты,
- нижние крышки шатунных подшипников,
- верхние крышки коренных подшипников (бугели).
Обследуемые двигатели должны находиться на штатных местах (на судне).
По результатам обследования двигателя составляется АКТ, в котором указывается:
- рекомендуемый срок продления эксплуатации до капитального ремонта,
- режимы работы двигателя,
- какие детали и в какие сроки рекомендуется заменить.
К Акту обследования прикладываются протоколы измерений основных деталей двигателя, карта скоростей изнашивания, акты неразрушающего контроля.