Разъяснения дают компетентным органам большую правовую определенность при заключении государственных контрактов по предоставлению услуг и определяют ответственность за их исполнение. Разъяснения также необходимы судовладельцам для лучшей организации бизнеса в Европе. Вице-президент Еврокомиссии Сийм Каллас, отвечающий за коммуникации и транспорт, подчеркнул, что данные разъяснения вносят правовую определенность для всех игроков каботажного рынка в ЕС.
По данным
PortNews, новое руководство вносит поправки к предыдущему документу Комиссии с тем, чтобы привести его в соответствие с недавно принятыми законодательными актами ЕС и прецедентным правом cуда. В будущем это предоставит большую свободу при определении продолжительности выполнения государственных контрактов, говорится в сообщении.
Принятые рекомендации дают разъяснения в следующих вопросах: рамки свободы при принятии решения о предоставлении услуг по каботажным перевозкам; кому предоставляется такое право и какие услуги затрагивает Регламент ЕС; процедура предоставления государственных контрактов на услуги, продолжительность действия контрактов, правила набора команды судов, обеспечивающих морские каботажные перевозки; применение Регламента (ЕС) № 1370/2007 Европейского парламента и Совета по оказанию государственных транспортных услуг по перевозке пассажиров по железной дороге и автомобильным транспортом и отмены Регламента (ЕEС) № 1191/69 и 1107/703 к услугам по морским каботажным перевозкам, временные положения действующие для Хорватии.
В процессе подготовки отчета о состоянии каботажного судоходства и принятия разъяснений к новым руководящим принципам активное участие в обсуждении приняли государства-члены и все заинтересованные стороны.
Введенная 1 января 1999 года либерализация коснулась почти всех каботажных услуг в ЕС. Греческий рынок, один из последних, в котором частично действовали меры протекционизма, с 1 ноября 2002 года был открыт для конкуренции. Хорватия является единственным государством-членом, которое может применять некоторые отступления от Правил ЕС до 31 декабря 2014 года.
В анализе развития рынка Еврокомиссия отметила устойчивый рост, вплоть до 2007 года, на рынке морских услуг и каботажных перевозок грузов и пассажиров в нескольких странах ЕС. С 2008 года, с началом глобального экономического кризиса на рынке, наблюдается значительное снижение объемов.
Как и в предыдущие годы, самым крупным рынком морских каботажных грузовых перевозок остается Великобритания и Испания. В каждой из этих стран ежегодно перевозится около 80 млн тонн грузов. Третьим рынком по объемам является Италия (около 60 млн тонн). В структуре перевозимых грузов наливные грузы продолжают удерживать первое место.
По объемам пассажироперевозок каботажными судами Греция занимает лидирующее положение - 60 млн человек в год. За ней следует Италия, где перевозится 40 млн пассажиров в год.
По данным Еврокомиссии, на национальных рынках трех государств-членов произошло некоторое увеличение каботажных перевозок судами, плавающими под чужими флагами, при ограничении этого проникновения на рынок каботажных перевозок пассажиров.