"Это не Россия, но и не заграница"

Прошлой осенью "Корабел.ру" побеседовал с Михаилом Корнышевым, исполнительным директором туроператора "НИКА", о редком для отечественного и зарубежного ценителя речных круизов блюде — теплоходных турах по рекам Сибири. Нынешней весной компания выходит на рынок с не менее оригинальной идеей — круизам по рекам Белоруссии на новом теплоходе "Белая Русь". Узнав об этом, мы решили вновь встретиться с главой "НИКИ", чтобы выяснить подробности.

Теплоход "Белая Русь". Как вообще возникла идея заняться таким теплоходом и таким круизом?

— Если понаблюдать, что предлагает "НИКА", то она находит маршруты, которые либо были забыты, либо никогда не существовали на круизном рынке. Это самый сложный массовый продукт, но он наиболее интересен. А мы любим работать именно с тем, что интересно. Я могу абсолютно точно сказать, что мы не делаем вид, что создали новые маршруты, переставив две остановки местами либо организовав десятитидневный круиз с одним новым судозаходом на пять часов.

Круиз по Белоруссии — это был большой сюрприз на рынке. Хотя у нас ушло много времени на его подготовку.

Водных путей, которые либо забыты, либо не были использованы для круизного движения, достаточно много — не только в Белоруссии. И на этих водных путях мы и ведем свою деятельность последние годы. Для кого-то Обь — Иртыш стал открытием, для кого-то — Енисей, для кого-то — Амазонка, для кого-то — Меконг, для кого-то — Ганг. Количество этих рек растет и растет. И вот теперь Днепро-Бугский водный путь.

В советское время там не было такого?

— Круизов не было никогда. Днепро-Бугский канал начали строить с 1655 года. В ХVIII веке там было уже торговое движение – в основном галеры. Затем он был полностью судоходен в конце ХIХ века. Первая мировая война, а затем и Вторая мировая ему, конечно, сильно повредили. В какой-то момент канал даже специально взорвали, чтобы он не эксплуатировался немцами. Затем его восстановили, и в послевоенные годы он служил для перевозки грузов. Есть европейская конвенция о создании альтернативного пути из северных морей в южные. И вот он как раз является самым сердцем этого маршрута.
 
Проект теплохода "Белая Русь" / ООО "НИКА"

А сейчас он в приличном состоянии содержится?

— В безупречном. Днепро-Бугский водный путь полностью финансируется Республикой Беларусь, я имею в виду, государством. В состав госорганизации, ведающей Днепро-Бугским путем входит и судоремонтный завод, на котором родился теплоход "Белая Русь". Не на судостроительном, а на судоремонтном, делаю такой акцент! Судостроительный завод на сегодняшний день не принадлежит этой государственной организации, он принадлежит другой самостоятельной единице.

Республиканское госпредприятие содержит все шлюзы, ведет всю обстановку, производит углубление и так далее. Ведает причалами, ведает электропитанием, делает, чтобы берега были красивые. На этом канале существует 12 гидроузлов, из них 9 оборудованы по последнему слову техники, на двух проведена реконструкция. Один специально оставлен в старинном виде, деревянным, но он великолепно функционирует. К каждому шлюзу сделана плотина, и соответственно стоят небольшие гидроэлектростанции — маломощные, но работоспособные.

Территорию, где расположены гидроузлы, можно приравнять к заповедной — там очень красивые природные комплексы. Рядом расположены какие-то небольшие базы отдыха. Это абсолютно ухоженные берега, это фруктовые сады. Те, кто был в Белоруссии в последние годы, восторгаются: насколько там порядок, насколько там чисто, поля обрабатываются, урожай везде собирается, нет таких заброшенных мест, какие есть, к сожалению, в Российской Федерации.

В гидроузлах очень часто будет происходить посадка и высадка пассажиров теплохода "Белая Русь". Это оборудованные места стоянки, где есть электропитание с берега, где удобные подходы. Например, в Бресте — есть гидроузел "Тришин", который находится практически в центре города. Там есть специальное здание, которое создано под этот круиз и называется "Дом ожидания". Вы приехали в Брест утром, а посадка на теплоход производится перед обедом — следовательно, в этом доме, вы можете оставить ваши вещи и погулять. В нем есть комнаты отдыха, туалет, причем все это абсолютно бесплатно. На территории есть лежаки, зонтики и оборудованные пляжи, где можно провести время до посадки на теплоход.

Еще раз напомню: все это принадлежит одной организации — от теплохода до причалов, шлюзового пути и так далее. Все находится в одних руках.

Откуда взялось само судно?

— Судно было построено государством за бюджетные деньги силами судоремонтного завода. За основу взяли корпус неиспользованного теплохода ОС-2. Фактически только сам металл корпуса. Заново возникла надстройка, заново возникли все помещения теплохода. Был разработан совершенно новый дизайн. В итоге, это первый проект пассажирского теплохода, возникший в результате использования корпуса теплохода ОС-2. По документам он считается новым судном. Использование теплохода ОС-2 позволило, по утверждению судостроителей, сэкономить 25% от стоимости строительства самого корабля.

Строился теплоход в несколько этапов. Мы подключились еще задолго до того, как он был спущен на воду, поэтому на определенные вещи в процессе строительства мы смогли повлиять и поменять их. На теплоходе три абсолютно разных группы кают: есть "люксы", есть каюты "комфорт" и есть каюты "эконом". Это сделано, чтобы те, у кого невысокие зарплаты, тоже могли отправиться в круиз.

Вся отделка кают, окна, двери — все абсолютно новое, использованы самые новые технологии, самое новое навигационное оборудование. Есть нюанс характерный именно для этого теплохода. Там везде панорамные окна во всю ширину каюты – и все остекление при этом тонировано. Почему? Потому что Полесье – это юг Белоруссии. Там очень тепло. Вода нагревается в реке до 30 градусов — во-первых, там неглубоко, а во-вторых, это самая медленно текущая водная артерия Европы. И для того, чтобы в каютах чувствовать себя комфортно, но не зашторивать, выполнено, сильное тонирование стекол.
 
Проект теплохода "Белая Русь" / ООО "НИКА"

Вообще, при проектирования теплоход создавался так, чтобы он мог совершать рейсы из Бреста через Киев до Гомеля и обратно. Но затем, учитывая ситуацию с границами, с туристами, с требованиями различных Регистров — белорусского и украинского, от такого маршрута отказались. Судно будет выполнять рейсы только по территории Республики Беларусь — от Бреста до Мозыря. Теоретически теплоход может ходить и до Наровли, которая находится сразу за Мозырем. Но в Наровле в данный момент отсутствует причал, а берега достаточно отвесные. И там нет особых достопримечательностей — есть один слабенький музей и всего один монумент. Поэтому мы решили не ходить туда, а заканчивать круиз в Мозыре, где есть удобное место высадки/посадки, где существует комфортный пассажирский причал, где в центре города разбит парк культуры и отдыха.

Только один причал из используемых нами на этом маршруте является частным. Все остальные — государственные. Частный причал находится там, где мы делаем высадку, чтобы подойти к дому-музей деда Талаша. Этот населенный пункт называется Новоселки Гомельские.

Кто занимался проектированием теплохода?

— Частное унитарное предприятие "Кленов и компания".

А в какую сумму проект обошелся?

— Я не могу вам ответить на этот вопрос, потому что это документы, которые заключались между судостроителями и правительством. Не думаю, что это когда-либо станет открытой информацией. Это деньги, к которым мы не имеем отношение, поэтому я не в курсе.

Надо понимать, какова наша роль в этом проекте. Есть судовладелец, он же обеспечивает содержание водного пути в надлежащем состоянии. И есть туроператор. Туроператор – это мы, те, кто создали этот маршрут. То, что мы сейчас видим – описание остановок, где теплоход швартуется, что туристы смотрят и так далее – этого никогда не существовало. Судовладелец даже не понимал, в каком виде этот корабль будет существовать, какие рейсы будет выполнять, потому что он построен так, что может выполнять рейсы как круизный теплоход с каютами или как прогулочный теплоход, на котором каюты закрыты, а пользуются только обычной палубой.
 
Как строился теплоход / ООО "НИКА"

Понятно. Тогда расскажите, как вы создавали этот маршрут.

— Маршрут мы создавали, опираясь на ряд факторов, один из которых – автономность плавания. Теплоход ведь имеет ограниченную автономность, его надо заправлять. Поэтому мы сделали недельный маршрут в одну сторону, выстраивая его по принципу: где мы можем заправляться еще и продуктами, где мы можем получать электроэнергию с берега. Был создан план посещения экскурсионных объектов, причем так, чтобы это были необычные экскурсии. Например, если вы приедете на машине сами, вы этого не увидите, не сможете посмотреть. Я объясню почему.

Например, есть у нас такой объект посещения, как город Мотоль. Небольшой городок, но очень многим известный по месту происхождения знаменитых белорусских дубленок. Помните такие? У кого-то наверняка еще дома сохранились, их тогда называли "вечные" – они не снашиваются. Эти модные и теплые белорусские дубленки шили мотолевские евреи. Кроме того, в Мотоле родился и жил первый президент Израиля Хаим Вейцман. И его дом – это обыкновенный деревенский дом. Он находится в частных руках, поэтому музейной экспозиции там нет. Зато в Мотоле есть музей народных промыслов, интересный тем, что в нем находятся рушники, скатерти, ковры, половики и так далее, сделанные в разное время и представляющие художественную ценность.

Попадая в этот музей во время нашего путешествия, вы получите необычную экскурсию. В каждом зале вас будет ждать самодеятельный коллектив в национальных одеждах. Он будет исполнять песни, связанные с теми предметами экспозиции, которые выставлены в этом зале. То есть гид рассказывает, например, о половиках, а затем хор бабушек в национальных костюмах поет вам про эти половики. И так вы переходите из зала в зал.
Мотоль также славится своим небольшим хлебозаводом, где пекут очень вкусный хлеб. И там в честь приезда группы туристов пекут мотольский каравай – сладкий и действительно очень вкусный. В музее заваривают чай, и после такой вот необычной экскурсии все пьют этот чай с мотольским караваем. Вот вам одна из изюминок программы.

А на сам хлебозавод туристов не поведут? Сейчас в моде экскурсии по производству.

— На хлебозавод не поведут. Но производственные экскурсии в маршруте предусмотрены. Например, для многих из нас Беларусь ассоциируется с качественным трикотажем. Все знают, что белорусский трикотаж имеет ряд преимуществ перед другими — он не снашивается, не теряет форму и внешний вид. Поэтому у нас в программе круиза есть посещение двух белорусских производств. Туристы на месте увидят, как делается этот трикотаж, и смогут при желании его приобрести.

Есть и другие примеры. Если вы зайдете в магазин и посмотрите внимательно на многие вроде бы итальянские сыры, вроде "моцареллы" и так далее, то увидите, что сделаны они в замечательном городе Туров. Его мы тоже посещаем во время этого круиза, и кроме большой исторической экскурсии, там проводится еще и экскурсия на современный молокозавод, где можно посмотреть, как производятся эти сыры. Разумеется, их можно будет при этом попробовать.

То есть программа сделана необычная: и экскурсионная, и познавательная, и историческая. Взять, например, местечко Достоево, который посетят туристы во время круиза: род Достоевских происходит именно оттуда. Или Кобрин, где находится музей русского полководца Александра Суворова. Или дом знаменитого белорусского партизана деда Талаша — он был партизаном и в Первую мировую войну и в Великую Отечественную. Со всеми этим местами связаны разные интересные истории, которые вы узнаете, когда побываете там в рамках нашего тура.

Маршрут круиза уникален тем, что большинство экскурсионных объектов находятся в пешей доступности от места стоянки теплохода. И даже, например, в крупном городе Мозырь, где заканчивается круиз (либо начинается в обратном варианте), восстановленное деревянное городище с воссозданными церквями, находится меньше, чем в пяти минутах ходьбы от причала теплохода. В Пинске стоим в центре города, на центральной набережной, где можно гулять и все смотреть. В Кобрине тоже стоим в парке, рядом с которым находится музей. В Бресте стоим, как я вам уже сказал, в одном из центральных районов.
 
Теплоход "Белая Русь" / ООО "НИКА"

На сколько человек рассчитано судно? И какая ожидается загрузка на сезон?

— На теплоходе всего 16 пассажирских кают, из которых две каюты категории "люкс", семь кают категории "комфорт", одна каюта "эконом плюс", шесть кают класса "эконом". Большинство кают двухместные. Хотя есть и каюты, предназначенные для одноместного размещения. Они одноместные изначально, поэтому доплата за размещение одного человека будет очень маленькая. Есть каюты, в которых возможно размещение трех человек. И даже одна каюта для размещения четверых.

Средняя загрузка теплохода – это 30 человек, максимальная — 34. Теплоход выполняет еженедельные рейсы. Навигация длинная: с середины апреля до первых чисел ноября отправлением еженедельно по субботам.

Загрузку на сезон мы планировали в 85%. Сейчас можем сказать с уверенностью, что она будет стопроцентной. Такая востребованность объясняется несколькими факторами: а) интересный маршрут; б) это не Россия, но и не заграница. Объясню, что я имею в виду. Отправляясь в Беларусь, вы фактически не выезжаете за рубеж, потому что мы считаемся одной страной, между нами нет границ. Можно отправиться по российскому паспорту — вы не встретите ни таможни, ни пограничников. Нет никакого языкового барьера. В районе Полесья нет преступности — это очень спокойный регион, где тепло, яркое солнце, где можно купаться с конца мая и гарантировано до середины, а то и конца сентября. Поэтому россиянам такой тур интересен.

А стоимость круиза какая?

— Стоимость достаточно низкая — ниже, чем стоимость круиза Санкт-Петербург – Москва или круиза по Волге. При этом надо учесть, что в стоимость входит 14 экскурсий, а также включено четырехразовое питание с большим акцентом на белорусскую кухню. Входит алкоголь местного производства: и пиво, и водка, и вино, и настойки.

Применяется очень много скидок и льгот — начиная от скидок при бронировании, к которым уже многие привыкли, и заканчивая скидками для пожилым людей, для молодежи. Ветераны Великой Отечественной войны могут заплатить всего полцены!

И все-таки сколько стоит конкретный билет?

— Давайте посмотрим. Все даты делятся на 4 сезона — от высокого до низкого. Чтобы было понятно: 6-13 мая – это считается самым низким сезоном, а, например, 1 июля – самый высокий. Так вот, 6 мая – место в двухместной каюте класса "эконом" с экскурсиями "олл-инклюзив" в октябре у нас покупали за 23310 рублей по скидке раннего бронирования. Полная цена при этом — 25900 рублей. Если вам 70 лет, то вы получаете дополнительную десятипроцентную скидку, а если вы при этом еще и гражданин Белоруссии — плюсуйте еще одну скидку. Я считаю – очень хорошая цена за 7 дней путешествия.
 
Теплоход "Белая Русь" / ООО "НИКА"

Как у вас выстраиваются взаимоотношения с местными администрациями по таким маршрутам?

— Они очень помогают. В Белоруссии, стоит отметить, очень четко с властью и порядками. Везде утвержден порядок помощи, порядок организации, все разработано и продумано: лицензированные гиды, установленные правила на борту и в музеях, проведение экскурсий. Я могу сказать, что работать нам в Белоруссии легко. Это тот самый случай, когда все заранее оговаривается. При этом, например, если у кого-то Беларусь ассоциируется с не очень высоким уровнем сервиса, то сразу оговорюсь — это в чем-то справедливо, но только для некоторых гостиниц. А на корабле будет применен тот же опыт, который мы применили в Сибири: мы берем все лучшее у европейских компаний класса "люкс" и "премиум" и максимально переносим это себе на борт. Поэтому в каютах будут и косметические средства, и халаты, и кондиционеры, в коридорах везде будут стоять кулеры, и так далее.

И последний вопрос: где набирается экипаж, персонал и какова его подготовка?

— Судоводители, матросы, весь экипаж набирается в Пинске, и понятно, что далеко не с улицы. У Днепро-Бугского водного пути есть флот, поэтому это опытные люди, которые всегда работали на флоте, причем именно на этом маршруте. Еще на этапе строительства были определены капитан и старший механик теплохода. Они наблюдали строительства корабля последние два года, это все проходило на их глазах. Поэтому наш капитан – это не тот, кто пришел в гости. Нет, он знает каждый винтик, знает, что под этим винтиком, как оно было сделано, как это продумано и так далее.

По поводу персонала, который занимается обслуживанием пассажиров, сервисом пассажиров... Как вы понимаете, судно небольшое, и здесь применяется модель более сокращенного экипажа. Хотя он все равно больше, чем на круизных баржах в Европе, при схожей пассажировместимости. Собирается персонал по всей Белоруссии, проходит отбор, затем будет непосредственно проходить подготовку, тренинг на этом теплоходе.
 
 
Материалы по теме:
"Круизы никогда не стоили дешево, просто за них кто-то доплачивал" (интервью с директором компании "НИКА" Михаилом Корнышевым)
Круизный туризм в России: вызовы и возможности (статья руководителя компании "Инфофлот" Александра Соснина)
"НИКА", ООО Санкт-Петербург
+7(812)702-72-00



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Виктория Корабеловна рассказала в прямом эфире о проекте электросудна "Байкал"
17:30 / судостроение