Введя пятый пакет санкций и торжественно пообещав отказаться от российского угля, страны Евросоюза теперь вынуждены в экстренном порядке искать ему замену, а заодно – и дополнительный балкерный тоннаж для доставки этого традиционного энергоносителя из гораздо более удаленных портов. Повышенные фрахтовые ставки и стоимость более длительной транспортировки автоматически увеличивают цены на уголь, оплачивать которые придется европейским потребителям.
Порт "Высоцкий"- угольные "ворота" России в Европу / Фото: "Порт Высоцкий", ООО |
При этом, несмотря на все многочисленные заявления о якобы сокращении мощностей «грязной» энергетики, высокие цены на природный газ заставили страны ЕС нарастить закупки угля. По данным Banchero Costa, по итогам первых трех месяцев 2022г Евросоюз увеличил свой угольный импорт до 24,5 млн. тонн (+23,6% к соответствующим показателям I-го квартала 2021 года).
Заметим, что это оказалось абсолютным мировым рекордом позитивной динамики закупок угля: с января по март 2022-го Китай снизил импорт угля на 36%, Индия – на 12,8%, а Южная Корея и Япония хоть и увеличили его по сравнению с прошлогодними показателями, но на весьма скромные 5% и 1,6%.
При этом именно Россия является крупнейшим экспортером каменного угля в Европу.
Более того – по сравнению с 2021г ее доля на европейском рынке угля выросла до 38%. За первые три месяца только морем в порты стран ЕС было поставлено 9,3 млн. тонн этого энергетического сырья.
Для сравнения: за тот же период из США было импортировано 4,4 млн. тонн, из Австралии – 3,5 млн. тонн, а из Колумбии – 3,4 млн. тонн угля.
Сравнительная динамика импорта угля странами ЕС по основным источникам поставок (итоги Iкв 2020-2022 гг, млн. тонн) / Источник: Banchero Costa |
Аналитики Banchero Costa особо подчеркивают, что страны ЕС продолжили закупки угля и после обострения кризиса на Украине. Так, только в марте они импортировали из России свыше 3 млн. тонн угля.
Таким образом, перед государствами Евросоюза теперь возникла непростая задача: в ближайшие 2-3 месяца не только найти замену российскому углю, но и обеспечить бесперебойную транспортировку требуемых его объемов по более протяженным (а значит – и дорогим) логистическим цепочкам.
В своих предшествующих публикациях Korabel.ru уже рассказывал о том, как Запад оценивает риски от потери российской нефти, а также про эффект бумеранга санкций для всего морского бизнеса в глобальном масштабе.