Для анализа современного состояния и основных направлений развития российского судостроения, деятельности государства и бизнеса по созданию конкурентоспособного облика судостроительной промышленности 9 апреля 2015 года в "Доме молодёжи" на Новоизмайловском проспекте Санкт-Петербурга была организована конференция "Российское судостроение".
Список участников мероприятия состоял из 247 человек, список докладчиков из 18 персон. Доложиться успели все, регламент по общему дозволению был нарушен дважды. После приветственных слов двигаться к цели начали масштабно – Сергей Иванович Буянов, генеральный директор из ЗАО "ЦНИИ морского флота" доложил о состоянии мирового судостроения.
Кроме Сергея Ивановича во "всемирном блоке" больше докладчиков не было.
С приветственного слова от лица Министерства промышленности и торговли РФ начал своё выступление Чемоданов Александр Владимирович.
Поскольку Министерство в пояснениях не нуждается он начал с места в карьер:
"Из существующих проектов создания новых производственных мощностей, сегодня по ряду причин наиболее реальным представляется создание современного судостроительного комплекса в Большом камне Приморского края на базе Дальневосточного завода "Звезда". Если ранее управлением занималась ОСК, то в настоящее время осуществляются организационные юридические и финансовые мероприятия по передаче управления проектом консорциуму, созданному с участием Роснефти, Газпромбанка, "Совкомфлота" и НОВАТЭКА. Технологически от этого ничего не изменилось. Сейчас идёт реализация первой очереди – создание тяжёлого стапеля для постройки объектов первоочередной необходимости. Вторая очередь предусматривает строительство сухого дока, третья - площадки офшорного судостроения в бухте Пяти Охотников".
От строительства перейдя к модернизации производственных мощностей, представитель Минпромторга сказал: "Наиболее актуальный для нас сейчас проект – модернизация Северной верфи с созданием сухого дока, что касается производственных мощностей, то интересным представляется вопрос по Крыму, там серьёзные возможности по характеристикам построечных мест у завода "Залив", но существует ряд проблем, в том числе по системе комплектации.
Говоря о государственной поддержке судостроения, Александр Владимирович заметил: "Предпринимаются попытки по практическому применению 305-ФЗ в части судостроения. Пионерским проектом является создание особой экономической судостроительной зоны в Астрахани, там шёл длительный процесс, который в нашем понимании завершён или близится к завершению. Этот опыт может быть интересен, предлагаю организаторам в следующем году пригласить астраханцев".
Развивая тему модернизации производства на Северной верфи, главный инженер ПФ "Союзпроектверфь" Юрий Алексеевич Панкратов доложил: "Мы разработали концептуальный проект развития и реконструкции Северной верфи, который предусматривает, как основное сооружение сухой док с соответствующими корпусообрабатывающими, окрасочными камерами и так далее. Строительство дока состоит из двух этапов. На первом предусматривается создание дока размером 220*68 метров, и по нашей концепции на втором этапе он должен быть удлинён до 420 метров и перекрыт эллингом, шириной порядка ста метров. Сегодня наши концептуальные проработки рассмотрены заказчиком, составлено задание на проектирование".
Подводя итог этой части своего выступления, он добавил: "Про финансирование пока ничего не могу сказать – вопрос решается".
Не в первый раз в сообщениях делегатов зашла речь о заводе "Звезда". Проекта строительства верфи также коснулся Юрий Панкратов: "Разработчиками проекта являемся мы, "Союзпроектверфь", первый вариант был корейский - DSME. Но у них не сложилась эта работа. Нам было поручено заняться проектированием с учётом всех российских норм и правил, с последующим прохождением экспертиз. Мы начали работу с корпусообрабатывающего производства. Здание уже построено, первоначально он был рассчитан на объём переработки металла 45 тысяч тонн, но в связи с развитием комплекса и строительством стапеля, есть необходимость первую очередь довести до объёма по металлу 95 тысяч тонн металла в год, поэтому всё, что уже построено нужно домодернизировать и вновь пройти государственную экспертизу.
По стапелю ещё будут изменения, связанные с системой передачи заказов на воду, там плавучий док предусмотрен, ранее он был композитный, теперь будут применены другие решения, нужно будет их выносить на экспертизу. Для того, чтобы завершить работы по первой очереди, сегодня идёт проектирование комплектующих и вспомогательных цехов. Договор на разработку проекта мы уже заключили с заводом "Звезда". Кстати, при патронаже проекта Роснефтью, договор, как юридическое лицо и заказчик держит "Звезда". До конца текущего года планируем спроектировать вспомогательные цехи и выйти на соответствующие государственные экспертизы".
Движение в выступлении главного инженера было продолжено от частного к общему:
"Во второй половине прошлого года решением ОСК нам было поручено проработать концептуальные проекты развития основных производств предприятий, входящих в ОСК. "Союзпроектверфь" уже практически завершила проектирование, осталось несколько предприятий, включая "Севмаш", окончание работ запланировано на апрель месяц. Мы собрали предложения заводов и, как бывший генеральный проектировщик пропустили их через технологическое обсуждение. Цель была такая: повысить показатели производства, просчитать затраты. Дальше концептуальные проекты, после соответствующего согласования с заказчиками в комплексе будут рассмотрены ОСК. Дальше это станет основой для анализа и оптимизации затрат в будущем, потому что программа развития до 30-го года это не константа, это будет информация для выбора приоритетов, на какие реальные деньги рассчитывать. Мы посчитали затраты по удельным показателях в дальнейшем их можно взять за базу, как наиболее очевидные".
От ОСК на конференцию был делегирован Владимир Геннадьевич Рачин, руководитель Дирекции программ "Суда река-море", он рассказал о стратегии ОСК в области гражданского судостроения и портфеле заказов: "За период с 2007 по 2014 год ОСК интегрировала около 60-ти верфей и конструкторских бюро, на которые приходится примерно 80% продукции отечественного судостроения. На дочерних и зависимых обществах трудится около 85 тысяч человек. ОАО "ОСК" исполняет функции владельца, корпоративного центра и управляющей компании группы ОСК.
В настоящее время на базе дочерних зависимых обществ группы ОСК в ключевых транспортных узлах предполагается формирование современных судостроительных кластеров - особых зон экономических зон производственного типа.
Согласно утверждённой 30 октября 2013 года Стратегии развития ОСК на период до 2030 года, миссия корпорации заключается во всестороннем обеспечении спроса отечественных и зарубежных заказчиков высокотехнологичной продукции судостроения в целях обеспечения обороноспособности и социально-экономического развития РФ.
Отечественный судостроитель удовлетворяет сегодня порядка 4-6% потребности внутренних заказчиков, поэтому задачу загрузки российских предприятий я считаю наиболее важной. В стратегии она сформулирована как удовлетворение спроса отечественных заказчиков на уровне до 50% в части постройки морской техники, до 100 % в части инжиниринга. На сегодня мы хотим в 10 раз увеличить долю отечественного рынка для ОСК. С моей точки зрения, это очень глобальная и сложновыполнимая задача".
Первое, в рамках стратегии импортозамещение не прописано. Второе - некоторое время назад нам передали письмо от Б.А.Кабакова (директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники министерства промышленности и торговли, - примечание редакции), где сказано о том, что утверждён план импортозамещения на уровне министерства. Нам поставлена задача полностью заместить импортное комплектующее оборудование в кораблестроении, в гражданском судостроении - свести употребление импортного оборудованию к минимуму, если существует российский аналог по качеству.
В ходе конференции были заданы ориентиры, а также названы уже достигнутые показатели, которые довольно часто вызывали удивление у слушателей. Последовательность выступающих была отлично подобрана, темы докладов одна за одной "вытекали" друг из друга.
Управляющий директор Северо-Западного пароходства, Выговский Альберт Николаевич, продолжил тему, которой коснулся его коллега из ОСК - его доклад назывался "Меры государственного стимулирования обновления торгового флота": "По данным Российского речного регистра, большинство речного флота, которое оперируется на территории РФ, это суда старше 21 года, только маленькая толика – 10-20%, моложе 10 лет, по сути дела практически все они танкеры. Российский речной флот нуждается в обновлении. Государственные меры по стимулированию смены парка устаревших судов - закон 305, который благодаря регистрации судов, построенных на российских верфях после 1 января 2010 в Российском международном реестре позволяет оперировать этими судами с льготным налоговым режимом. Создание на базе верфей свободных экономических зон с льготным налоговым режимом, который может привести к снижению себестоимости в рублях. И постановление № 383 - предоставление российским компаниям возмещения затрат по кредитам и лизинговым платежам при строительстве судов на российских верфях. Эти меры дали толчок для крупных судоходных компаний, в том числе и нам, к строительству и обновлению флота. Но эти меры, как показала практика недостаточны – постановление Правительства №383 имеет проблему хронического недофинансирования, что касается 305-ФЗ, пока мы примеров действия свободной экономической зоны в Астрахани не ощущаем".
Также, в своём выступлении Альберт Выговский много времени уделил вопросу утилизационного гранта.
Как часто бывает, ближе к концу конференции, в зале оставалось всё меньше слушателей. По большей части докладчики, собственно, доложившись, спешили откланяться.
Однако, не менее интересные выступления организаторы оставили на десерт, который был подан после 15.00. Одним из таких сообщений стал доклад директора по работе с крупным бизнесом ГК "Альфа-Лизинг" Лии Александровны Волковой о лизинге в судостроении, этой темы многие спикеры довольно часто касались в выступлениях.
По-моему, на мероприятии всё было по делу – доклады и их последовательность, вопросы, раскрывающие слабые и сильные стороны сообщений и даже одна бутылка всё-таки заграничного вина на финальном банкете, которая верно и была рассчитана на оставшихся 30 человек и почти всю финскую делегацию честно анализировавшую российское судостроение до победного конца.
Это лишь затравка. В ближайшее время вашему вниманию будут предложены материалы конференции с комментариями докладчиков и делегатов.
Фрагмент доклада Сергея Ивановича Буянова, генерального директора ЗАО "ЦНИИ морского флота" / Материалы конференции |
Кроме Сергея Ивановича во "всемирном блоке" больше докладчиков не было.
С приветственного слова от лица Министерства промышленности и торговли РФ начал своё выступление Чемоданов Александр Владимирович.
Поскольку Министерство в пояснениях не нуждается он начал с места в карьер:
"Из существующих проектов создания новых производственных мощностей, сегодня по ряду причин наиболее реальным представляется создание современного судостроительного комплекса в Большом камне Приморского края на базе Дальневосточного завода "Звезда". Если ранее управлением занималась ОСК, то в настоящее время осуществляются организационные юридические и финансовые мероприятия по передаче управления проектом консорциуму, созданному с участием Роснефти, Газпромбанка, "Совкомфлота" и НОВАТЭКА. Технологически от этого ничего не изменилось. Сейчас идёт реализация первой очереди – создание тяжёлого стапеля для постройки объектов первоочередной необходимости. Вторая очередь предусматривает строительство сухого дока, третья - площадки офшорного судостроения в бухте Пяти Охотников".
От строительства перейдя к модернизации производственных мощностей, представитель Минпромторга сказал: "Наиболее актуальный для нас сейчас проект – модернизация Северной верфи с созданием сухого дока, что касается производственных мощностей, то интересным представляется вопрос по Крыму, там серьёзные возможности по характеристикам построечных мест у завода "Залив", но существует ряд проблем, в том числе по системе комплектации.
Говоря о государственной поддержке судостроения, Александр Владимирович заметил: "Предпринимаются попытки по практическому применению 305-ФЗ в части судостроения. Пионерским проектом является создание особой экономической судостроительной зоны в Астрахани, там шёл длительный процесс, который в нашем понимании завершён или близится к завершению. Этот опыт может быть интересен, предлагаю организаторам в следующем году пригласить астраханцев".
- Когда может быть заложено первое судно на судостроительном комплексе "Звезда"?
Развивая тему модернизации производства на Северной верфи, главный инженер ПФ "Союзпроектверфь" Юрий Алексеевич Панкратов доложил: "Мы разработали концептуальный проект развития и реконструкции Северной верфи, который предусматривает, как основное сооружение сухой док с соответствующими корпусообрабатывающими, окрасочными камерами и так далее. Строительство дока состоит из двух этапов. На первом предусматривается создание дока размером 220*68 метров, и по нашей концепции на втором этапе он должен быть удлинён до 420 метров и перекрыт эллингом, шириной порядка ста метров. Сегодня наши концептуальные проработки рассмотрены заказчиком, составлено задание на проектирование".
Подводя итог этой части своего выступления, он добавил: "Про финансирование пока ничего не могу сказать – вопрос решается".
Фрагмент презентации Юрия Алексеевича Панкратова, ПФ "Союзпроектверфь" / Материалы конференции |
Не в первый раз в сообщениях делегатов зашла речь о заводе "Звезда". Проекта строительства верфи также коснулся Юрий Панкратов: "Разработчиками проекта являемся мы, "Союзпроектверфь", первый вариант был корейский - DSME. Но у них не сложилась эта работа. Нам было поручено заняться проектированием с учётом всех российских норм и правил, с последующим прохождением экспертиз. Мы начали работу с корпусообрабатывающего производства. Здание уже построено, первоначально он был рассчитан на объём переработки металла 45 тысяч тонн, но в связи с развитием комплекса и строительством стапеля, есть необходимость первую очередь довести до объёма по металлу 95 тысяч тонн металла в год, поэтому всё, что уже построено нужно домодернизировать и вновь пройти государственную экспертизу.
По стапелю ещё будут изменения, связанные с системой передачи заказов на воду, там плавучий док предусмотрен, ранее он был композитный, теперь будут применены другие решения, нужно будет их выносить на экспертизу. Для того, чтобы завершить работы по первой очереди, сегодня идёт проектирование комплектующих и вспомогательных цехов. Договор на разработку проекта мы уже заключили с заводом "Звезда". Кстати, при патронаже проекта Роснефтью, договор, как юридическое лицо и заказчик держит "Звезда". До конца текущего года планируем спроектировать вспомогательные цехи и выйти на соответствующие государственные экспертизы".
Движение в выступлении главного инженера было продолжено от частного к общему:
"Во второй половине прошлого года решением ОСК нам было поручено проработать концептуальные проекты развития основных производств предприятий, входящих в ОСК. "Союзпроектверфь" уже практически завершила проектирование, осталось несколько предприятий, включая "Севмаш", окончание работ запланировано на апрель месяц. Мы собрали предложения заводов и, как бывший генеральный проектировщик пропустили их через технологическое обсуждение. Цель была такая: повысить показатели производства, просчитать затраты. Дальше концептуальные проекты, после соответствующего согласования с заказчиками в комплексе будут рассмотрены ОСК. Дальше это станет основой для анализа и оптимизации затрат в будущем, потому что программа развития до 30-го года это не константа, это будет информация для выбора приоритетов, на какие реальные деньги рассчитывать. Мы посчитали затраты по удельным показателях в дальнейшем их можно взять за базу, как наиболее очевидные".
Конференция "Российское судостроение" / Корабел.ру |
- Вы подтверждаете возможность закладки первого судна на "Звезде" в 2016 году?
От ОСК на конференцию был делегирован Владимир Геннадьевич Рачин, руководитель Дирекции программ "Суда река-море", он рассказал о стратегии ОСК в области гражданского судостроения и портфеле заказов: "За период с 2007 по 2014 год ОСК интегрировала около 60-ти верфей и конструкторских бюро, на которые приходится примерно 80% продукции отечественного судостроения. На дочерних и зависимых обществах трудится около 85 тысяч человек. ОАО "ОСК" исполняет функции владельца, корпоративного центра и управляющей компании группы ОСК.
В настоящее время на базе дочерних зависимых обществ группы ОСК в ключевых транспортных узлах предполагается формирование современных судостроительных кластеров - особых зон экономических зон производственного типа.
Фрагмент презентации Владимира Геннадьевича Рачина, ОСК / Материалы конференции |
Согласно утверждённой 30 октября 2013 года Стратегии развития ОСК на период до 2030 года, миссия корпорации заключается во всестороннем обеспечении спроса отечественных и зарубежных заказчиков высокотехнологичной продукции судостроения в целях обеспечения обороноспособности и социально-экономического развития РФ.
Отечественный судостроитель удовлетворяет сегодня порядка 4-6% потребности внутренних заказчиков, поэтому задачу загрузки российских предприятий я считаю наиболее важной. В стратегии она сформулирована как удовлетворение спроса отечественных заказчиков на уровне до 50% в части постройки морской техники, до 100 % в части инжиниринга. На сегодня мы хотим в 10 раз увеличить долю отечественного рынка для ОСК. С моей точки зрения, это очень глобальная и сложновыполнимая задача".
Владимир Геннадьевич Рачин / Корабел.ру |
- В рамках стратегии ОСК отсутствовало такое модное слово, как импортозамещение, оно заменено какими-то другими фразами или вообще как вы планируете его реализовывать?
Первое, в рамках стратегии импортозамещение не прописано. Второе - некоторое время назад нам передали письмо от Б.А.Кабакова (директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники министерства промышленности и торговли, - примечание редакции), где сказано о том, что утверждён план импортозамещения на уровне министерства. Нам поставлена задача полностью заместить импортное комплектующее оборудование в кораблестроении, в гражданском судостроении - свести употребление импортного оборудованию к минимуму, если существует российский аналог по качеству.
В ходе конференции были заданы ориентиры, а также названы уже достигнутые показатели, которые довольно часто вызывали удивление у слушателей. Последовательность выступающих была отлично подобрана, темы докладов одна за одной "вытекали" друг из друга.
Управляющий директор Северо-Западного пароходства, Выговский Альберт Николаевич, продолжил тему, которой коснулся его коллега из ОСК - его доклад назывался "Меры государственного стимулирования обновления торгового флота": "По данным Российского речного регистра, большинство речного флота, которое оперируется на территории РФ, это суда старше 21 года, только маленькая толика – 10-20%, моложе 10 лет, по сути дела практически все они танкеры. Российский речной флот нуждается в обновлении. Государственные меры по стимулированию смены парка устаревших судов - закон 305, который благодаря регистрации судов, построенных на российских верфях после 1 января 2010 в Российском международном реестре позволяет оперировать этими судами с льготным налоговым режимом. Создание на базе верфей свободных экономических зон с льготным налоговым режимом, который может привести к снижению себестоимости в рублях. И постановление № 383 - предоставление российским компаниям возмещения затрат по кредитам и лизинговым платежам при строительстве судов на российских верфях. Эти меры дали толчок для крупных судоходных компаний, в том числе и нам, к строительству и обновлению флота. Но эти меры, как показала практика недостаточны – постановление Правительства №383 имеет проблему хронического недофинансирования, что касается 305-ФЗ, пока мы примеров действия свободной экономической зоны в Астрахани не ощущаем".
Также, в своём выступлении Альберт Выговский много времени уделил вопросу утилизационного гранта.
Как часто бывает, ближе к концу конференции, в зале оставалось всё меньше слушателей. По большей части докладчики, собственно, доложившись, спешили откланяться.
Однако, не менее интересные выступления организаторы оставили на десерт, который был подан после 15.00. Одним из таких сообщений стал доклад директора по работе с крупным бизнесом ГК "Альфа-Лизинг" Лии Александровны Волковой о лизинге в судостроении, этой темы многие спикеры довольно часто касались в выступлениях.
Фрагмент презентации Лии Александровны Волковой, ГК "Альфа-Лизинг" / Материалы конференции |
По-моему, на мероприятии всё было по делу – доклады и их последовательность, вопросы, раскрывающие слабые и сильные стороны сообщений и даже одна бутылка всё-таки заграничного вина на финальном банкете, которая верно и была рассчитана на оставшихся 30 человек и почти всю финскую делегацию честно анализировавшую российское судостроение до победного конца.
Это лишь затравка. В ближайшее время вашему вниманию будут предложены материалы конференции с комментариями докладчиков и делегатов.